Смекни!
smekni.com

Деньги в системе общего равновесия (стр. 2 из 3)

В своей теории денег К. Викселль стремится преодолеть узость, свойственную представлениям классической школы; Дж. Шумпетер отмечает, что теория денег К. Викселля развилась из критики некоторых положений Д. С. Милля. Вместе с тем в работе шведского экономиста частично воспроизводится логика рассуждений Г. Торнтона ( с работой которого К. Викселль в 1898 году, по-видимому, не был знаком – см. Uhr 1962, p. 200).

Коммерческие расчеты предпринимателей, ведущих операции в реальном секторе экономики, исходят из сопоставления «нормальной» ставки процента и рыночных процентных ставок. «Нормальная» ставка процента определяется реальным доходом, который могут обеспечить капитальные блага (иначе говоря, в конечном счете определяются предельной производительностью капитала).

Рассмотрим упрощенный вариант взаимодействия между реальным и денежным секторами в интерпретации, предложенной Й. Нихансом (Niehans 1965).

Инвестиционная функция, описывающая решение предпринимателей в реальном секторе, может быть задан следующим образом:

I

= F(i r) F'(i r) < 0, (3)

Y

где I – характеризует объем текущих капиталовложений, Y – масштабы номинального дохода, i – рыночную ставку процента и r – «нормальную» ставку процента. Предполагается, что при i=r F(0)=0. Чем ниже опускается рыночная ставка (по сравнению с более стабильной «нормальной» ставкой), тем интенсивней стимулы для расширения производства и осуществления новых инвестиций. Тем выше припрочих равныхусловиях и цены капитальных благ. Все это обеспечивает дополнительные возможности для развертывающегося инвестиционного бума.

Поскольку реакция цен оказывается намного сильней, чем изменения реальных доходов, будем учитывать в первом приближении лишь ценовую компоненту роста совокупного дохода:

p& y&

= , (4)

p y

dp dy

где p характеризует уровень цен, а p& ≡

и y& ≡
. Заметим, что тем самым

dt dt

описываются изменения (колебания) номинального дохода.

Существенную роль в модели Викселля играет позаимствованное у Дж. Бенталса и Д. Риккардо понятие «вынужденных» сбережений: оно используется для того, чтобы обосновать предположение, согласно которому прирост дохода, полученный «в последний момент», не может быть использован для потребления. Тогда можно записать:

С = Y Y& , (5)

где С характеризует объем текущего потребления. Тогда, объединяя (3), (4), (5) и

используя тождество Y C + I , можно записать:

p& I

= = F(i r) (6)

p Y

Заметим, что в описанном процессе разрыв между «нормальной» и рыночной процентными ставками обеспечивает не просто расширение капиталовложений, но рост спроса на банковские ссуды и увеличение предложения денег, а вместе с тем повышение цен и номинальных доходов. Обратные движения можно наблюдать при высокой (по сравнению с «нормальной») рыночной ставки процента: предприниматели погашают банковские ссуды, а вместе с тем сокращается масса обращающихся денег.

В предшествующей теме отмечались возможные хозяйственные ситуации, когда движение денежной массы носит полностью эндогенный характер. Рассматриваемая модель описывает одну из подобных ситуаций, когда предложение денег как бы пассивно приспосабливается к формирующемуся спросу на деньги.

Стабильные масштабы денежного обращения и устойчивые цены, как явствует из соотношения (6), возможны лишь при единственном значении рыночной процентной ставки, равной «нормальной ставке».

Вместе стем денежная теория К. Викселля уже не содержит скрытого предположения об идентичности совокупного спроса и совокупного предложения, формулируемого упоминавшимся выше «законом Сэя». Напротив, в своих «Лекциях по политической экономии» выдающийся шведский экономист подчеркивает: денежная теория, если она хочет быть достойной такого названия (“worthy of the name”) должна быть способна объяснить, как и почему при данных условиях денежный спрос на товары превосходит их предложение или же оказывается меньше чем предложение (Wicksell Vol. II 1935, p. 160).

В отличие от вальрасовых схем в модели Викселля непосредственно фигурируют характеристики эффективности использования капитала в реальном секторе, наряду с потоками рассматриваются также запасы, в частности, остатки денег у покупателей и др.

