Смекни!
smekni.com

Российско-азиатские экономические отношения (стр. 1 из 4)

На страны Азии приходится около четверти внешнеторгового оборота России. Большинство этих стран являются давними традиционными торговыми партнерами России, со многими из которых экономические связи не ограничиваются взаимной торговлей, а дополняются экономическим и техническим содействием России в сооружении на их территории объектов капитального строительства, а также научно-техническим и военным сотрудничеством.

Азиатско-Тихоокеанский регион

Более 70% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами приходится на государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия придает большое значение укреплению своих политических и экономических позиций в АТР.

Факторы развития экономических связей. Повышенный интерес. России к развитию экономических связей со странами АТР объясняется стремлением диверсифицировать географию своих внешнеэкономических связей, ориентированных в настоящее время прежде всего на Запад. На рынках западных государств сбыт многих видов российской экспортной продукции затруднен ограниченными рамками их импортных потребностей и высоким уровнем конкуренции.

Другим фактором, определяющим стремление России интенсифицировать свои торгово-экономические отношения со странами АТР, является желание активно подключить экономический потенциал России, и прежде всего ее восточных районов, к развитию хозяйственных связей с наиболее динамичной частью мирового хозяйства, которой является названный регион. Рынки многих государств этого региона, демонстрирующих высокие темпы экономического роста, обладают благоприятными потенциальными возможностями для расширения российского экспорта и получения по импорту широкой номенклатуры жизненно важной для экономики России продукции.

Интенсификация экономических связей со странами АТР, где сосредоточен ряд крупнейших в мире финансовых центров, может также открыть для России новые возможности как в получении заемных средств, так и в привлечении в российскую экономику зарубежных инвестиций.

Наконец, следующий фактор, который диктует необходимость ускоренного развития связей России со странами АТР, — это транспортные проблемы. В результате потери морских портов на

Балтике и Черном море, прямых выходов к прежним железнодорожным и автотранспортным пропускным пунктам перевозки даже резко упавших объемов экспортно-импортных грузов в западном и южном направлениях стали весьма узким местом в ВЭД России. В силу этого Россия вынуждена переориентировать все большую часть потоков экспортно-импортных грузов на дальневосточные порты.

В настоящее время страны АТР являются единственным регионом мира, с которым Россия стабильно увеличивает объем торговли: на его долю приходится почти 15% внешнеторгового оборота России.

Наиболее крупными торговыми партнерами России в регионе являются Китай, Япония и Республика Корея (Южная Корея). Достаточно весом товарооборот России с Сингапуром и Таиландом. Объем торговли с другими странами региона заметно ниже.

Товарная структура российского вывоза в страны АТР имеет определенные позитивные отличия от структуры общероссийского экспорта. В этом экспорте гораздо ниже доля топливных товаров (последние представлены практически только каменным углем) и выше доля машин и оборудования. В нашем вывозе в страны АТР весомо представлены также химические товары (особенно удобрения), черные, цветные, редкие и драгоценные металлы, лесные товары, морепродукты.

Структура ввоза из этих стран мало отличается от общего импорта России: машины и оборудование, одежда, обувь, текстиль, бытовая электроника, продовольствие, хотя доли этих товаров в импорте заметно колеблются по странам. Прослеживается закономерность — чем выше доля централизованной торговли с той или иной страной, тем больше завозится из нее товаров производственного назначения (Япония, Южная Корея), чем ниже — тем существенней доля потребительских товаров (Китай, Гонконг, Таиланд).

Китай.

Значительный подъем в настоящее время переживают российско-китайские экономические связи. В течение 2000 г. объем взаимной торговли двух стран увеличился на 45 и в 2001 г.—на 40%, достигнув 7,7 млрд долл. (экспорт — 3,3, импорт — 4,1).

Китай — главный торговый партнер России среди стран АТР. Удельный вес Китая в общем объеме внешней торговли России в 2001г. со странами дальнего зарубежья составил, по предварительным данным, 5%. Несмотря на существенный рост российско-китайского товарооборота за последнее время, следует вместе с тем отметить, что его объем почти в 5 раз ниже торговли Китая с США. Динамизму российско-китайских экономических связей способствует ряд факторов: значительная взаимодополняемость экономик, географическая близость, наличие богатого опыта сотрудничества. Многие отрасли хозяйства двух стран в настоящее время находятся на близком технологическом уровне, в силу чего возникают благоприятные условия для их «стыковки».

