Смекни!
smekni.com

Основы конституционного строя Российской Федерации 3 (стр. 2 из 9)

Между тем, если обратиться к Конституции РФ, то она закрепляет не только организацию государства, но и организацию гражданского общества. В.Т. Кабышев пишет, что это «система господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом». Н.А. Михалёва понимает это как «общественный строй, в котором функционирует правовое государство с республиканской формой правления, установлен демократический политический режим, признаётся приоритетное положение личности, незыблемость частной собственности, разделение властей, верховенство права и закона». Признавая ценность таких определений, следует отметить, что природу конституционного строя нельзя отождествлять с политическим режимом, существующим в конкретной стране. Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства права, но это не означает, что в нём не существует конституционный строй вообще.3 Наличие конституционного строя вытекает из народного суверенитета, предполагает право населения самостоятельно устанавливать форму организации жизни на принадлежащей территории. По мнению Мамонова В.В. конституционный строй – это система конституционных отношений, закреплённых народом в Конституции РФ и определяющих статус человека, форму государства, его политический режим, взаимоотношения между властями, положение в мировом сообществе.

Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституцион­ный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и рас­пределение товаров и благ.

С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.

Основы конституционного строя Российской Федерации как конституционный институт – это обладающие наивысшей юридической силой, систематизированные нормы Конституции, которые закрепляют базирующиеся на демократических ценностях и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского общества и государства. По мнению Бутусовой Н.В., имеются основания для выделения и конституционно-правового института основ конституционного строя, который помимо норм главы 1 Конституции включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права. Говоря иначе, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы Главы 1 Конституции выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы – функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов.4

Если сгруппировать статьи главы 1 Конституции по крупным рубрикам, то можно выделить четыре главных составляющих: политические основы конституционного строя; экономические основы конституционного строя; социальные и духовные основы конституционного строя.

1.2 Права и свободы человека как высшая ценность государства.

Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы, как высшую ценность.5

Гуманизм — своеобразный принцип консти­туционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного под­хода к проблеме "человек — государство", при котором госу­дарство берется за решение основных вопросов жизнеобес­печения, а человек превращается в винтик большой государ­ственной машины по всеобщему "осчастливливанию". Этот подход перекрывал пути к раскрытию всего потенциала человеческой личности. Государство не толь­ко не считало себя обязанным охранять права и свободы че­ловека, но ущемляло и отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглашалось служение государству и общественным интересам, что на деле оборачивалось установлением диктатуры.

Новая российская государственность радикально меня­ет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека — таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманисти­ческая сущность Конституции и всего нового конституцион­ного права России. При этом акцент делается не на коллек­тивном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимаемый с чрез­мерным универсализмом, он в состоянии подавить инициа­тиву и способности отдельного человека, привести к цар­ству серости и посредственности. А индивидуализм, напротив, раскрывает потенциал общества, и задача права содей­ствовать проявлению энергии каждого человека.

Приоритет человека перед государством позволяет осоз­нать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициа­тивы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморе­гулирования, т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затро­нуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Та­кое понимание соотношения человека, общества и государ­ства подчеркивает гуманистическую сущность конституци­онного строя.

Выражение "высшая ценность" — это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конститу­ционный текст, то превращается в категорию правовую, т. е. в обязательное правило для всех членов общества — как об­леченных, так и не облеченных властью. Последующие гла­вы Конституции, и особенно гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", подчинены этому принципу, раскрыва­ют и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность за­конодательной и исполнительной власти, местного самоуп­равления и обеспечиваются правосудием". Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механиз­ма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с прицепом целесообразности при решении того или иного вопроса при­оритет должен отдаваться правам и свободам.

Основные обязанности государства в этой сфере сво­дятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и зако­нах всего объема прав и свобод, предусмотренных общеприз­нанными нормами международного права, а также неотъем­лемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не толь­ко воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и адми­нистративных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание со­ответствующих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценно­стью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отде­лить такую ограничительную, а по существу правозащит­ную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит вы­родиться в произвол. Государство, кроме того, должно сле­дить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценнос­тью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все го­сударственные органы и вся правовая система страны.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявля­ется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязаннос­тей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет пра­ва в сфере осуществления государственной власти (напри­мер, право избирать и быть избранным в органы государ­ственной власти). Преимущество гражданства также в обя­занности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который пре­доставляется гражданством, наполнен гарантиями, реали­зация которых во многом зависит от должностных лиц госу­дарства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы "человек — государство" и ставит его ос­новные положения в разряд основ конституционного строя.