Смекни!
smekni.com

Возможна ли этика бизнеса? (стр. 4 из 4)

Таким образом, выходящий в международную сферу бизнесмен отнюдь не Робинзон в необитаемом моральном пространстве. Помимо Пятницы в лице местных бизнесменов он обнаруживает существование заочного невидимого ока международного сообщества. Это еще одно свидетельство движения к глобальному деловому сообществу и подтверждение факта, что этому сообществу отнюдь не присуща моральная всеядность, в которой бизнес обвиняют многие его критики.

Есть достаточно свидетельств, что международное деловое сообщество придает исключительно важное и всевозрастающее значение тому, по каким этическим нормам оно не только функционирует, но и стремится развиваться. В 1989 году в небольшом швейцарском городке Ко международной группой влиятельных бизнесменов на "круглом столе" был принят документ под названием "Принципы бизнеса", известный ныне как "Декларация Ко". В нем предпринята попытка выработать единый кодекс поведения для бизнесменов двух существенно различающихся систем делового поведения: западной и восточной (азиатской). Эта декларация в настоящее время обрела весьма высокий статус.

Ныне широко обсуждается идея выработки единого кодекса этических принципов поведения для бизнесменов из стран с так называемыми взаимосвязанными экономиками, которые составляют более трети мировой экономики. Наконец, в июле 1996 года в Токио состоялся первый Всемирный конгресс по бизнесу, этике и экономике, одно название которого красноречиво говорит о том, что идея взаимосвязи этики и экономики, о которой говорил А. Смит, утвердилась, наконец, в сознании делового мира.

Если учесть, что в настоящее время уже более трети всех товаров и услуг в мире производится смешанными, совместными международными предприятиями, что повсеместно возрастает потребность в международной интеграции, то станет очевидной важность "вписания" российской деловой этики в современные мировые стандарты. А это немыслимо без следования "цивилизованным правилам игры" как внутри страны, так и за рубежом. К сожалению, пока внутри страны эти правила формируются стихийно, рождаются во всевозможных "разборках", а вне страны вызывают острую критику, формируя крайне негативный и нежелательный образ "нового русского капиталиста" - беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика.

Об этом свидетельствуют, в частности, недавние результаты международного исследования, в котором 53 страны были выстроены по так называемому индексу коррумпированности. Первые шесть мест по "чистоте" деловой среды заняли Новая Зеландия, Австралия и скандинавские страны. Россия оказалась на 47 месте. Авторы исследования показали также, что именно тип деловой этики, неписанные нормы делового общения предпринимателей друг с другом и с государством явились решающим фактором повышения или понижения индекса. Иначе чем можно объяснить 24-е место Польши, страны, во многом сходной с нами по особенностям перехода к рыночной экономике?

Тем не менее процесс того, что можно было бы назвать "принудительным моральным воспитанием", неумолимо пробивает себе дорогу и в России. Уже приняты профессиональные кодексы отдельных профессиональных деловых групп: риэлтеров, банкиров и т.п. В декабре 1995 года Второй Всероссийский конгресс промышленников и предпринимателей принял Хартию бизнеса России. Таким образом, российское деловое сообщество осознает нетерпимость нынешнего положения в сфере деловой этики, его чреватость крайне нежелательными последствиями. В российской деловой среде ощущается настоятельная потребность в изменении сложившегося положения вещей. Отвечая на этот социальный запрос, руководство Торгово-промышленной палаты России объявило в 1995 году развитие деловой культуры предпринимателей одним из приоритетных направлений своей деятельности и инициировало разработку проекта под общим названием "Российская деловая культура". Его сердцевину составляют проблемы этики бизнеса. Представлю теперь читателю возможность резюмировать сказанное и ответить на вопрос, с которого мы качали: соединимы ли этика и бизнес?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. French W.A., GranroseJ. Practical Business Ethics. New Jersey, 1995. P. 19.

2. Шилирев П. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии. М.„ 1994.

3. Андерсон P.. Шихирев П. "Акулы" и "дельфины" (психология и этика российско-американского делового партнерства). М., 1994.

4. Салтыков-Щедрин М.Е.. Полное собрание сочинений. Т. 7. М., 1969.

5. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990.

6. Stw'divantF.. Vernon-Wort-zelH. Business and Society. Boston, 1990. P. 100.

7. Can-A.Z. IsBussiness BluffingEtical//Harvard Business Review. 1968. V, 46. № 1.

8. Шихирев Петр Николаевич, доктор психологических наук. профессор, директор Центра социальных и психологических исследовании Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Возможна ли этика бизнеса?