Смекни!
smekni.com

Антиинфляционная политика государства (стр. 5 из 12)

Несложно представить, что произойдет с заработной платой 38-летнего господина Миранда, если он не успеет быстро перевести ее в доллары. В день, когда он получил свои 25 млн. песо, доллар стоил 500 000 песо, так что он смог получить 50 долларов. Несколькими днями позже, при курсе 900 000 песо, он бы получил 27.

“Мы живем только сегодняшним днем и каждый песо переводим в доллары,” — говорит Роналд Мак Лин, управляющий золотодобывающей шахты. “Мы стали близорукими.”

Стремление выжить любой ценой. Государственные служащие без взятки не дадут даже анкету. Юристы, бухгалтеры, парикмахеры и даже проститутки бросили работу, чтобы заняться уличными валютными операциями. Рабочие бастуют и крадут у хозяев. Хозяева контрабандно вывозят продукцию за рубеж, берут фиктивные ссуды, уклоняются от уплаты налогов — делают все что угодно, чтобы получить доллары для спекуляций.

Выработка на государственных шахтах снизилась в прошлом году с 18 000 тонн до 12 000. Шахтеры поднимают себе “заработную плату”, извлекая во время обеденного перерыва самую лучшую руду и отправляя ее по контрабандным каналам в соседнюю Перу. Не имея ни одной крупной шахты по добыче олова, Перу теперь экспортирует до 4 000 метрических тонн олова в год.

“Мы ничего не производим. Мы все занимаемся валютными спекуляциями,” — говорит продавец продукции тяжелого машиностроения в Ла Пасе. “Люди больше не знают что такое хорошо и что такое плохо. Мы превратились в аморальное общество...”

Ни для кого не является секретом, что практически все доллары, обращающиеся на черном рынке, поступают от продажи кокаина в Соединенные Штаты. По некоторым данным, переправщики кокаина зарабатывают до 1 млрд. в год...

Но вместе с тем, страна страдает от инфляции во многом вследствие того, что доходы правительства едва покрывают 15% его расходов, и дефицит бюджета возрос до 25% ВВП. Налоги поступают в государственный бюджет с опозданием и не полностью в силу распространенного взяточничества и воровства.

Ожидаемая и непрогнозируемая инфляция

Инфляция по-разному влияет на экономику в зависимости то того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить или уменьшить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на его реальном доходе.

Последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми и даже устранимыми, если бы люди могли:

1) предвидеть инфляцию;

2) иметь возможность скорректировать свои номинальные доходы с учетом предстоящих изменений в уровне цен.

Ожидаемая инфляция

Рассмотрим сначала ожидаемую инфляцию. Предположим, что каждый месяц уровень цен увеличивается на 1%. Каковы будут общественные издержки при устойчивом и предсказуемом годовом темпе инфляции в 12%?

Первый вид издержек — потери, связанные с воздействием инфляционного налога на количество денег у населения. Увеличение темпа инфляции ведет к росту номинальной ставки процента, что, в свою очередь, вызывает сокращение запасов денежных средств в реальном выражении. Если среднее количество денег на руках стало меньше, человеку приходится чаще ходить в банк и снимать деньги — например, придется дважды в неделю снимать по 50 долларов вместо того, чтобы раз в неделю снимать по 100 долларов. Неудобство, вызванное сокращением объема средств, находящихся на руках, получило образное название “издержек стоптанных башмаков”, так как более частые посещения банка приводят к более быстрому изнашиванию обуви.

Второй вид издержек инфляции связан с необходимостью чаще менять ценники. Меняющиеся цены весьма дорого обходятся фирмам: это может потребовать, например, печатания и распространения новых каталогов. Эти издержки получили название “издержек меню”, поскольку чем выше темп инфляции, тем чаще ресторанам приходится печатать новые меню.

Третий вид издержек связан с тем, что существование “издержек меню”, заставляет фирмы отказываться от достаточно частого изменения цен; таким образом, чем выше темп инфляции, тем более неустойчивы относительные цены. Предположим, например, что каждый январь фирма выпускает новый каталог. Если бы не существовало инфляции, то цены данной фирмы по отношению к ценам, устанавливаемым другими фирмами, оставались бы неизменными из года в год. Вместе с тем, при темпе инфляции в 1% в месяц, за период от начала до конца года относительные цены данной фирмы упадут на 12%. Таким образом, инфляция порождает подвижность относительных цен. Поскольку распределение ресурсов в рыночной экономике происходит в соответствии с относительными ценами, то инфляция порождает неэффективность на микроэкономическом уровне.

Четвертый вид издержек инфляции связан с формой налогового законодательства. Многие положения налогового законодательства составлены без учета воздействия инфляции. Таким образом, инфляция может зачастую привести к непредсказуемому изменению налоговых обязательств отдельных лиц.

