Смекни!
smekni.com

Денежная система понятие, проблемы формирования (стр. 6 из 9)

Количество банкнот, выпущенных в обращение в отдельных странах, млн листов

На 01.01.2006 г. На 01.01.2007 г. На 01.01.2008 г.
Россия 5158 6083 6725
США* 25 600 26 400 26 900
Великобритания 639 770 1231
Еврозона 10 368 11 349 12114

В связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, в условиях современного капитализма осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, то есть установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. В США с 1975 г. Федеральная резервная система (ФРС) периодически отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращении денежной массы в обращении на предстоящие 12 месяцев. ФРС регулярно публикует целевые ориентиры, темпы прироста денежных средств.

В настоящее время во всем мире число стран, продолжающих придерживаться денежного таргетирования, включая Россию, не превышает тридцати. В качестве эталона денежного таргетирования считается политика, проводимая немецким Бундесбанком. Начиная с 1975 г. после распада Бреттон-Вудской системы Бундесбанк придерживается политики денежного таргетирования. До 1988 г. в качестве целевого ориентира служила денежная база, а после - агрегат МЗ. Только в 54% случаев центральный банк сумел достичь поставленных целей. В среднем доля успешных случаев достижения целевого ориентира в странах, придерживающихся инфляционного таргетирования более десяти лет, составляет 88%. .[14]

К числу наиболее неблагоприятных факторов, препятствовавших успешному проведению денежного таргетирования в Германии, следует отнести дисторсии на кредитном рынке, изменение валютного курса и кор­ректировки налогового законодательства. Характерно, что систематические неудачи стали преследовать Бундеебанк с середины 1980-х гг., когда финансовая система страны начала интенсивно развиваться. С 1999 г. Немецкий федеральный банк прекратил публично объявлять целевые ориентиры прироста МЗ, поскольку ответственность за проведение денежно-кредитной политики перешла к Европейскому центральному банку. Он, в свою очередь, является сторонником политики двойного таргетирования. В настоящее время Бундеебанк придерживается позиций так называемого прагматичного монетаризма, в его денежно-кредитный анализ вклдрмется оценка консолидированного баланса банковского сектора. По сути дела, можно говорить о том, что Немецкий федеральный банк перешел от таргетирования денежных агрегатов к таргетированию кредитных агрегатов банковского сектора. Тенденцию отхода от канонического денежного таргетирования можно отметить и в других странах.[13]

Столкнувшись с проблемой низкой эффективности денежного таргетирования, Банк Франции в 1994 г. объявил о смене целевого ориентира с М2 на МЗ. Кроме того, Банк Франции значительно увеличил число целевых ориентиров, к которым стал относиться даже совокупный внутренний долг. Для усиления денежно-кредитного анализа были разработаны новые классификации макроэкономических агрегатов. Структура денежных агрегатов была пересмотрена и дополнена агрегатом М4 (МЗ + казначейские векселя, коммерческие векселя и среднесрочные ноты, эмитируемые Нефинансовыми кор­порациями). Кроме того, была разработана классификация инвести­ционных агрегатов, дополняющих классические денежные агрегаты. Обе разновидности агрегатов покрывают весь возможный спектр инструментов» которые могут выступить субститутами традиционных денег. Банк Франции рассматривает их в качестве индикаторов мониторинга, которые дополняют классический целевой ориентир.

Таким образом, можно констатировать отказ от денежного таргетирования в экономически развитых странах. Большинство центральных банков стран сменило денежное таргетирование на таргетирование инфляции. Остальные центральные банки, к которым относятся немецкий Бундесбанк и Банк Франции, расширили таргетирование денежных агрегатов. Вместо целевых ориентиров денежной массы они назначают ориентиры денежных субститутов. Фактически можно говорить о возникновении нового явления в денежно-кредитной политике - инвестиционно-кредитном таргетировании.

В начале 80-х годов в большинстве малых государств, в том числе островных, были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития национальных экономик.

Таким образом, характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых капиталистических государств являются:

а) отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото; б) переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги; в) выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением являются в основном государственные ценные бумаги); г) преобладание в денежном обращении безналичного оборота; д) усиление государственного монополистического регулирования денежного обращения.

