Смекни!
smekni.com

Функции валютного рынка и его институтов (стр. 7 из 8)

Фактически благодаря электронным торгам произошло возрождение организованного валютного рынка. Причем нынешняя роль биржевого валютного рынка существенным образом отличается от той, которую он играл до кризиса.

Тогда он играл в основном курсообразующую роль. На фиксинговых торгах определялся курс равновесия спроса и предложения и по единому курсу осуществлялись расчеты между покупателями и продавцами валюты.

После кризиса его роль значительно расширилась. На базе организованного валютного рынка произошла консолидация валютного оборота. Основной объем операций сконцентрировался на валютных биржах. Ужесточились требования к институтам рынка, уполномоченным на совершение валютных операций. Произошло разграничение операций на текущие (внешнеторговые) и операции, связанные с движением капитала (финансово-инвестиционные).

Что касается внебиржевого межбанковского валютного рынка, то его перспективы в нынешних условиях представляются более чем неопределенными.

Во-первых, электронные технологии (СЭЛТ) фактически стерли границу между традиционным биржевым и межбанковским рынком. По оценкам участников валютного рынка, на межбанковский валютный рынок приходится менее 40% всего объема операций, на биржевой – более 60%. По технологии торгов биржевой рынок перестал отличаться от межбанковского валютного рынка. Он обеспечивает такую же оперативность заключения сделок в течение всего рабочего дня , как и межбанковский рынок. Единственным отличием остается исполнение обязательств. На биржевом рынке они гарантированы межбанковскими валютными биржами. На межбанковском рынке такой гарантии нет.

В настоящее время гарантия расчетов является наиболее весомым преимуществом биржевого рынка. Все более широкое распространение получают такие операции, как заключение сделок непосредственно между участниками рынка (вне биржи), с условием расчетов через биржу. По операциям на дневной торговой сессии ММВБ на такие сделки сейчас приходится половина объема.

Привлекательность таких сделок состоит не в том, что участники могут заключать сделки между собой по любому курсу, поскольку трудно представить, чтобы продавец согласился продать валюту по курсу ниже, чем на бирже. Стимулом для совершения «свитчевых» операций является то, что участники не связаны минимальным лотом в 10 тыс. долларов на дневных торгах ММВБ, а могут заключать сделку на любую сумму.

Во-вторых, не дает оснований надеяться на скорое возрождение прямого межбанковского валютного рынка сохраняющееся кризисное состояние российских банков.

Неуверенность в финансовом положении партнеров вынуждает банки ограничивать сеть корреспондентских отношений, вводить жесткие лимиты друг на друга не только по валютным, но и по рублевым операциям. Единственным исключением остаются банки со 100%-ным иностранным капиталом. На них приходится основная часть операций межбанковского рынка. По существу они заняли то место, которые раньше занимали системообразующие российские банки. Однако в отличие от прежних российских банков, стремившихся утвердиться на рынке за счет расширения отношений с другими российскими банками (требованием предоплаты, жесткими лимитами). Видеть в этом путь возрождения российского межбанковского валютного рынка не представляется реальным.

Также трудно представить, что межбанковский рынок при нынешнем финансовом состоянии банков сможет возродиться при помощи совершенных торговых систем. Как показывает опыт прошлых лет, такие системы не в состоянии конкурировать с биржевой торговлей.

Введение единой торговой сессии на межбанковских валютных биржах с 29 июня 1999 г. стало шагом в направлении усиления значения биржевого валютного рынка и его консолидации. Валютные биржи, объединенные единой электронной технологией торгов, проводят торги в едином технологическом режиме, образуя тем самым межрегиональный валютный рынок.

Сейчас на единую торговую сессию приходится основной объем операций на валютном рынке. Межрегиональные торги проходят в реальном режиме времени одновременно на всех валютных биржах по единым правилам. Расчеты по операциям ЕТС осуществляются в тот же день.

В инфраструктурном плане последствия образования межрегионального валютного рынка состоят в следующем:

межбанковские валютные биржи утратили роль самостоятельных курсообразующих торговых площадок. Теперь вместо курсов, определяемых по результатам торгов региональных бирж, устанавливается один общероссийский курс рубля к доллару по результатам торгов на единой торговой сессии;

с перемещением основного объема торгов на единую торговую сессию снизилась относительная роль региональных валютных рынков;

возросли возможности централизованного контроля за операциями на валютном рынке. Если до начала межрегиональной торговли валютой функции контроля за операциями на валютном рынке осуществляли территориальные управления БР, то теперь контроль за операциями на единой торговой сессии осуществляется из одного центра;

и наконец, , благодаря межрегиональным торгам был сделан важный шаг в направлении восстановления единства российского валютного рынка, и удалось подавить потенциальную угрозу его распада на региональные составляющие.