Формы экономического сотрудничества двух стран достаточно разнообразны. Здесь централизованная и приграничная торговля, совместные предприятия, поставки специмущества (в первую очередь оборонительных видов вооружения), техническое содействие Китаю в строительстве ряда крупных энергетических объектов, а также в проведении технической реконструкции и частичной модернизации оборонной промышленности.

В торговле с Китаем быстро растет доля прямых связей. Удельный вес централизованной торговли соответственно падает. В результате официального прекращения с 1991 г. клиринговых расчетов и в связи с отсутствием у основной части российско-китайских участников ВЭД необходимых резервов СКВ торговля между двумя странами приобрела характер преимущественно встречных бартерных операций. По некоторым оценкам, даже 2000 г. на бартер приходилось более 50% российско-китайской торговли.

Структура российского экспорта в Китай заметно отличается от общего экспорта России. Так, в 2000 г. в вывозе в Китай 45% приходилось на машины и оборудование. Это в несколько раз выше соответствующего показателя в общем вывозе страны (в 2000 г. 9%, в 2001 г. 6,7%). Важнейшими статьями российского машинотехнического экспорта являются средства автомобильного транспорта, самолеты, суда, энергетическое и электротехническое оборудование, продукция электронной промышленности и т. д. Другими важными статьями вывоза в Китай были химические удобрения (26%), прокат черных металлов (12%), лесоматериалы, цемент и некоторые другие товары.

В китайском экспорте в Россию на промышленные товары народного потребления приходилось 53% и на сельскохозяйственную продукцию, включая продовольствие, 28%.

Анализ структуры импорта из Китая свидетельствует, что она в значительной мере определяется нынешним состоянием российской экономики и малорациональна с точки зрения долгосрочных интересов страны. Что касается приграничной и региональной торговли, то ее структура еще менее рациональна.

В этих секторах торговли, образующих уже сегодня основную часть двустороннего товарооборота, характер наших и китайских закупок товаров прямо противоположен. Импорт Китая из России, состоящий из сырья, промышленной продукции (в том числе строительных материалов, удобрений), носит исключительно производственный характер. В отличие от этого импорт России из Китая состоит из готовой одежды, обуви, продовольствия и отчасти бытовой электроники. Таким образом, его структуру определяют товары потребительского назначения.

Не отрицая того факта, что китайское продовольствие и одежда необходимы для Сибири и Дальнего Востока, испытывающих острую потребность в снабжении своих рынков этими видами продукции, следует отметить, что подобная направленность импорта снижает роль внешней торговли в экономическом развитии этих регионов. В целом характер приграничной и региональной торговли на сегодняшний день более благоприятен для Китая, чем для России.

Требуют к себе серьезного внимания и организационные стороны российско-китайской торговли. Наряду со всероссийскими внешнеэкономическими объединениями, утратившими свое доминирующее положение в торговле, субъектами ВЭС с Китаем в настоящее время выступают производственные и другие предприятия и организации, осуществляющие прямые торговые операции в рамках региональной и приграничной торговли, а также многочисленные индивидуальные коммерсанты — «челноки», совершающие регулярные «бизнес-туры» между Россией и Китаем.

Объем «челночного» бизнеса не поддается централизованному учету. По некоторым оценкам российских специалистов, годовой объем этих операций в настоящее время превышает 1,2 млрд долл. с положительным сальдо в пользу Китая более 1,0 млрд долл. Если учесть, что расчеты по «челночным» операциям совершаются в СКВ, то можно сделать вывод, что отрицательное сальдо баланса этих операций означает отток из России валютных ресурсов.

Низкий уровень контроля и координации характерен для всех российских участников формирующейся системы организации росссийско-китайской торговли. Этот процесс идет во многом стихийно, без какой-либо серьезной помощи новым, так правило, не имеющим специальной подготовки и навыков участникам ВЭД. Это ведет к росту потерь для страны, к усилению тенденций местного экономического сепаратизма, ослаблению региональных и федеральных хозяйственных связей и их переориентации на Китай. Усилению этих тенденций способствует и большое повышение стоимости железнодорожных перевозок при поставках товаров на Дальний Восток из европейской части России.

Китайская сторона подошла к началу формирования новой системы организации ВЭД с Россией более подготовленной. Ее участники ВЭД лучше обеспечены экспортными ресурсами, текущей рыночной информацией, их деятельность достаточно четко контролируется и координируется. Власти КНР не допускают стихийного разрастания числа компаний, участвующих в ВЭД, стремясь поддерживать их общее количество на оптимальном уровне, позволяющем осуществлять оперативный контроль и регулирование их деятельности со стороны местной администрации.