Смекни!
smekni.com

Состояние минерально-сырьевой базы Казахстана (стр. 3 из 5)

Лидерами в мировом производстве минерального сырья являются такие крупнейшие страны мира, как США, Австралия, ЮАР, Канада, Китай и Россия. Торговля сырьевыми ресурсами, таким образом, отражает не отсталость государства или некомпетентность Правительства. Высокий уровень экономического развития в большинстве богатых природными запасами стран достигнут за счет интенсификации их добычи и переработки. Опыт таких государств, как Канада и Австралия, свидетельствует о значительном воздействии рационального использования данного потенциала на объем валового внутреннего продукта (ВВП).

Хотим мы того или нет, но в Казахстане наиболее быстро адаптировался к требованиям мирового рынка минерально-сырьевой комплекс, что отражено в структуре экспорта.

Данные свидетельствуют о лидирующих позициях сырья и полуфабрикатов в рейтинге казахстанского экспорта. Несмотря на нестабильность мировой конъюнктуры, когда колебания цен отражаются на сумме продаж, этот рынок продолжает оставаться достаточно устойчивым.

— Для казахстанской экономики угольная отрасль является традиционной. Обладая значительными запасами и мощностями по его добыче, мы все никак не можем занять достойное место в мировом угольном рейтинге. Вы так не думаете?

— Угольную отрасль Казахстана в ближайшие годы ожидает второе рождение. Объясню почему. Достоверные запасы угля в мире на конец 2002 г. составили 984,5 млрд. тонн. При современном уровне добычи и технологий они достаточны для разработки в течение более двухсот лет. По данным «ВР StatisticalReviewofWorldEnergy», Казахстан с 34 млрд. тонн достоверных запасов угля на конец 2002 г. занимал девятое место в мире после США с запасами в 250 млрд. тонн, России — 157, КНР — 114,5, Индии — 84,4, Австралии — 82,1, ФРГ — 66, ЮАР — 49,5, Украины — 34,2 млрд. тонн.

Большая часть казахстанских угольных запасов (67 процентов) представлена антрацитами и каменными углями. Прогнозные ресурсы оцениваются в 90 млрд. тонн. Наиболее крупные запасы находятся в Карагандинском угольном бассейне (общие — 52 млрд. тонн, разведанные — 14), в Экибастузском — 12, Убаганском (Тургайском) буроугольном (лигнит) — 40 млрд. тонн.

В Казахстане экспорт угля, достигавший в 1997 г. 24,8 млн. тонн, в 1999 г. упал до 16,8 млн. тонн, однако уже в 2000 г. он возрос до 25,1; в 2001 г. — до 27,9; в 2002 г. снизился до 24,3 млн. тонн. В 2004 г. планируется довести этот показатель до 30—35 млн. тонн. Колебания в объемах отгрузки в основном связаны с угольной политикой России. Серьезное воздействие на экспорт, направляемый в основном в Россию, оказало противодействие российских угольщиков. Однако в последующем ограничения на ввоз угля были сняты, и на пути казахстанского угольного экспорта барьеров в настоящее время нет.

На европейский рынок в 2001 г. было поставлено 684 тыс. тонн, в 2002 г. — 1 342,6 тыс. тонн казахстанского угля. В 2001 г. Финляндия закупила 318,5 тыс. тонн, Нидерланды — 144,6, Румыния — 60, Польша — 47,1 тыс. тонн. В 2002 г. лидерство по закупкам перешло к Румынии, которая приобрела 799,6 тыс. тонн, и Польше — с объемом в 281 тыс. тонн. В 2003 г. казахстанский уголь начали закупать Чехия и Турция. Новая железная дорога Алтынсарино — Хромтау через порты Актау и Поти может сделать более рентабельной поставку казахстанского угля на турецкий и румынский рынки. Необходимо готовиться к освоению китайского рынка. В ближайшие годы, предположительно с 2006 г., в связи с закрытием нерентабельных угольных шахт, по мнению экспертов, Китай из экспортера угля станет его крупнейшим импортером. Казахстану следует внимательно изучить данную проблему и учесть ее в экспортной политике.

— Сегодня повысился спрос на железорудное сырье, а это значит, что на полную мощность загружаются железорудные предприятия, повышаются цены на их продукцию. «Дошла» ли эта мировая тенденция до Казахстана?

— По оценке Геологической службы США, ресурсы железной руды в мире составляют 800 млрд. тонн, в том числе на США приходится 110, содержащих 27 млрд. тонн железа. Если оценки отечественных геологов верны, то Казахстан обладает 4 процентами мировых запасов этой руды. Разведанные запасы составляют 9,1 млрд. тонн, предварительно оцененные — 8, прогнозные ресурсы — 15 млрд. тонн. По этому показателю страна входит в первую семерку стран мира и, обладая значительными запасами, развитым горнодобывающим комплексом, способна обеспечить ежегодную добычу в более 80 млн. тонн. Кстати, в 2002 г. она составила 17,7 млн. тонн, что выводит пока страну на одиннадцатое место в мире.

Соколовско-Сарбайское ГПО входит в число 15 крупнейших железорудных компаний мира, на долю которых в 2002 г. приходилось 53,3 процента всего мирового производства этой руды. При сохранении нынешних темпов добычи ССГПО может занять десятое место. Заключение крупного, до 1 млн. тонн в год, контракта между АО «ССГПО» и компанией «JinguanIronandSteelCorp» на поставку этой продукции в КНР открывает выход на широкий и перспективный рынок, где Казахстан имеет явные конкурентные преимущества.

