Смекни!
smekni.com

ОПЕК (стр. 2 из 4)

Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в США.

Появление на международной арене новой организации— межправительственной ассоциации развивающихся стран—производителей нефти было воспринято в кругу капиталистической нефтяной промышленности как событие малозначительное. Нефтяные монополии с самого начала считали ОПЕК инородным телом на рынке, пытались не признавать ее и вели тактику поддержания непосредственных контактов с отдельными нефтедобывающими странами. В известной мере это им удавалось вплоть до 1971 года, так как в 60-х годах мировой рынок нефти продолжал пополняться новыми крупными производителями нефти, такими как Ливия, Абу-Даби (теперь это Объединенные Арабские эмираты), Алжир, Нигерия и другие развивающиеся страны, которые в условиях постоянного превышения текущего предложения над спросом фактически конкурировали друг с другом. Однако стремление повысить свои доходы от нефти, в конечном счете, приводило эти страны к необходимости присоединения к ОПЕК. Так, после создания организации в нее вошли Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.).

Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в конечном итоге установить национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они—развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в основном за счет нефти, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. |

Вместе с тем общим интересам членов ОПЕК, кроме неблагоприятной ситуации на рынке и мощи «нефтяного империализма», в определенной мере противостояла различная степень экономического развития и социально-политическая разнородность ее членов. В 60-х годах боязнь перед всесилием монополий, усугубленная неудавшейся попыткой Мосаддыка национализировать иранскую нефть в начале 50-х годов, и консерватизм правителей наиболее крупных, но отсталых стран — экспортеров нефти во многом объясняли декларативный характер ряда по существу прогрессивных решений конференций ОПЕК. В то же время нефтяные компании, стремясь сохранить свои позиции, вынуждены были идти на некоторые уступки. Наиболее значительным из них было согласие компаний не включать расходы по выплате арендной платы (роялти) в расчет подоходного налога, что увеличило долю дохода нефтедобывающих стран до более чем 60% от справочной цены на нефть. Крупные государства Запада шли лишь на мелкие, частичные уступки, которые не затрагивали основ неравноправных взаимоотношений и в то же время служили своеобразной гарантией их долговечности.

В принятом на конференции ОПЕК в 1968 году Заявлении об основных направлениях политики стран-членов было отражено общее стремление установить национальный контроль над основным богатством этих стран. Приход к власти прогрессивных режимов в Ираке в 1966 году и в Ливии в 1969 году, а также вступление Алжира в ОПЕК в 1971 году привели к усилению движения нефтедобывающих стран за установление национального суверенитета над нефтяными ресурсами.

Катализирующее воздействие на позицию арабских членов ОПЕК, занимающих доминирующее положение в организации, имел ближневосточный конфликт. Даже наиболее консервативные и прозападные режимы стран Персидского залива, поддерживая справедливую борьбу арабских стран—жертв агрессии Израиля, вольно или невольно оказывались вовлеченными в общее русло борьбы арабских народов и были вынуждены поддерживать законные требования радикальных членов ОПЕК, что, в конечном счете, в немалой степени способствовало успеху, как отдельных нефтедобывающих стран, так и организации в целом.

Важным объективным моментом, предопределившим усиление роли ОПЕК в мировом капиталистическом хозяйстве, являлся дальнейший форсированный рост потребления нефти в развитых капиталистических странах за счет жидкого топлива, добываемого в странах ОПЕК. Потребление жидкого топлива в 1950—1970 годах увеличилось трехкратном размере. При этом к началу 70-х годов наметилось замедление тенденции географической диверсификации импорта нефти в страны Запада в силу естественной ограниченности богатых и дешевых нефтяных место рождений. «Новые» нефтедобывающие страны (Ливия Алжир, Нигерия и т. д.), которые, по замыслу нефтяных монополий, должны были конкурировать с ОПЕК и, в конечном счете, привести ее к развалу, влились в ОПЕК. Тем самым еще больше усилилась зависимость развиты; капиталистических стран, потреблявших 85% производимой в несоциалистическом мире нефти, от импорта жидкого топлива из государств-членов ОПЕК. Это явилось свидетельством того, что в современных условиях наряду с экономической зависимостью большинства развивающихся стран от капитализма имеет место и зависимость иной рода — определенная зависимость основных индустриальных центров последнего, особенно стран Западной Европы и Японии, от энергетических и сырьевых резервов развивающихся стран.