Тем самым закладываются достаточно убедительные микрооснования макроэкономической динамической модели движения денег, цен и процентных ставок. Описывая решения предпринимателей, К. Виксель впервые вводит в рассмотрение инфляционные ожидания участников процесса, последние, в свою очередь могут усиливать кумулятивные процессы, вызывающие дальнейшее повышение цен (см.

Wicksell Vol. II 1935, p. 196).

Современная теория: макроэкономическая модель общего равновесия

В завершающей части имеет смысл рассмотреть одну из версий современной макроэкономической модели общего равновесия (Sargent 1987).

В модели фигурирует агрегатная производственная функция:

Y = F(K,N), YK > 0,YN > 0 (7)

где Y характеризует физический объем выпускаемой продукции, К – масштабы используемого капитала и N – совокупные затраты труда (например, число занятых). Нижние индексы должны означать частные производные по соответствующим переменным. Рассматриваемая производственная функция предполагается однородной в первой степени (отсутствует влияние масштабов производства на его эффективность).

В соответствии со стандартными предположениями, используемыми в моделях, описывающих предложение труда, будем считать, что оно зависит от уровня реальной заработной платы:

w

N = N(

) , N′ > 0 (8)

p

где W характеризует номинальную заработную плату, а Р – общий уровень цен.

Размеры реальной заработной платы, на конкурентном рынке труда, как показывалось в курсе микроэкономической теории, должны регулироваться предельной производительностью труда:

W

= FN (K,N) (9)

P

Совокупное потребление (в реальном выражении), вообще говоря, зависит от большого числа факторов. Ограничимся двумя «базовыми» соотношениями: зависимостью потребления от текущего дохода и распадением дохода на потребительские расходы и личные сбережения (размер которых непосредственно зависит от реальной процентной ставки):

С = С(Y,i −π) , CY > 0 Ciπ < 0 (10)

где С характеризует объем текущего потребления, i – уровень номинальной

процентной ставки, а π – ожидаемый темп прироста цен (инфляционные ожидания).

Предельно упростим и рассматриваемую инвестиционную функцию: будем полагать, что размеры новых инвестиций определяются стоимостью привлечения капитала (cost of capital), а последняя регулируется реальной процентной ставкой:

I = I(i −π) Iiπ < 0 (11)

где I характеризует объем текущих инвестиций в реальном выражении.

Кроме личного потребления и инвестиций реальный доход Y включает также государственное потребление, G:

Y = C + I + G (12)

Денежная сфера в рассматриваемой системе представлена соотношением, характеризующим обычно спрос на деньги:

M

= m(Y,i) mY > 0 mi < 0 (13)

P

где M характеризует общую сумму обращающихся денег (избранный для этой цели

денежный агрегат).

В соответствии с характером предположений, описываемых соотношениями (1)-(7), модель, включающую указанную систему уравнений, можно условно назвать «неоклассической». Будем полагать, что модель допускает существование равновесия и в начальный момент система (1)-(7) находится в состоянии равновесия.

Зададим теперь небольшие отклонения от состояния равновесия. От заданных в самом общем виде функции мы можем перейти к линейным (в дифференциалах) выражениям, выписав полные дифференциалы тех функций, которые определены соотношениями (7)-(13). Проделав указанную работу, слушатель легко может убедиться в том, что рассчитанная система линейных уравнений обладает весьма примечательной особенностью. Матрица этой системы характеризуется блочной структурой: первые три соотношения, определяющие dY, dN и d(w/p) оказываются независимыми от четырех следующих уравнений.

Будем полагать, что в нашей системе из семи уравнений эндогенно может быть определено семь переменных: Y, N, w/p, C, I, i и P. Экзогенно задаются K, π, G и M. Тогда можно выделить весьма существенное свойство неоклассической модели: эндогенное увеличение (или уменьшение) денежной массы М не может оказать влияние на «реальный сектор» модели – на масштабы производства (как явствует хотя бы из исходного уравнения (13)) оказывает непосредственное влияние на масштабы спроса на реальные денежные остатки. При этом с изменением реальных переменных при заданной массе обращающихся денег должен меняться уровень цен, а, следовательно, и реальные масштабы денежных остатков.