Смекни!
smekni.com

Особенности, ценность и добыча яшмы (стр. 4 из 5)

Цветная яшма по преданиям единодушно занимает первенство на небесном своде. Вобравшая в себя весь спектр солнечного света, многоцветная яшма - камень грез и вдохновения, символ тайн бытия. Энергия яшмы пассивна и тяжела, но несет доброе тепло и обладает целительной силой. Камень превозмогает силы зла и приносит в душу покой, способствует восстановлению силы и памяти, дает стойкость для того, чтобы успешно противостоять искушениям. Пейзажные яшмы помогают настраиваться на медитацию, погружая в наши собственные эмоции и чувства и помогая увидеть их в необычном ракурсе. [3]

А древнекитайский поэт Цюй Юань писал так:

"Кто с яшмою спутает простые камни,

Не отличает преданность от лести,

Те, знаю я, завистливы и грубы,

И помыслы мои им непонятны".[9]

Теперь я хочу поведать о врачующих способностях яшмы. Конечно, многие могут и не верить в её исцеляющие способности, но кто же знает как есть на самом деле…

Итак, яшма предохраняет человека от болезней. Улучшает память, лечит заболевания желудочно-кишечного тракта, снимает боль при ушибах и переломах, она спасает от простуды. Помогает улучшить зрение, снять зубную боль.

Древние китайцы считали яшму одним из важнейших фармакологических средств для очищения внутренних органов.

В Таиланде есть храм изумрудного Будды. В нем находится статуя Будды весом 5,5 т, выточенная из цельного монолита изумрудно-зеленой яшмы, обладающая мощной целительной энергией.

По даосским представлениям, яшма считалась «камнем жизни», так как укрепляла физическое тело и продлевала жизнь.

Красная яшма помогает при кровотечениях, низком артериальном давлении, лечит эпилепсию и лихарадку, врачует женские болезни (бесплодие), обостряет обоняние. Зеленой, желтой и белой яшме приписывают свойства успокаивать желудочные боли, роженице быстро родить, если привязать к бедру. Темно-коричневая яшма поможет утолить жажду. Лучше всего помогает, яшма оправленная в серебро. При болезни желудка, украшение в виде ожерелье должно доходить до области желудка.[3]

10.Разновидности

Окраска Происхождение

1.Однородные:

Красная всех видов до черной; Обычно метаморфизованные белая, розовая, фиолетовая, зеленая, глубоководные илы, режесерая и другие. фельзитовые изверженные породы.

1.а. Однородные с отдельными пятнами и включениями

Палевая с черными дендритами Изверженная порода

С пятнами, струями, облаками Осадочная породанежного рисунка

С белыми или черными точками Изверженный порфир

2. Полосатые

Параллельно-ленточные яшмы,

Различные по типу и цвету лент:

С резкими границами (красно-зеленая);

с мягкими переходами (красно-желтая); Осадочные глубоководные с крупными (свыше 1 см) лентами илы(желто-зеленая); с мелкими (до 1 см)

Лентами (серо-желтая, зеленая и др.)

Волнисто-ленточные (зеленая). Метаморфические сланцы и

Ленты искривлены, сломаны, сброшены кварциты

Струйчатые с мелкими порфировидными Изверженные породывыделениями

3. Порфировые

С крупными и мелкими Силифицированные

Вкрапленниками полевых шпатов порфиты

С прозрачными включениями Кварцевые порфирыкварца

С черными включениями Порфириты, габбро,(авгита, амфибола) авгитовые порфиры

4. пестроцветные (ситцевые)

Однородные с жилками другого цвета.

Гидротермальная

Пестрые разных цветов перекристаллизация с одноцветным цементом. яшмовых пород

Мягкой волнистой окраски и т.д.

5. Брекчии, конгломераты

Порфировые брекчии, Брекчии эруптивного происхождения

яшмовые брекчии, конгломераты

6. Сфероидальные (коленчатые) и натечные (агатовые) яшмы

Копейчатые крупные и мелкие

Изверженные породы

Агатовые полосатые слоистые

Батарейные [2]

Существуют и другие классификации. Так по характеру рисунка и распределению окраски можно выделить следующие декоративнее разновидности яшм:

I. По текстуре:

1. Полосатые, параллельно-полосчатые, ленточные с широкими или узкими полосками серого, зеленого, желтого, красного цвета, волнистые с изогнутыми и «слойчатыми» полосками, струйчатые (например: Кушкульдинская башкирская яшма из красных и зеленых полос). (Ленточные яшмы склонны распадаться по границам слоев)

2. Одноцветные - палевые, белые, розовые, красные, фиолетовые, зеленые, серые, а также с пятнами и включениями в виде дендритов, цветных точек;

3. Порфировые с однородным мелкозернистым фоном черного, фиолетового, красного цвета и вкраплениями другого цвета;

4. Конгломераты;

5. Сфероидальные - «копейчатые», «куличковые», а также натечные (агатовые), слоистые, полосчатые, батарейные (фортификационные);

6. Пестроцветные с пятнистой окраской, цветными жилками, типа «ситцевых», «парчевых», «акварельных», «мясного агата» с мягкой как бы размытой, иногда волнистой окраской;

7. Также выделяют: глазчатые, сургучные, пейзажные (с ландшафтным рисунком) и др.

