Смекни!
smekni.com

Основное содержания и история возникновения учения одного из представителей австрийской школы маржинализма Ойгена фон Бем-Баверка (стр. 1 из 3)

Реферат по предмету: «История экономических учений».
Москва, 1999 год


План реферата:

1) Вступление. 2
2) Краткие штрихи биографии Бём-Баверка. 3
3) Капитал, прибыль и время. 3-5
4) Проблема распределения. 6-7
5) Вознаграждение факторов производства. 7
6) Прибыль и процент 8
7) Теория капитала Бём-Баверка. 10
8) Окольные методы производства. 10-12
9) Список литературы. 12

— Ведь есть очень сложные науки — о природе, об обществе... Очень сложные. А математика — наука очень простая, она изучает самые простые веши...

Делоне Борис Николаевич (из лекции в обществе "Знание"; тема лекции: "Топология и природа")

1. Вступление: виды маржинализма и австрийская школа.

В 70-90-х годах 19 в. сформировались сра­зу три школы, которые принято называть так: Австрийская, Лозанн­ская и Английская (она же — Кембриджская). Почти все ведущие ученые этого направления были профессорами в университетах. У них появлялись многочис­ленные ученики, из коих некоторые сами становились крупными учеными, продолжавшими развивать новое направление. Каждая из этих школ дала науке своих великих корифеев и своих блестящих продолжателей.

Австрийская школа, основателем которой явился Карл Менгер (1840—1921), далее представлена его учениками Визером и Бём-Баверком. Австрийцы с подозрением относились к математическим методам анализа, предпочитая логическое рассуждение в словесной форме. Характерным для этой школы был также безусловный ак­цент на экономический либерализм. Они отвергали не только соци­ализм в любой форме, но и любое государственное начало в экономике. Последнее качество Австрийской школы особенно ярко про­явилось в позиции ее третьего поколения, которое возглавили Мизес и Хайек. Общим для австрийцев было противопоставление маржинализма учению классиков, особенно Рикардо.

2. Краткие штрихи биографии Бём-Баверка.

Ойген фон Бем-Баверк (1851-1914) принадлежал к дворянскому роду, с детства дружил с Ф. Ви­зером и учился с ним в университетах Германии и на юри­дическом факультете Венского университета, а затем увлечение экономическими воззрениями К. Менгера (правда, его лекции слу­шать им не довелось), впоследствии стали родст­венниками.

Однако в отличие от К. Менгера и Ф. Визера период сугубо пре­подавательской деятельности у О. Бем-Баверка был не столь про­должительным, хотя и чрезвычайно продуктивным. Он занял все­го одно десятилетие (с 1880 по 1889 г.), когда, работая приват-доцентом политической экономии в Венском (1880) и профессо­ром в Инсбрукском (1881-1889) университетах, О. Бем-Баверк подготовил диссертацию на тему «Права и отношения с точки зре­ния учения о народнохозяйственных благах» (1881), издал с ин­тервалом в пять лет первую (1884) и вторую (1889) части книги под названиями соответственно «Капитал и прибыль» и «Позитив­ная теория капитала», а в промежутке между публикацией ее ча­стей — еще одну работу «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886). И только одна из его крупных работ «К завершению марксистской системы» вышла в свет спустя год после прекраще­ния преподавательской работы, т.е. в 1890 г. С 1905 г. он профессор Венского университета.

Значительный период жизни О. Бём-Баверка был связан со службой в ряде высших государственных инстанций Австрии: он трижды удостаивается поста министра финансов; назначается пред­седателем Верховного апелляционного суда и президентом Акаде­мии наук; получает статус пожизненного члена верхней палаты парламента.

3. Капитал, прибыль и время

Визер и Бём-Баверк были всегда солидарны как в привер­женности к Менгеру и его идеям, так и в отстаи­вании новой теории от нападок ретроградов. Все это, однако, не препятствовало каждому из них идти своим путем в науке, развивая взгляды, под­час несогласные со взглядами друга. Оба добились собственных оригинальных результатов. Каждый из них остался в истории науки звездой первой величины.

