Смекни!
smekni.com

Фирменное наименование понятие и сущность (стр. 3 из 11)

Это было связано с тем, что нормы Гражданского кодекса РФ не в полной мере давали возможность определить, с какого времени возникает право на фирменное наименование у коммерческой организации, возможен ли переход прав на фирменное наименование к третьему лицу, установить способы защиты правообладателя от возможных нарушений его прав и т.д. Положение осложнялось еще и тем, что формально, наряду с нормами Гражданского кодекса РФ (1994 г.), действовало Положение о фирме, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г. <1>. По новому закону следует иметь в виду, что, как и ранее, фирменное наименование может иметь только юридическое лицо - коммерческая организация.

--------------------------------

<1> С 1 января 2008 г. признана не действующей на территории Российской Федерации ст. 3 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Какие же особенности предусмотрены частью четвертой Гражданского кодекса РФ в регулировании права на фирменное наименование, в отличие от ранее действовавшего до 1 января 2008 г. законодательства в данной сфере правового регулирования? Прежде всего, поставлена точка в таком вопросе, как момент возникновения права на фирменное наименование. В доктрине существовали два взгляда. По одному из них (большинство), право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации юридических лиц. По другому мнению, с момента специальной регистрации фирменного наименования.

Согласно ч. 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Следовательно, с учетом данной нормы будет верным, что момент возникновения права на фирменное наименование коммерческой организации совпадает с моментом возникновения юридического лица, т.е. с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом какие-либо иные данные, чем государственный реестр юридических лиц, для подтверждения права на фирменное наименование законом не предусмотрены.

Закон упорядочил требования, предъявляемые к фирменному наименованию. Так, согласно п. 1 ст. 1473 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Кроме этого, в соответствии с п. 2 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Исходя из названных норм, следует сделать вывод о том, что отныне организационно-правовая форма юридического лица должна быть указана только на русском языке, что, конечно, будет способствовать укреплению доверия к этому юридическому лицу со стороны участников гражданского оборота.

Следующая новелла заключается в том, что, согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ, в фирменное наименование не могут включаться:

полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

полные или сокращенные наименования общественных объединений;

обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. Таким образом, коммерческим организациям, имеющим в своем наименовании названные слова и наименования, следует не позднее 1 января 2008 г. исключить их из фирменного наименования организации.

Из этого правила сделано несколько исключений: согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ, полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; полные или сокращенные наименования общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Какими же правами наделен обладатель фирменного наименования? Прежде всего, это исключительные права, предусмотренные п. 1 ст. 1474 ГК РФ. Нормы данной статьи предусматривают, что юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Между тем вызывают сомнение отдельные вопросы, касающиеся пределов распоряжений исключительными правами правообладателя (коммерческой организации), поскольку нормы п. 2 ст. 1474 ГК РФ указывают: "Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается". Данная статья вступает в противоречие с нормой п. 1 ст. 1027 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ), поскольку нормы этой статьи позволяют фактически передать право пользования всеми исключительными правами.

Так, по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ) возможна передача в пользование исключительного права на фирменное наименование. Запрет на предоставление другому лицу права использования фирменного наименования, предусмотренного п. 2 ст. 1474 ГК РФ, на взгляд авторов, является очевидным недостатком закона. Почему? Потому что п. 2 ст. 1474 ГК РФ искусственно сужает обладателя прав на фирменное наименование на получение дополнительных доходов, расширение сферы реализации работ, услуг и работ, т.е. вряд ли соответствуют потребностям современного предпринимательского оборота.

Что же предлагается авторами в целях устранения названных коллизий норм Гражданского кодекса РФ? Это можно устранить двумя путями:

исключить из нормы п. 2 ст. 1474 ГК РФ правило о запрете предоставления другому лицу права использования фирменного наименования;

использовать нормы, предусмотренные абз. 2 п. 1 ст. 1229 ГК РФ, согласно которым "правообладатель по своему усмотрению вправе разрешать или запрещать другим лицам использование результатов интеллектуальной деятельности или средствами индивидуализации".

Исходя из этого, можно рекомендовать следующее. Договор между обладателем прав на фирменное наименование и лицом, который хочет использовать фирменное наименование, следует назвать договором на разрешение использования фирменного наименования. Это не будет противоречить нормам Гражданского кодекса РФ, поскольку, согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключать договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Такой договор на разрешение использования фирменного наименования не будет являться договором коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), или договором об отчуждении исключительных прав (ст. 1234 ГК РФ), или лицензионным договором (ст. 1235 ГК РФ), а будет относиться к договорам, не поименованным в законе.

Данный договор может являться только возмездным, так как лицо, которое хочет пользоваться чужим фирменным наименованием, желает при этом увеличить свои доходы (прибыль) за счет этого, в противном случае теряется всякий смысл использование чужого фирменного наименования. В отличие от договора концессии и других прав на использования результатов интеллектуальной деятельности, это освобождает стороны по договору от обременений, связанных с регистрацией договора. Здесь может возникнуть вопрос: как будет защищен обладатель права на фирменное наименование?

Как нам представляется, в случае нарушения правообладатель может воспользоваться правилами п. п. 3 и 4 ст. 1474 ГК РФ, согласно которым не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Юридическое лицо, нарушившее правила п. 3 ст. 1474 ГК РФ, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки. Таким образом, в случае нарушения условий договора на разрешение пользования фирменным наименованием правообладатель всегда может прекратить использование фирменного наименования другим лицом.