II. По составу разделяют кварцевые - собственно яшмы (халцедоновые и кварц-халцедоновые), яшмоиды – полево-шпато-кварцевые яшмовидные породы.[3]

11. Искусственные аналоги, подделки, имитации, изменения свойств

Возможно, благодаря многочисленным ярким краскам, которые хранит в себе яшма, её трудно подделать. Иногда яшму используют для имитации других пород. Так для улучшения цвета и придания благородности поделочные яшмы искусственно подкрашивают, например, в синий цвет с целью имитации более дорогого и редкого лазурита.[3]

12. Способы добычи и первичной переработки, экологические последствия добычи

При всей красоте и силе этого камня добыча яшмы оказалась трудна.

До рубежа XVIII-XIX вв. в камнеобрабатывающей промышленности не было никаких механизмов и всю обработку вели вручную. Твердый камень сортировали по величине кусков, окраске и рисункам и обивали. Затем каменные болванки распиливали на части пилой с подсыпкой под нее абразивного порошка. Круглые отверстия в камне высверливали при помощи трубки из мягкого железа с тем же абразивом. Молоток, долото, напильники-были основными инструментами мастера-каменщика. Обработанные вчерне изделия шлифовали тяжелыми чугунными гладилками, под которые насыпали абразивный порошок. Во время шлифовки поверхность камня поливали водой; перетертые частицы камня смешивали с абразивным порошком, образуя так называемый шлам, его собирали и снова употребляли для шлифовки. После шлифовки каменное изделие подвергали полировке. Перед полировкой все трещины и поры в камне, оставшиеся после обработки, тщательно заделывали подобранной под цвет камня мастикой; камень промывали водой и протирали тряпкой. Для того чтобы придать готовому изделию зеркальный блеск, его посыпали полировальным порошком - крокусом или трепелом (крокус – абразивный материал Fe2O4; трепел - кремневая горная мука, состоящая из аморфного кремнезема и измельченных скелетов микроорганизмов) и терли "куклой" – войлочной подушкой.

При Петре I в Петергофе была основана первая фабрика по производству облицовочных материалов, идущих для нужд строительства в Петербурге.

Несколько позднее, в 1726 г., в новом городе Екатеринбурге (Свердловске) была создана Шлифовально-гранильная фабрика, а при Екатерине

II - Колыванская фабрика на Алтае.

Большое искусство требовалось от мастеров-каменотесов при подборе камня по рисунку, что чрезвычайно важно при работе с такими породами камня, как рисунчатые яшмы. В середине XVIII в. из среды уральских камнерезов выдвинулся талантливый мастер Никита Бахарев. Он был первым, кто пытался механизировать добычу и обработку камня. Им былисконструированы первые механизмы, которыми оснащались вновь строящиеся гранильные и шлифовальные фабрики.

В начале XIX в. техника обработки камня была усовершенствована подмастерьем Василием-Каковиным: он изобрел приводившийся вдвижение водой механизм для распиловки и сверловки больших камней. С этого времени и вплоть до Великой Октябрьской социалистическойреволюции первичная обработка камня, изготовление несложных по форме изделий и полировка круглых вещей производилась при помощи подобных механизмов. В настоящее время на камнеобрабатывающих заводах для распиловки камня служат полуавтоматические резальные станки, на которых установлены дисковые пилы или абразивные диски.

Сверловка твердого камня производится на сверловочных полуавтоматах, шлифовка и полировка - на шлифовально-полировальных станках.. Ручнойтруд при обработке твердого и полутвердого камня остался только там, где особая сложность формы декоративной вещи не дает возможности применить механизмы. В начале XIX в. в связи с сокращениемдворцово-усадебного строительства значительно уменьшились заказы на крупные изделия из цветного поделочного камня. Монументальныедекоративные произведения камнерезного искусства постепенно уступили место более камерным вещам: письменным приборам, подсвечникам, шкатулкам. Появляются табакерки, туалетные вазочки и лоточки, кольца, серьги, броши, печатки, камеи из яшмы и других камней. После отменыкрепостного права цветной поделочный камень стали употреблять только лишь как полуфабрикат для ювелирной промышленности.

После революции 1917 года в камнерезном производстве добычейтвердого камня и его обработкой, требующей сложного заводского оборудования, стала заниматься государственная промышленность.[12]

Экологических последствий я не нашла, значит есть вероятность, что добыча и переработка не наносят вреда нашей экологии.


Заключение

Рассмотренная мною тема дает полное и неполное представление о яшме, так как описать все качества, которыми она обладает просто невозможно, написаны сотни книг, даже в художественных произведениях ни единожды упоминается о ней, в частности о тех мистических и целебных свойствах, которыми издавна нарекли яшму. Я попробовала рассмотреть основные свойства этого прекрасного узорчатого камня, написать места его происхождения и зарождения, области использования, способы добычи и способы обработки. Работа над данной темой доставила мне большое удовольствие, так как я узнала много нового и интересного. Надеюсь, что и Вам она также понравится.