Смекни!
smekni.com

Что стерпит бумага (стр. 2 из 2)

Если бумага фальшивка

Отчетность российских компаний может являться лишь видимой частью айсберга. Прежде чем вкладывать значительные средства, любой инвестор досконально изучит деятельность компании и не станет принимать решение исходя лишь из финансовых отчетов.

После этого можно будет говорить и об инвестиционной привлекательности, отмечает финансовый директор АКБ «ДИБ» Владимир Воронин.

Если инвесторы, исходя из своих внутренних соображений, считают компанию привлекательной, то они будут вкладывать в нее деньги. По крайней мере, так было до недавнего времени на многих развивающихся рынках по словам аналитика ИК «Финанс-Аналитик» Марины Исаханян. Главное, чтобы вложения обеспечивали инвестору соответствующую норму прибыли. Поэтому для российских инвесторов фальсифицированная, искаженная или подправленная по «закону» отчетность не является препятствием. Подавляющее же большинство нерезидентов (не считая офшоров, которые, по сути, являются российскими инвесторами), узнав о несовпадении отчетности и реальных результатов деятельности, вряд ли будут инвестировать в такую компанию средства.

Путевка в жизнь

Особую роль в судьбе финансовых отчетов российских компаний играют международные аудиторские фирмы. «Знак качества», получаемый после аудита одной из фирм «большой пятерки», был и остается необходимым атрибутом для вывода на зарубежный рынок корпоративных бумаг крупнейших российских компаний. Именно KPMG, Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Deloitte & Touche, а также бесславно сгинувший Arthur Andersen помогли протоптать дорожку на мировые биржи облигациям крупнейших российских эмитентов. Однако серия корпоративных скандалов, разразившихся в США, заставила по-новому взглянуть на тесные связи отечественных компаний и аудиторов. По мнению специалистов Института корпоративного права и управления, возглавляемого бывшим председателем ФКЦБ Дмитрием Васильевым, деятельность аудиторских компаний в России далеко не безупречна. Сделать такой вывод позволяет анализ отчетности «Сибнефти», «ЛУКойла», «Газпрома», «Пурнефтегаза» и МГТС. На все эти отчеты российские подразделения аудиторских компаний «большой пятерки» дали положительные заключения. Но ИКПУ с ними не согласен. Например, по мнению команды Васильева, в «Газпроме» ЗАО «ПрайсуотерхаусКуперс Аудит» (PwC) «проморгало неудовлетворительную структуру баланса», а также «применение трансфертного ценообразования и вывод активов в значительных объемах».

Впрочем, аудиторов критикуют не только в России. Данные, полученные в ходе исследования, проведенного американской аналитической компанией Weiss Ratings, подтверждают, что связь между положительной оценкой аудиторов и реальными перспективами компании более чем условна. Эксперты Weiss Ratings проанализировали информацию по 228 крупным компаниям, объявившим себя банкротами после января 2001 года и прошедшим аудиторские проверки меньше чем за год до банкротства. У большинства из этих компаний аудиторами были представители KPMG, Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Deloitte & Touche и Arthur Andersen. Эти данные свидетельствуют, что 42% компаний, получивших в 2000 году положительную оценку аудиторов, в течение следующего года обанкротились.

Золотой дождь откладывается

Качество финансовой отчетности способствует притоку инвестиций, но не является решающим фактором для их привлечения. При создании благоприятного инвестиционного климата есть вещи поважнее бухучета. Главная польза, которую могут принести российским компаниям бухгалтерские новшества, заключается в более эффективном управлении. Повышение прозрачности компаний, рост доверия к менеджменту могут стать более эффективными инструментами увеличения капитализации, чем привлечение иностранных инвесторов с помощью любых «гамбургеров».

Список литературы

Алексей Зайко, Алексей Земцов, журнал «Компания». Что стерпит бумага.