Смекни!
smekni.com

Исторические предпосылки возникновения финансов (стр. 3 из 5)

Можно считать доказанным, что в VI веке до н. э. евреи впервые приняли участие в крупных финансовых делах. Представители семейного банка Эгиби носили вавилонские (языческие) имена, но скорее всего они имели еврейские корни. "Эгиби" является вавилонским аналогом имени Якоб. Вероятно, члены семьи процветающего банкира были потомками представителей среднего класса, высланными из Иудеи вавилонским завоевателем Навуходоносором в 587 году до н. э., который, так или иначе, "сделал доброе дело" в стране их пленения.

Самая изощренная банковская система Древнего мира была создана через несколько столетий при династии Птолемеев в Египте. Сеть царских банков, в которых служили тысячи делопроизводителей, распространилась по всему государству, управление осуществлялось из главной конторы в столице Александрии. В центре каждого района имелись провинциальные банки и даже местные отделения в небольших городах. Такая государственная банковская система выполняла три основные функции: помощь в сборе государственных налогов и доходов, прием денежных вкладов от населения и выдача их по требованию и, наконец, обмен валют. Вероятно, основным источником банковских доходов были сборы за услуги, а не проценты по ссудам.

Банковское дело было не так хорошо развито на остальной территории Римской империи, где оно в виде частной системы находилось в основном в руках греков. В своей деятельности банкиры опирались на крупные храмы Восточного Средиземноморья. Банки исчезли в Европе после крушения империи в V веке нашей эры.

К IХ веку в арабском мире появилась развитая банковская сеть. В литературных источниках упоминаются банки с главными конторами в Багдаде и филиалами в других городах.

Глава 2. История банков и денег в Древней Греции

У греков, в отличие от Древнего Востока, не было централизованного управления, как ни существовало единственной Эллады (самоназвание Греции) и единственного народа. От середины VIII ст. до н.э. началось активное основание отдельных полисов, каждого со своей замкнутой финансово-экономической системой. Города-полисы то воевали между собой, то подписывали мирные соглашения, но торговые, а затем и денежные связки всегда оставались. Эллинистическая эпоха на греческих землях закончилась в 146 г. до н.э., когда они полностью перешли под римское господство.

Свою монету в Древней Греции выпускали 1136 городов. Можно представить себе трудности финансового и торгового общения. Торговцам, и не только им, приехавшим в другой город, необходимо было обменивать свои монеты на монеты другого курса и вообще другой денежной системы. Деловым центром полиса была Агора Там и располагались менялы-трапезиты. Трапезит обозначает буквально "человек за столом". На афинской Агоре конторы трапезитов занимали целый угол.

В Афинах IV века до н.э. было не менее 26 трапезитов, а по всей Греции известно 33 города, где были трапезы. Проверка монет была делом далеко не простым и требовала высокой квалификации. Нужно было знать содержание металла в монетах, курс разных монет и отдельных полисов, определять степень износа монет, предвидеть возможность перечеканки или вообще появления фальшивых. За обмен взимали определенную плату аплаге.

Накопив средства, трапезиты не стали их держать (хранить) в храме или банке, а предпочли давать клиентам кредиты сначала за свой счет, а затем и за счет вкладов других клиентов. Отсутствие бюрократических запретов также сыграло свою положительную роль. Первое литературное упоминание о трапезах относится примерно к 520 году до н.э., но уже к концу века обменные трапезы стали по своим функциям банками, а бывшие менялы превратились в банкиров.

2.1 Храмы как первые денежно-кредитные институты

Кредитованием в Древней Греции занимались и до возникновения трапез. Это делали храмы. Сохранность денежных средств - вкладов и запасов - гарантировалась. Для этого существовала определенная система. Территория храмов и дороги к ним были священными и охранялись. Храмы были защищены поселениями союзов греческих племен - амфиктиониями Особенно известными были святилища в Эллиде, Дельфах, Коринфе, на острове Делос.

Благодаря раскопкам Делосского храма стала известна система хранения денежных средств. Она условно названа "экономикой горшков". Запасы были уложены в горшки в четыре ряда. Каждый ряд обозначался буквой от А до ?. Дальнейшая нумерация получалась удвоением букв, например, АА, ААА и т.д. Конечно, можно было упростить задачу и вместо набора одинаковых букв в инвентарный номер ввести цифры, но цифры у греков обозначались также буквами алфавита. Так что символы можно считать инвентарными номерами. На каждом горшке значилось: сумма вложения, источник и дата поступления. Общая сумма вкладов по ряду А должна была составлять 76 278 драхм, а в целом резерв определяется в 100 000 драхм.

Для хранения вкладов применялись не только глиняные горшки, но и контейнеры из металла, дерева, кости. Изображение на одной античной вазе позволяет предполагать наличие несгораемых сейфов. Употреблялись разного рода емкости из текстиля, кожи, плетеные.

