Смекни!
smekni.com

Валютная и налоговая политика государства в обеспечении условий возврата капитала в Россию (стр. 6 из 11)

Ставка налога с корпораций. Некоторые правительства предлагают снижение ставки корпоративного налога для иностранных инвесторов. Снижение ставки корпоративного налога может применятся ко всем инвестициям из-за границы или только по вкладам в конкретных регионах или отраслях.

Отдельные отрасли. С целью ускорения развития или укрепления позиций отдельных отраслей правительства могут предлагать налоговые стимулы для инвестиций в этой отрасли.

Содействие экспорту. Налоговое поощрение экспорта, как правило, связано с обложением пониженными ставками или освобождением от налогов, получаемых от экспорта прибылей корпораций.

Кроме этого, я думаю, что важную роль в стимулировании экспорта может стать, скажем, создание федерального агентства по предоставлению гарантий под экспортные контракты российских фирм, а также института по страхованию экспортных кредитов.

Налоговые каникулы. Так называются периоды времени, в течение которых компания освобождена от тех или иных налогов.

и др...

Международные расчётно-кредитные отношения РФ с зарубежными государствами осуществляются в российских рублях, национальных валютах ряда стран, международных денежных единицах и клиринговых валютах.

Рубли, использовавшиеся ранее в международных экономических связях с рядом стран дальнего зарубежья (их принято называть инвалютные рубли) применялись для выражения размера предоставляемых нашей страной долгосрочных кредитов иностранным государствам, установления цен на поставляемые товары и в других случаях, а в настоящее время являются "основой" для пересчёта причитающегося долго со стороны этих стран России в американские доллары.

Во внешнеэкономических связях России с рядом стран ближнего зарубежья в расчётно-кредитных отношениях используются российские рубли, находящиеся во внутреннем обороте страны, а также по договорённости сторон применяются национальные валюты этих государств.

Помимо долларовых инвестиций, иностран­ные компании начали осуществлять капиталовложения в россий­ских рублях, что свидетельствует, с одной стороны, об укреплении курса национальной валюты, а с другой — о начале процесса реин­вестирования прибыли, полученной иностранными инвесторами от предпринимательской деятельности на территории России.

Продолжающийся незаконный отток капиталов из страны, достигающий 15-20 млрд. долл. в год, обусловливает необходимость расширения направлений государственного регулирования и контроля за расходованием иностранной валюты российскими предприятиями и организациями. В этих целях Центральный Банк РФ утвердил 30 декабря 1999 г. инструктивный документ - Указание № 721-У "О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности".

Согласно этому Указанию, покупка юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке России для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности, перечисленных в приложении к этому Указанию, осуществляется при условии предоставления юридическим лицом-резидентом в исполняющий коммерческий банк заключения Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности.

Неуклонное выполнение требований указанных инструктивных документов будет содействовать рациональному расходованию иностранной валюты российскими предприятиями, фирмами и организациями.

Объявление правительством в одностороннем порядке отсрочки погашения иностранных кредитов коммерческим структурам России имело крайне отрицательные последствия. Хотя не все банки потеряли ликвидность, оно подорвало доверие населения и инвесторов ко всей финансовой системе России и затруднило проведение инвестиционных проектов, имеющих определяющее значение для развития народного хозяйства, сделало невозможным участие российских финансовых структур в совместных проектах в области развития малого и среднего бизнеса, ипотеки и высокотехнологических инвестиционных проектов.

ОТТОК КАПИТАЛА – МИФ

Некоторые авторы пытаются доказать, что отток капитала - не более чем миф.

Кстати говоря, обращаются к этой теме не в первый раз, поэтому и я не могу обойти её стороной.

Действительно, миф оказался слишком живучим. Сегодня пытаются поставить его под сомнение с другой стороны. Бегство капитала - тема, которую хотелось бы закрыть раз и навсегда. Слишком вредными оказываются для рыночной экономики отголоски этого мифа на уровне экономической политики и конкретных регулирующих действий правительства.

Миф об оттоке капитала является одним из самых устойчивых экономических мифов постсоветской эпохи. Шум о непрекращающемся вывозе средств за границу стоит уже много лет, и конца-края ему не видно. В последние недели этот шум резко усилился, в нем можно расслышать, что правительство относится к проблеме абсолютно серьезно и планирует (а отчасти уже проводит) комплексные мероприятия по предотвращению нелегального оттока. Некоторые наблюдатели даже считают борьбу с оттоком чем-то вроде визитной карточки правительства Касьянова.