Одновременно с введением единой торговой сессии произошли изменения в политике регулирования на валютном рынке. Либерализация операций на единой торговой сессии коснулась двух моментов.

Во-первых, были смягчены условия допуска банков к торгам на единой торговой сессии. К ней могут быть допущены не только члены секций валютных бирж, но и любые другие банки, обладающие валютной лицензией БР. Для этого они должны подать соответствующее заявление и подписать соглашение с биржей о техническом доступе к торгам.

Эта мера способствовала привлечению к торгам на единой торговой сессии новых банков, в первую очередь региональных. Соответственно возросла ликвидность рынка и привлекательность межрегиональных валютных торгов.

Во-вторых, коммерческим банкам, участвующим в торгах, была предоставлена возможность продавать и покупать доллары как по поручению клиентов, так и за свой счет. Тот факт, что КБ получили возможность работать за счет собственных средств как на единой торговой сессии, так и на дневной, устранил угрозу расхождения курсов между специальной и дневной торговой сессией.

Либерализация операций на единой торговой сессии ослабила значение дневной торговой сессии. Хотя региональные биржи продолжают проводить дневные торговые сессии, однако для КБ операции на них представляют в основном лишь спекулятивный интерес. Выставляя котировки на дневной торговой сессии расчетами «завтра», банки стремятся «угадать» курс единой торговой сессии следующего дня и в случае его отклонения от курса единой торговой сессии фиксировать либо прибыль, либо убытки. При относительно спокойном рынке уровень курса на дневных торгах отличается от курса единой торговой сессии на величину, составляющую комиссию по операциям на единой торговой сессии и комиссию биржи, взимаемую на дневных торгах.

Соответственно появляется возможность арбитража для банков. При спокойной обстановке на валютном рынке объем арбитражных операций будет незначительным. В условиях неопределенности и дестабилизации рынков различия объем операций на дневных торгах растет.

Единая торговая сессия и либерализация операций на единой торговой сессии стимулирует также операции непосредственно между банками. Тем не менее объемы межбанковских операций напрямую зависит от размера лимитов друг на друга и их готовности принимать на себя риск расчетов.

Таким образом, либерализация операций на единой торговой сессии помогла восстановить единство валютного рынка. Устранена опасность его распада и возникновения множественности валютных курсов.

Поворот в политике БР побудил целый ряд банков – участников валютного рынка, выступить с новыми инициативами в области либерализации рынка. Ряд банков-участников выступает за принятие мер в пользу развития внебиржевого межбанковского валютного рынка. Для этого предлагается отказаться от обязательной продажи установленной части экспортной выручки и предоставить экспортерам право продавать ее на межбанковском рынке. Высказываются также предложения снизить норматив обязательной продажи экспортной выручки.

Предложения в пользу дальнейшей либерализации рынка, безусловно, заслуживают внимания, но возникает вопрос, насколько они своевременны. Как показывает опыт большинства стран развитой и развивающейся рыночной экономики, либерализация рынка проводится в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, существенного укрепления валютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае она достигает своих макроэкономических целей, становится стимулом развития внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства. В противном случае, когда нет экономической стабильности, когда нет эффективного контроля со стороны центрального банка за деятельностью КБ на валютном рынке, когда доминируют интересы спекулятивной прибыли любой ценой, либерализация ведет лишь к нарастанию спекулятивных операций на рынке и нестабильности валютного курса.

Нынешняя ситуация на валютном рынке далека от требуемой для продолжения процесса либерализации. Она характеризуется неустойчивым равновесием на рынке, что проявляется в заметных колебаниях курса доллара, которые обрели циклический характер. Цикличность колебаний состоит в том, что в первые дни каждого месяца курс доллара испытывает заметный рост. В последующие дни курс доллара снижается.

Явление цикличности на российском валютном рынке наблюдалось и ранее. Последний раз – в 1998 г. Вплоть до августовского кризиса 15-го числа каждого месяца на биржевом валютном рынке значительно возрастали объемы операций и усиливалось давление на валютный курс. Тогда это было связано с расчетами по форвардым контрактам. Потребность коммерческих банков в валюте удовлетворялась за счет валютных интервенций БР, который «держал» валютный курс в рамках валютного коридора. Природа нынешней цикличности иная.