Смекни!
smekni.com

Равновесие в денежной сфере (стр. 3 из 7)

Оценив значение коэффициента регрессии при Mt-1, в подобной модели можно получить некоторое представление о скорости приспособления системы к некоторому равновесному уровню M*, который, по предположению, остается неизменным1. Более сложные лаговые структуры используются в эконометрических моделях коррекции ошибок.

Нестабильность функции спроса

В предшествующем изложении предполагалось существование некого неизменного спроса на деньги M*, который мог бы характеризовать долгосрочное равновесие в денежной сфере. Нетрудно понять, однако, что спецификация уравнений спроса, использующая подобное предположение, в динамической экономике неизбежно должна оказаться недостаточно устойчивой.

Указанная нестабильность отчетливо проявилась и к 1974 году. Исследование одного из наиболее известных экспертов в данной области профессора Принстонского университета С. Голдфелда, опубликованное в 1976 году, имело выразительный заголовок «Случай с исчезнувшими деталями», “The Case of the Missing Money” (Goldfeld 1976). По всем денежным агрегатам уравнения, ранее считавшиеся наиболее надежными, неизменно демонстрировали 2переплет» и соответственно – отрицательные ошибки прогноза. Имитации, проделанные с помощью уравнений регрессии, рассчитанных на данных с III кв. 1952 до конца 1962 года, обеспечивали вполне удовлетворительные прогнозы вплоть до I кв. 1974 года, а затем прогнозная кривая отрывалась от траектории, описывающей реальное движение реальных денежных остатков, и уходила круто вверх. Уравнения спроса на деньги, рассчитанные аналогичным образом для других стан, - см. таблицу 1, во всех случаях за исключением Германии также обнаруживали аналогичную нестабильность.

Оценки, приведенные в таблице 1, могут дать некоторое представление и о причинах неустойчивости. Коэффициент при лаговой переменной, mt-1, в уравнении (15) характеризует, как отмечалось выше, «меру инерционности»; результаты расчетов свидетельствуют о том, что в США, Канаде, Японии, Италии оценки соответствующего коэффициента регрессии достаточно близки к единице. Это может свидетельствовать о том, что использовавшиеся уравнения регрессии не дают адекватного представления о механизмах приспособления спроса на деньги к новым условиям.

Сопоставление оценок спроса на денежные остатки, рассчитываемых по моделям с самым коротким «шагом» (месячные, квартальные данные), с оценками, исчисленными по годовым данным, позволяет сформулировать некоторые выводы относительно сроков такого приспособления. Поскольку для превращения денег в другие формы активов, вообще говоря, не требуется иного времени, прежние теоретические схемы предполагали достаточно быстрое преодоление разрыва между «желательными» и фактическими денежными остатками. И действительно, в условиях стремительного обесценения финансовых активов регулирование реальной суммы денежных остатков носит достаточно оперативный характер.

В условиях сравнительно медленного роста цен преодоление такого разрыва, как свидетельствуют результаты многих исследований, может растягиваться на период, существенно превышающий четыре квартала (см., например, Thornton 1982; Goldfeld, Sichel 1987). Особенно существенным в этой связи представляется следующее соображение: интенсивность корректировки постоянно меняется; она зависит как от характера шоков, так и от наличных возможностей оперативного приспособления к новым условиям.

Обнаружившаяся неустойчивость уравнений спроса на деньги определила некоторые направления развития денежной теории на протяжении последующих трех десятилетий.

Одно из направлений предполагало, что изменения запаса денег могут носить не только целенаправленно регулируемый характер (как в рассматривавшихся выше моделях), они могут включать также неожиданные шоки. Тогда:

mt = mtp + mtu (16)

где mtp характеризует «планируемый», а mtu - «непредвиденный», «шоковый» компоненты денежной массы.

Межвременная функция издержек приспособления строится как обобщение и некоторая модификация идей Г. Чоу (см. соотношение (13)):

T

C

(17)

i=1

Обозначения в этом соотношении те же, что и в (13); добавим лишь, что символ Et+i1 представляет оператор ожидания на конец периода (t+i-1), D – коэффициент дисконтирования (D<1) и T – горизонт планирования. Будем полагать теперь, что равновесный (и вместе с тем оптимальный с точки зрения участников, «желаемый») спрос на деньги теперь может меняться; его уровень, как и прежде, задается детерминированной частью соотношения (12). Участники хозяйственных операций, как и в предшествующем случае, минимизируют издержки.

