Смекни!
smekni.com

Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов 2 (стр. 2 из 2)

Одним из основных проблемных вопросов в понятии сущности финансов выступает вопрос о надобности финансов в принципе. Например Э.А.Вознесенский и А.М.Бирман полагали, что главным условием появления и функционирования финансов выступает государство. В основном почти все экономисты объясняют необходимость финансов существованием государства без глубокого обоснования, беря это за аксиому. Но если рассматривать сущность понятия категории финансы глубже, то можно заключить, что это слишком упрощенный подход.

На это обращает свое внимание профессор В.М.Родионова, которая в своих трудах полагает, что фактор существования государства не достаточно для того, чтобы принимать его деятельность за причину, порождающую финансы. Она считает, что необходимым условием существования финансов, выступает наличие денег, а причина, которая порождает их возникновение – это потребности хозяйствующих субъектов и государства в ресурсах, необходимых для их нормального функционирования. Помимо этого есть и еще один фактор, необходимый для существования финансов. Этим фактором является общественное воспроизводство.

На данном этапе развития экономической науки практически все экономисты понимают необходимость существования финансов и их существенную роль в исполнении государством своих непосредственных функций.

Если рассматривать финансы как совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципиальным единством в рамках общей категории — «финансы», но характеризующихся своими специфическими особенностями в формировании и использовании денежных средств (доходов) и различной значимостью в общественном воспроизводстве и экономической системе в целом1, следует отметить, что, несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия и многочисленных дискуссий, предмет исследования (понятие, сущность, природа, структура, особенности, место финансов), в отличие от других экономических финансовых категорий, в системе производственных отношений не определен.

Существует много определений понятия и сущности финансов. Еще в 1062 г. известный экономист, профессор Д. А. Аллахвердян определил понятие финансов следующим образом: «Социалистические финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме образуются фонды денежных ресурсов, используемые на нужды расширенного воспроизводства и удовлетворения других общегосударственных потребностей».

Современные исследователи этой проблемы В. М. Родионова, Н. Г. Сычев, Л. А. Дробозина, Н. В. Гаретовский и др. лишь в различной степени интегрировали и видоизменяли известные определения понятия и сущности финансов. Главным и принципиальным недостатком подобных определений является отсутствие в них объекта исследования, той совокупности денежных отношений, которая определяет специфику исследуемой категории. Сущностный признак и основа понятия финансов в них определяется как распределение совокупного общественного продукта и национального дохода. Но этот сущностный признак имеет самый общий характер и никак не определяет специфику, особенность и место финансов в этом распределительном процессе. Из подобных определений следует, что финансы охватывают не только фазу распределения, но и фазы производства, обмена и потребления общественного продукта.

Если это так, то каково место финансов в каждой из этих фаз или стадий движения совокупного общественного продукта?

Несколько конкретизируют основной сущностный признак в понятии финансов профессора В. М. Федосов и С. Я. Огородник1, рассматривая его как процесс распределения (перераспределения) части стоимости совокупного общественного продукта. В их определении специфика финансов рассматривается как часть СОП, но какая ее составная часть (производство, распределение, обмен, потребление), не называется.

К сожалению, общее определение финансов не позволяет реализовать те финансовые категории, которые можно использовать в практике хозяйствования в современных условиях.

Оригинальное определение финансов дает профессор Э. А. Вознесенский, который считает, что «финансы социализма представляют собой систему императивных денежных отношений, выражающихся в формах планомерного движения главным образом чистого дохода, образования и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов с целью удовлетворения потребностей социалистического государства». В этом определении автор справедливо конкретизирует основной сущностный признак — движение чистого дохода. Другая особенность финансов, по мнению автора, состоит в том, что процессы формирования и использования чистого дохода контролируются и регламентируются государством; в силу этого таким отношениям государство придает императивный характер, т. е. финансовые отношения связаны и обусловлены только функционированием государства. Другие стоимостные отношения распределения, считает Э. А. Вознесенский, входят в отношения производства и обмена.

Последователи этого научного направления, в частности Б. М. Сабанти, развивая эту идею, также ошибочно считают, что финансов предприятий нет. Все денежные отношения по поводу образования и использования доходов, ресурсов и средств на уровне предприятий и между ними относятся к денежному хозяйству и не являются финансами. Термин «финансы» относится к ресурсам государства в целом.

Э. А. Вознесенский, правильно определяя сущностный признак финансов — чистый доход, рассматривает лишь одну сторону финансовых отношений — отношений перераспределения и создания централизованного фонда денежных средств государства. Другая сторона — обеспечение расширенного воспроизводства и всего кругооборота фондов находится за пределами финансовых отношений. Правильно найденный объект исследования — чистый доход, создаваемый в сфере материального производства как клеточка финансовых отношений, — исходное звено и источник перераспределительных финансовых отношений почему-то находится за пределами финансовых отношений. Основанием для такого вывода послужила лишь констатация факта чистого дохода как источника перераспределительных финансовых отношений с государством, но без отражения зависимости и взаимосвязи кругооборота фондов с другой частью чистого дохода, сужая этим сферу финансовых отношений.