Храмы-банки функционировали как государственные органы и являлись по сути государственным резервным фондом. Вклады в храмах были закрытыми и в обороте не использовались. Хотя храмы имели отделения в полисах и предоставляли долгосрочные кредиты под невысокие проценты, обеспечивали надежное хранение денежных средств, в Греции V-IV веков до н.э. появились частные банки.

Первые в истории греческие банкиры по происхождению были рабами, так как греческая аристократия считала это занятие непрестижным. Потом этим рабам давали свободу, что формально называлось "продажей" богу в храме и о чем объявлялось глашатаями в городе. Освобождение раба в документе формулировалось так: "Доверил богу покупку" или "бог имеет цену полностью".

Из бывших рабов происходил самый известный и богатый банкир Афин IV века до н.э. Пасион. Его собственный бизнес начался с 11 талантов в арендованной у бывших владельцев трапезе, а ко времени окончания им финансовых дел собственный его капитал составлял уже 39 талантов, что было высшим имущественным показателем того времени.

Другая известная личность из банкиров - Гермиос из города Асос в Ионии. Влиятельный банкир Эвбул фактически правил Асосом и еще городом Атарнеус. Гермиос был его рабом и личным секретарем. Он проявил такие способности, что пораженный Эвбул послал юношу учиться в Афины. В дальнейшем Гермиос стал владельцем трапезы Эвбула (после его смерти). Он дружил с Платоном и Аристотелем. Но дружеская связь с Филиппом II, царем Македонии, погубила его. Гермиос принимал участие в планах захвата Персии. Персидский царь жестоко расправился с ним, а оба города (Асос и Атарнеус) были захвачены персами. Аристотель сочинил в честь Гермиоса поэму и поставил его изваяние в Дельфах. Но современники критиковали поэму за сравнения, более достойные бога, чем простого смертного (да еще бывшего раба и банкира).

С III века до н.э. деятельность трапезитов считается уже почетным занятием. Банкирами с этого времени становятся и знатные граждане, но как правило, из другого города. К этому времени устоялась учетно-экономическая сторона банковских расчетов, возникли финансовые традиции и поведение банкиров, видимо, давало меньше повода для подозрений.

Деятельность банков была не всегда безупречной и благополучной. Риск при сделках как банкиров, так и клиентов, несостоятельность последних, мошенничества тех и других имели следствием дорогостоящие судебные процессы. Хорошо в этих процессах только то, что они не были длительными. В IV веке до н.э. все подобные дела разбирались в течение месяца и преимущественно зимой, когда прекращалась навигация. Банкир в случае проигрыша дела рисковал потерять профессиональную репутацию честного человека и вместе с этим все.

2.4 Банковские операции в Древней Греции

Сегодня существуют много гипотез о характере операций банков. Отдельные из них связаны с модернизацией и экстраполяцией в современное банковское дело или в следующие за Древней Грецией эпохи - эллинистическую и римскую. Уменьшать значение трапез нельзя. Предсказание относительно деятельности трапез могут быть разными, потому что ни одна учетная книга не сохранилась. Все выводы по этому вопросу делаются на основе речей Исократа, Демосфена и некоторых других источников, которые имеют фрагментарный характер и описывают банковские операции. Например, Демосфен в своей речи "Против Калиппа" писал так: "Ликон из Гераклеи, отбывая в Африку, упорядочил свои дела через своего банкира и распорядился заплатить оставленые у него 16 мин и 40 драхм Кесрисиаду".

В речи "Против Тимофея" Демосфен сообщил: "Тимофей собирается покинуть Афины, но, ожидая прибытия леса из Македонии, он договорился со своим банкиром, чтобы тот, когда прибудет этот груз, заплатил расходы за перевоз (1750 драхм). Банкир заплатил и записал Тимофея в число своих должников". Или еще одно высказывание Демосфена из речи "Против Калиппа", в котором говорится о технике финансовых операций по вкладам: "Обычно все менялы, если частное лицо, вкладывая в них деньги, указывает, кому их необходимо отдать, записывают прежде всего имя вкладчика и сумму вклада, потом приписывают, кому этот вклад отдать; при этом, если они знают в лицо человека, которому следует отдать, они ограничиваются лишь записью имени, если же не знают, то кроме того приписывают имя того, кто должен будет представить и указать того человека, которому деньги вернуть".

Банкиры также не были защищены юридически. Банкир нес ответственность своим личным имуществом перед клиентом и обществом, потому что в банках скрывали доходы от налогообложения. Но, по-видимому, клиент был незащищен в большей степени, поскольку условием соглашения с банкиром была поручительная. В случае отказа или невозможности клиентов повернуть ссуду поручитель возмещал его. Продавать должника-гражданина в рабство законом было запрещено, в связи с чем и появилась фигура поручителя с общей материальной ответственностью перед банкиром. Была даже поговорка: "Поручись - и ты в несчастье". В Древней Греции велись безналичные расчеты в банках. Взнос или перевод оформлялся "платежным поручением". Оно называлось диаграфе. Со временем термин приобрел более широкое содержание - "оплачивать через банк" или просто "платить". Впрочем, имело место и другое оформление - с использованием симбола. Он заступал диаграфе.