К началу 70-х годов на долю этих стран приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60—добычи и 90 % (экспорта нефти в капиталистическом мире).

В тот же период медленно начинала набирать силу тенденция освоения более дорогих морских и арктических месторождений. Однако этот процесс мог получить дальней шее развитие лишь после повышения цен на нефть, тем более что с начала 70-х годов предложение стало отставать от быстро растущего спроса. Одной из причин отставания предложения была политика некоторых стран ОПЕК (Ливии, Кувейта, Венесуэлы и др.), потребовавших у компаний сокращения добычи нефти в связи со снижением показателя кратности запасов.

Используя сложившиеся благоприятные условия на рынке, страны ОПЕК начали активнее наступать на позиции монополий. В авангарде борьбы оказались наиболее прогрессивные и радикальные члены ОПЕК. Первые акций по национализации нефтяных концессий были предпринять в Ливии (1970 г.), Алжире (1971 г.), Ираке (1972 г.). Более консервативные участники ОПЕК предложили монополиям систему участия в нефтяных концессиях. Однако главным направлением борьбы ОПЕК до обострения энергетического кризиса в 1973—1974 годах было увеличение доходов от нефти путем, как определенного перераспределения доходов компании, так и повышения цен на нефть.

Первым наступление на позиции компаний начал прогрессивный режим Ливии, потребовавший увеличения ставки подоходного налога до 55% и повышения цен. Позиция Ливии получила активную поддержку других членов ОПЕК, среди которых выделялись Ирак и Алжир как наиболее прогрессивные участники организации, а также Венесуэла и Иран. Экономика последних была относительно развита, и проводимая в них индустриализация на капиталистической основе требовала все больших объемов капиталовложений.

Стремление монополий противостоять требованиям ОПЕК и внести раскол в его ряды ни к чему не привело. Наоборот, в рамках так называемой «лондонской политической группы», призванной быть противовесом ОПЕК, обнажились непримиримые противоречия «сестер» и аутсайдеров, которые были вынуждены в итоге подписать соглашение с ливийским правительством.

Хотя первый успех был скромен (цены были повышены на 30 центов за баррель, а подоходный налог впервые" за 20 лет увеличен до 55% в среднем), пример Ливии, фактически выступившей в единственном числе против целой группы нефтяных компаний, имел большой психологический эффект, так как способствовал развенчанию мифа о всесилии нефтяных монополий и положил начало цепной реакции решительных выступлении ОПЕК против давно отживших отношений в капиталистической нефтяной промышленности. XXI конференция ОПЕК, состоявшаяся в декабре 1970 года в Каракасе, официально закрепила успех Ливии. Наиболее важными ее решениями были:

—повышение до 55% минимальной ставки подоходного налога, взимаемого с иностранных компаний;

— отмена старой системы скидок;

—унификация справочных цен на основе существующих наивысших цен.

Более ощутимых успехов участники ОПЕК добились в 1971 году, когда после трудных переговоров и ультимативных требований были подписаны известные Тегеранское (14 февраля 1971 г.) и Триполийское (2 апреля 1971 г.) соглашения. Страны Персидского залива, а затем и Ливия вынудили нефтяные компании среди прочих уступок значительно поднять цены и гарантировать их дальнейшее, хотя и постепенное, повышение (2,5% ежегодно).

Страны-члены ОПЕК на сегодняшний день:

Алжир (с 1969)

Индонезия (с 1962)

Иран (с 1960)

Ирак (с 1960)

Кувейт (1960)

Ливан (с 1962)

Нигерия (с 1971)

Катар (1961)

Саудовская Аравия (с 1960)

Объединенные Арабские Эмираты

Венесуэла (1960)

Итого 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).

Цели, декларируемые ОПЕК:

Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. •Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. •Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:

1. устойчивых доходов стран-производителей нефти;

2.эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;

3. справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;

4. Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

5. сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.