Смекни!
smekni.com

Коммерческий шпионаж (стр. 5 из 5)

Следующим признаком промышленного шпионажа является способ его осуществления. Действия по завладению информацией проходят скрытно (тайно) от окружения, путем их хищения, сбора, покупки, выдачи. Не исключается и уничтожение, искажение или саботирование по использованию информации. Цель - не дать владельцу возможности использовать ее для получения выгоды, быть конкурентоспособным.

К средствам получения секретов относятся различные технические системы. Если у нас пока основными владельцами разведывательных технических средств являются специальные государственные органы (службы), то на Западе они находятся в пользовании и частных лиц. Это позволяет предпринимателям широко использовать средства электронной разведки в получении необходимой информации. Снятие ее с телефонных переговоров, ЭВМ, помещений, где ведутся секретные беседы, и т.д. Применение тех или иных средств зависит от информации, которую намеревается получить субъект. Один вид информации может быть похищен, другой прослушан, третий - сфотографирован или сделаны зарисовки, четвертый записан на магнитофон, пятый - снят кинокамерой и т.д. Иногда используется комплекс специальных мер по ее получению. В зависимости от вида получения информации принимаются соответствующие меры защиты. Например, существуют приборы, с помощью которых можно с расстояния до 500 м лазерным лучом снимать речевую информацию за счет вибрации оконных стекол. В ответ, для предотвращения утечки информации таким способом, немецкая фирма Сименс начала выпуск специальных оконных рам, ослабляющих на 110дБ проникновение электромагнитных излучений в определенных диапазонах.

Адресатами (заказчиками) получения промышленной (коммерческой) информации выступают предприниматели малого и крупного бизнеса, руководители государственных предприятий, а также правительства иностранных государств. Защита секретов промышленных и коммерческих фирм и проникновение к ним являются двумя сторонами одной медали. К ним в одинаковой мере проявляют интерес как частные лица, так и сотрудники государственных служб.

Один из руководителей американской разведки, выступая в 1990г. в Национальном пресс-клубе, заявил, что “экономическая мощь является ключом к господству и власти во всем мире.” В речи этого руководителя, произнесенной в Американском университете, прозвучало, что “в предстоящие годы мы станем свидетелями резкого возрастания напряженности в международных экономических отношениях. Объективная информация об экономике иностранных государств станет практически важной, и разведка обязана ее добывать”. За рубежом считают, что не менее важная задача ложится на плечи контрразведывательных подразделений, которые обязаны пресекать все попытки иностранных спецслужб, не исключая и дружественные, осуществлять политический, промышленный и экономический шпионаж против США.

В нашей периодической печати также появляются заметки о том, что отечественная разведка (разведки) перенацеливает свои усилия на сбор торгово-экономической информации.

Как видим, новым приоритетом в современных условиях для разведывательных и контрразведывательных сообществ становятся сведения экономического характера. Поэтому напрашивается вывод о том, что интерес к определенным видам частной и государственной экономической информации (включая деятельность наших фирм и за рубежом) будет проявляться не только со стороны частных служб безопасности, но и иностранных спецслужб (разведок).

Может ли частный предприниматель противостоять посягательствам специальных государственных служб? Трудно что-либо утверждать в данных условиях, скорее всего нет. К тому же прямая защита предпринимательских структур не относится к функциям контрразведывательных служб. Западные фирмы тратят на защиту своей информации 15 % своих доходов. У нас вести речи о такой защите пока рано. Вместе с тем наш предприниматель не стремится в случае необходимости обращаться к государственным правоохранительным органам.

Попытаемся остановиться на проблеме отличия промышленного (коммерческого) шпионажа от государственных тайн и иных сведений, находящихся под охраной уголовного закона. В качестве основы разграничения этих понятий и принимаемых государственно-властных или иных решений лежат признаки, характеризующие промышленный шпионаж, а также признаки, характеризующие составы преступлений, содержащие запреты на завладение государственными структурами.