— А на рынке стали у нас такие же заманчивые перспективы?

— С приходом иностранных инвесторов республика стала восстанавливать свои позиции на мировом стальном рынке. Казахстан сегодня занимает двадцать восьмое место в мире, восьмое — в Азии по выплавке стали, двадцать четвертое — в мире по выплавке чугуна. В настоящее время сталь выплавляют 53 страны мира, чугун — 42 страны.

Голландская группа «Ispat», контролируемая английским объединением «LNM — Holding», приобретя Карметкомбинат, стала четвертой в мире по объему выпуска стали. Компания динамично развивает экспорт стального проката, идущего ныне в 60 странах мира. С ноября 2001 г. она обладает 90 процентами акций (на сумму в 500 млн. долл.) румынского металлургического комбината «Sidex», одного из крупнейших в Восточной Европе. Укрупнение предприятий в сталелитейной отрасли усиливает их конкурентные позиции на рынке черных металлов, что придает наступательный характер их экспортной политике, позволяет выйти на любой рынок, где есть спрос на относительно дешевый продукт.

— Позвольте прервать ваш «стальной» монолог. Вы упомянули о рынке черных металлов. У многих он ассоциируется с пионерским детством да последними скандалами по поводу возвращенного радиоактивного лома из соседней страны. На самом деле проблема актуальная, кажется, в Парламенте есть законопроект и не один... Здесь есть что делить и за что бороться?

— Улучшение в 2002 г. ситуации в мировой черной металлургии привело к росту спроса и цен на стальной лом. Усилилась напряженность с поставками лома хорошего качества. Объем международной торговли ломом черных металлов в 2001—2002 гг. возрос с 60 до 66 млн. тонн.

Значительный прирост выплавки стали произошел в странах Азии. В этом регионе ресурсы лома невелики, что усиливает их зависимость от импорта. Азиатские производители стали активно закупают эту продукцию. Например, Тайвань и Южная Корея приобретали его в Австралии и Западной Европе. Торговые фирмы рассчитывают на увеличение в ближайшем будущем спроса со стороны Китая, что обусловит дефицит на мировом рынке.

Казахстанский экспорт лома черных металлов за 1998—2001 гг. вырос в 4 раза. В 2002 г. он уменьшился до 1 309,9 тыс. тонн на сумму до 71,6 млн. долл. Сокращение произошло за счет уменьшения вывоза лома в Китай с 1 897,4 тыс. тонн до 1 125,7 тыс. тонн в 2002 г. Лом черных металлов и отходы республика экспортирует в 13 стран. Средняя экспортная цена составляла в 1998 г. 55,3 долл. за тонну, в 1999 г. — 38,8, в 2000 г. — 43, в 2001 г. — 42,4; в 2002 г. она выросла до 54,7 долл. за тонну. Экспортная цена в Россию составила в 2002 г. — 35,5 долл. за тонну, в Китай — 51,8; в Афганистан — 51,1; в Пакистан — 44,6 долл. за тонну. Слитки из лома черных металлов отгружались в 2002 г. в ФРГ по 158,2 долл. за тонну, Великобританию — 329,1; Эстонию — 255,7; Латвию — 342, Литву — 341,9; Финляндию — 373,3; Нидерланды — 380,9 долл. за тонну. Очевидно, что экспортные цены на лом должны быть значительно повышены исходя из складывающейся мировой конъюнктуры как минимум на 90—100 долл. за тонну. Ежегодные потери от заниженных цен составляют более 110 млн. долл. Необходимо увеличить долю экспорта лома № 1, а также слитков из него в целях повышения отдачи от экспорта этой продукции. АО «Вторчермет» должно занять ведущее место по экспорту лома высокой степени готовности. Особого внимания таможенных органов заслуживают трансфертные цены на лом черных металлов.

Но вернемся к мировому рынку стали. Как показывает анализ, несмотря на возникающие время от времени трудности со сбытом, в целом он не сужается. В последнее время наметилась тенденция увеличения производства этой продукции. Одним из важных резервов является расширение выпуска стальных изделий, в том числе оцинкованной стали. Имеется значительный потенциал по выпуску стальных труб, железнодорожных рельсов, вагонов и другой металлоемкой продукции, предназначенной как для внутреннего, так и внешнего рынков.

С учетом активного производства ферросплавов и феррохрома в республике, Казахстан может и должен стать крупнейшим в мире производителем высококонкурентных марок качественных сталей и сплавов, в том числе и нержавеющей стали. Мировой рынок этой продукции развивается. Спрос растет ежегодно на 4—5 процентов и, по прогнозам, повысится на сортовой и особенно холоднокатаный листовой прокат. Повысится спрос и на горячекатаный прокат из нержавеющей стали. Следует напомнить здесь, что наша страна ежегодно завозит пищевое оборудование из нержавеющей стали на сумму более чем в 50 млн. долларов, импортирует более 100 тыс. тонн качественных сталей, включая высокопрочные, нержавеющие, шарикоподшипниковые, рессорно-пружинные, инструментальные. Потребность только в подшипниковой стали Степногорского завода по выпуску железнодорожных подшипников колеблется в пределах 12—14 тыс. тонн.