Из условий первого порядка можно вывести соотношение, несколько напоминающее уравнение (15):

T

M t

mtu (18)

i=1

a1

где θ'=

. Легко заметить, что теперь в правой части второе слагаемое a2

характеризует стремление участников «пригнать», приспособить свой спрос на деньги к меняющемуся ожидаемому равновесному спросу (планируемая компонента изменения спроса на деньги). Другой компонент – неожиданные, «шоковые», изменения спроса немедленно влияет на текущий спрос; в тех случаях, когда шоки удаляют спрос от долгосрочного равновесия, участники в последующий период вновь восстанавливают движение спроса в нужном направлении.

Английские экономисты К. Кэтберсон и М. Тэйлор использовали указанный метод для анализа спроса на деньги в Великобритании с I кв. 1983 года (при оценке использовался трехшаговый метод наименьших квадратов, 3SLS).

Заметим прежде всего, что рассчитанные уравнения регрессии вполне отвечали требованиям стабильности. Оценки коэффициентов были статистически существенными и имели знаки, предсказываемые теоретической моделью. Особенно любопытной

a1 представляется оценка коэффициента θ'=

. Издержки, порождаемые текущим a2

неравновесием, отклонением прежнего, «унаследованного» денежного спроса от новых требований ощущались примерно в тридцать раз более остро, чем издержки, требующие приспособления спроса к трендовому равновесию, которое определяется соотношением (12) – см. Cuthberson, Taylor 1987. Иными словами, если следовать логике модели, можно утверждать, что стимулы, побуждающие участников к изменению спроса на деньги вследствие обнаруживающегося текущего неравновесия (к приспособлению спроса, предусматриваемому заданный многопериодной функции издержек), по-видимому, на порядок сильней, чем стремление к уменьшению издержек, порождаемых отклонениями от уровня, желательного с точки зрения долгосрочной перспективы. Вместе с тем сравнительно небольшая величина θ’ уменьшала «меру инерционности» в соотношении (18) и усиливала роль действий, направленных на снижение обнаруживающихся издержек, которые неизбежно порождало бы сохранение на прежнем уровне спроса на деньги.

Учет научно-технического прогресса в денежной сфере

На протяжении 60-х – первой половины 70-х годов наблюдались довольно радикальные изменения в сфере денежных платежей и управления денежными остатками. Тенденция к повышению рыночного процента, набиравшая силу в первой половине 70-х годов усиливала стремление участников к снижению альтернативных издержек, связанных с хранением денежных средств, не приносящих дохода; вместе с тем распространение компьютерных систем и телекоммуникационной техники обеспечивало материальную основу для перехода к новым технологиям.

Ряд экономистов связывает структурные изменения, породившие неустойчивость уравнений спроса на деньги, прежде всего в обнаружившемся к началу 70-х годов скачкообразном снижении трансакционных издержек[6]. Поведение именно этих издержек, по мнению сторонников указанной концепции, послужило главной причиной неустойчивости спроса на деньги.

Немало вопросов связано с самим способом включения трансакционных издержек в функцию спроса на деньги. В широко известной модели Баумоля-Тобина (модель изложена в учебниках микроэкономической теории, см., например, Дорнбуш, Фишер 1997, глава 10) трансакционные издержки все время остаются на прежнем уровне. Между тем в рассматриваемой модели кроме снижения трансакционных издержек требуется принять во внимание уменьшение неопределенности, улучшение качества оперативной информации, в том числе информации о предполагаемых потоках денежных доходов и о структуре соответствующих кассовых остатков. Все это должно при прочих равных условиях вести к относительному сокращению спроса на деньги.

Р. Портер и И. Оффенбэйкер предложили модель спроса на деньги, в которой предпринималась попытка «напрямую» включить в уравнение множественной регрессии переменную, характеризующую величину трансакционных издержек (см. Porter, Offenbacher 1982). Полученные результаты свидетельствуют о заметном улучшении общих статистических характеристик регрессии, и, в частности, ее устойчивости. Коэффициент при переменной, характеризующей трансакционные издержки, существен и имеет знак, предсказываемый теоретической моделью.

М. Дотси предложил в качестве переменной, отражающей степень распространения финансовых инноваций, объем электронных переводов, регистрируемых в расчетноплатежной системе американского Центрального банка – “FedWire”. Включение этой переменной позволяет сделать более сбалансированным и полным анализ факторов, определяющих спрос на деньги в американской экономике на протяжении более чем полувекового периода – с 1920 года по 1979 год. Сама переменная оказалась существенной на 99%-ном уровне; вместе с этим утратил актуальность феномен «исчезнувших денег» (см. Dotsey 1985)[7].