ГЛАВА 3. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБЩЕНИЯ СО СТРАНАМИ

МИРА

3.1 Проблема взаимосвязи двух денежных систем

Экономические достижения: «являются важной предпосылкой становления и развития национальной валютной системы, они способствуют выходу валюты на мировой уровень». [22]

Проблема взаимосвязи национальной денежной системы с мировой финансовой системой известна как проблема конвертации национальной валюты. «Мировой опыт создал две основные системы решения этой проблемы: нормативную и рыночную конвертацию.

Нормативная конвертация состоит в том, что государство своими распоряжениями устанавливает твердый курс обмена, который действует принудительно. Такова была, к примеру, система конвертации рубля в советское время. Можно сказать даже более жестко: социализм есть система с нормативной конвертацией.

В странах так называемого третьего мира проблема конвертации решается на внутренних валютных рынках (на мировой валютный рынок их деньги вообще не допускаются). Это рыночный механизм конвертации.

Однако создание второй валютной системы в стране позволяет подойти к проблеме конвертации принципиально иным и еще не известным в мировой практике способом. Речь идет о создании комплексной - нормативно-рыночной системы конвертации.

Аргументы в пользу именно такой комплексной системы конвертации следующие.

Введение второй финансовой системы, широкое допущение использования валюты во внутреннем обороте делает проблему обмена валюты на рубли не очень острой и существенной. Действительно, при широкой сети валютного обслуживания нет никакой острой необходимости превращать валюту в национальные деньги, ее можно использовать и в целях личного потребления, ее можно использовать и для целей экономической деятельности. Фактически потребность в таком обороте валюты в рубли остается лишь для целей спекуляции. Но вряд ли задачей общества и государства является предоставление режима наибольшего благоприятствования валютчикам и спекулянтам. Поэтому не будет особых проблем для честных граждан и бизнесменов, если обмен валюты на рубли будет происходить по нормативному способу, то есть по жестко установленному государством курсу. В конце концов, это дело добровольное. Не желаете - не меняйте. Никто вас не насилует и не требует. Потребность в таком обмене, естественно, может возникать и у честных граждан или бизнесменов, но это будут достаточно редкие случаи. Так что если и будут здесь какие-то убытки, они будут весьма редки и невелики.

Но совсем иная ситуация возникает в сфере обмена рублей на валюту. Здесь, наоборот, потребность в обмене будет чрезвычайно велика. И установление нормативного обмена приведет к существенному ограничению прав граждан и хозяйственных организаций, ибо такой обмен придется вновь жестко регламентировать. Вот почему обмен рублей на валюту предлагается осуществлять уже по рыночному типу. [25]

Как же конкретно должен действовать комплексный, нормативно-рыночный механизм конвертации?

Во-первых, государство объявляет все обменно-валютные операции государственной монополией. Ни одно юридическое лицо не имеет права на проведение этих операций. На физических лиц это ограничение не распространяется, ибо физическое лицо может всегда замаскировать проведение такого рода операций под невинные операции дарения и т. п., так что для того, чтобы не подводить всех граждан подмен уголовного кодекса, на них это прямо не распространяется, но кое-какие меры по затруднению этих обменных операций и для физических лиц могут быть предприняты.

Право на проведение обменных операций государство делегирует всем банкам, но на условиях, четко описанных и жестко контролируемых. В условиях, заданных основными макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики: «темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению, а волотильность обменного курса – к увеличению по мере перехода к более гибкому режиму курсообразования». [2]

1. Любой банк имеет неограниченное право обменивать валюту физических и юридических лиц на рубли по жесткому и раз и навсегда фиксированному и непересматриваемому курсу. При этом часть этой валюты, например 10 процентов, имеет право по этому же самому курсу выкупить за рубли территориальный орган власти, на территории которого зарегистрирован данный банк. Некоторую часть, например 1 процент, имеет право выкупить и сам банк в качестве своего дохода. Остальная же часть переводится на специальный общегосударственный валютный счет. Средствам напокупку валюты также списываются со специального общегосударственного рублевого счета.