Генезис представлений об оттоке нужно искать, по всей видимости, в эпохе поиска "золота партии". Хотя богатства КПСС так и не были найдены, несмотря на привлечение известнейшего западного детективного агентства, представление о том, что за границей находятся вывезенные властью несметные сокровища Родины, прочно засело в общественном сознании. Как ни парадоксально, это ложное общественное представление позже сильно пригодилось самой же власти для объяснения своих хозяйственных неудач - экономического спада и стагнации.

Оказывается, экономического роста нет потому, что из страны уходит капитал. Причем сначала капитал вывозили партократы, а потом "новые русские". Кроме правительственных органов, на этом мифе активно паразитируют основные политические силы: левые утверждают, что капитал выталкивает из страны безумная налоговая политика монетаристов, а правые приписывают аналогичную роль самому наличию коммунистов и аграриев на политическом поле. И те и другие делают вид, что уверены, что они-то в состоянии прекратить отток и вернуть увезенное обратно, в результате чего экономика захлебнется в инвестиционном потоке. На эксплуатации мифа об оттоке сделано немало научных карьер. Не поддается учету общее число прокуроров, следователей и контролеров, отметившихся звонкими заявлениями.

Однако, несмотря на все разоблачения и квазинаучные рассуждения, воз и ныне там. Точная цифра вывезенных средств до сих пор не известна, механизмы возврата не работают. И это не удивительно. Очень трудно поймать черную кошку в темной комнате, особенно если её там нет. Дело в том, что никакого оттока капитала из страны просто нет и никогда не было. Или почти не было (если учесть виллы и земельные угодья в Марбейе, на Лазурном берегу, Канарских островах и в прочих живописных местах - но это сумма, во-первых, не настолько велика, как предполагают, а во-вторых, строительный бум закончился лет пять назад). Спекуляции на популярной теме по большей части вызваны плохим знанием экономических реалий. Соответственно, механизмы возврата средств вроде амнистии капиталов не могут работать в принципе - возвращать-то нечего.

В принципе движение капитала управляется законом максимальной нормы прибыли (естественно, с учетом рисков). Где норма прибыли больше, туда капитал и притекает, а в России - одна из самых высоких норм прибыли в мире. А если деньги вкладывать в торговлю, общественное питание, индустрию развлечений, жилищное строительство, пищевую промышленность, нефтедобычу и нефтепереработку, - то норма прибыли подчас исчисляется десятками процентов годовых в твердой валюте. В Европе или Америке минимум, на который можно рассчитывать - 5% годовых (если вложить деньги на банковский депозит или в госбумаги), максимум - 25% в год (при покупке акций быстрорастущих компаний). Неужели при такой разнице между нормами рентабельности из страны будут уходить средства? Другими словами, либо отток капитала сильно преувеличен, либо закон максимальной нормы прибыли на территории России не действует.

Резюмируется, что "отток капитала" (в одном из своих "превращений") - это теневая заработная плата. Она распределяется примерно так же, как и официальные рублевые доходы. Большая часть идет на приобретение потребительских товаров (эта часть дохода, как правило, конвертируется в рубли), меньшая - на сбережения (эта часть дохода остается в валюте). Проданную за рубли валюту в обменных пунктах покупают импортеры, которые потом ввозят в Россию разного рода полезные товары. Круг замыкается - "черный нал" получает покрытие "серым импортом".

Стоимость полулегального импорта таможне неизвестна, поэтому для определения объема "серого импорта" используются разного рода экспертные оценки. Точного результата они, разумеется, не дают, поэтому российский платежный баланс имеет формат высокоразвитой страны - активное сальдо торгового баланса покрывается вывозом капитала. Но поскольку Россия все-таки страна слаборазвитая, то реально вывозить капитал она не может. Соответственно, и реальное сальдо торгового баланса гораздо меньше его официальных оценок.

После делается несколько выводов. Во-первых, надежды на скорый экономический рост за счет репатриации капиталов следует оставить: этих капиталов просто нет. И кто бы ни находился у власти, ничего с этой объективной реальностью поделать нельзя. Во-вторых, мнимый отток - на самом деле уклонение от уплаты налогов, причем в особо крупных размерах. Называя уклонение от уплаты налогов оттоком капитала, правительство путает божий дар с яичницей.