Одним из примеров неспособности налогового законодательства принимать в расчет инфляцию служит подоходный налог на номинальные доходы от прироста стоимости капитала. Предположим, что купив какие-либо акции, Вы продаете их через год по той же реальной цене. Логично было бы ожидать, что государство не будет облагать эту сделку налогом, так как Вы не получили реального дохода на эти инвестиции. И действительно, при отсутствии инфляции Вы бы налога не платили. Но предположим, что темп инфляции составляет 10%, и первоначальная цена, которую Вы заплатили за акцию, составляла 100 долларов. Чтобы в следующем году получить ту же реальную цену, Вам необходимо продавать эти акции уже по 110 долларов за штуку. В данном случае, в соответствии с налоговым законодательством, не принимающим во внимание воздействие инфляции, эта операция рассматривается как получение дохода в 10 долларов на акцию, и государство облагает этот доход налогом. Проблема, безусловно, заключается в том, что налоговое законодательство исходит из номинального, а не реального прироста величины стоимости принадлежащего Вам капитала. В этом, как и во многих других случаях, инфляция вызывает нарушение принципов налогообложения.

Пятый вид издержек инфляции состоит в неудобстве жизни в мире с меняющимся уровнем цен. Деньги выступают в роли “линейки”, которой мы измеряем экономические операции. При инфляции длина этой линейки изменяется. Предположим, например, что Конгресс принимает закон, согласно которому ярд в 1990 году будет равен 36 дюймам, в 1991 — 35, в 1992 — 34 дюймам и так далее. Хотя этот закон и приведет к ликвидации всяческих сомнений и расхождений, он будет в высшей степени неудобен. Когда кто-нибудь будет измерять дистанцию в ярдах, придется уточнять, измерялась ли эта дистанция в ярдах 1990 или 1991 года; для сравнения расстояний, измеренных в разные годы, придется делать поправки на “инфляцию”. Аналогично, если покупательная способность доллара постоянно колеблется, он утрачивает способность выполнять функцию меры стоимости.

Некоторые экономисты выражают опасения, что умеренная, ползучая инфляция, которая может сначала сопутствовать оживлению экономики, потом, нарастая как снежный ком, превратится в более жесткую гиперинфляцию, которая оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства и занятость. Дело в том, что, когда цены медленно, но постоянно растут, население и предприятия готовятся к их дальнейшему повышению. Поэтому, чтобы их неиспользованные сбережения и текущие доходы не обесценились, то есть чтобы опередить предполагаемое повышение цен, люди вынуждены “тратить деньги сейчас”. Предприятия поступают так же, покупая инвестиционные товары. Поступки, диктуемые “инфляционным психозом”, усиливают давление на цены, и инфляция начинает “кормить сама себя”. Более того, поскольку стоимость жизни увеличивается, рабочие требуют и получают более высокую номинальную заработную плату. При этом в большинстве случаев фирмы стремятся поднять цены еще на одну — две ступеньки, чтобы убедиться, что получатели прибылей идут в одной шеренге или впереди инфляционного парада. Так как в результате такого повышения цен стоимость жизни увеличивается, у рабочих появляется прекрасное оправдание, чтобы вновь потребовать существенного повышения зарплаты. Но это ведет к новому витку повышения цен. Конечным результатом является инфляционная спираль зарплаты и цен. Зарплата и повышение цен подкармливают друг друга, и это помогает ползучей инфляции перейти в гиперинфляцию.

Гиперинфляция может ускорить экономический крах. Жестокая инфляция способствует тому, что усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную деятельность. Предприятиям становится все более и более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в предвидении будущего повышения цен. Но несоответствие количества сырья и готовой продукции спросу на них ведет к усилению инфляционного давления. Вместо того чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители и отдельные лица, защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные материальные ценности — ювелирные изделия, золото и другие драгоценные металлы, недвижимость и т.д.

Непрогнозируемая инфляция

Последствия непрогнозируемой инфляции, по-видимому, еще более разрушительны, нежели любые издержки устойчивой, прогнозируемой инфляции: она способствует спекулятивному перераспределению богатства между людьми. Понять, как это происходит, можно на примере долгосрочных ссуд. В ссудном контракте, как правило, оговаривается номинальная ставка процента, рассчитанная на основе ожидаемого темпа инфляции. Если темп инфляции оказался отличным от ожидаемого, то реальный доход, который получает кредитор, оказывается отличным от предполагаемого в момент заключения сделки. С одной стороны, если темп инфляции оказался выше ожидаемого, заемщик выигрывает, а кредитор теряет, так как должник возвращает ссуду обесцененными долларами. С другой стороны, если темп инфляции оказался меньше ожидаемого, то выигрывает кредитор, так как стоимость возвращаемой суммы больше, чем предполагалось обеими сторонами.