Одним из вопросов, где они разошлись, был такой: как измерить совокупную полезность запа­са благ. Рассмотрим случай, что на необитаемом острове живёт человек у которого есть пять вёдер пресной воды. Визер рассуждал так: если имеется пять ведер с водой, ценность каждого из них равна ценности последнего ведра — значит, по­лезность совокупного запаса равна предельной по­лезности умноженной на пять.

Бём-Баверк был согласен с тем, что полез­ность поды о каждом ведре равна ее предельной полезности. Но в отношении совокупной полез­ности всех ведер вместе он с Визером не согла­сился. Он рассуждал иначе. Когда к одному-единственному ведру раз за разом прибавляем еще по одному, на каждом шаге имеет место снижение предельной полезности, напо­минал он. Если хотим вычислить совокупную полезность всего запаса, то для каждой отдельной порции нужно принимать в рас­чет ее собственную предельную полезность. Другими словами, ка­ждое ведро фигурирует в совокупной полезности так, как если бы оно было последней, предельной порцией. В конце концов, наука признала верным рассуждение Бём-Баверка.

В разработках Бём-Баверка акцент делается на теорию ценности и теорию капитала.

Полезность вещи в смысле ее желаемости тесно связана с ее по­лезностью в смысле потребительских свойств, отмечает Бём-Баверк. Без второй не могло бы быть и первой: вещь, из которой нель­зя извлечь пользы, не может быть предметом желания, потребности. Но для того чтобы эта вещь имела ценность, сказанного мало. Не­обходимо еще, чтобы вещь эта, так сказать, не валялась под ногами, т.е. необходимо условие редкости. Поэтому начальное состояние — это потребность, которую нельзя удовлетворить мгновенно.

Отсюда легко следует понятие о различной интенсивности по­требности и ее убывании по мере насыщения. Закон убывающей по­лезности получает у Бём-Баверка своеобразную формулировку ценность блага пропорциональна интенсивности неудовлетворенной потреб­ности при отсутствии данного блага. В итоге ценность равна предельной полезности.

В условиях множества покупателей и продавцов ценность данно­го блага ограничена двумя предельными парами. С одной стороны, это последний покупатель, который согласен купить данный товар, и первый продавец, который готов его продать. С другой стороны, это последний (самый слабый) продавец и первый покупатель среди тех, кто выбывает из процесса торга.

Он различал субъективную и объективную стоимость, уверяя, что субъективная стоимость – это личная оценка товара потребителем и продавцом. Объективная же ценность – это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке.

Ввёл понятие субституционной предельной полезности. Он заявлял, что предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, которую приносит последняя единица этого блага; причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. Смысл же самой субституционной полезности раскрывался на примере с утерянным пальто. Бем-Баверк утверждал, что предельная полезность такого пальто определяется предельной полезностью тех предметов потребления, которыми человек вынужден жертвовать, чтобы купить новое пальто.

Характерной идеей Австрийском школы бы­ло положение о том, что не ценность и цена зависят от издержек производства, а, напротив, благодаря наличию ценности у потреби­тельских благ образуются оценки производственных ресурсов, или факторов производства, — те оценки, которые формируют издерж­ки производства и которые возникают в результате вменения, цен­ности тем производственным благам, что требуются для изготовле­ния данных потребительских благ, а вме­нение происходит на основе альтернативных издержек. Все это име­ется у Бём-Баверка, который тем временем идет дальше, к уяснению — на новой основе — тех оценок факторов производства, которые принято называть оплатой труда, рентой и прибылью.

Три указанные категории принято называть по-разному, в зави­симости от угла зрения. Их называют оценками производствен­ных ресурсов, или факторными ценами, или вознаграждени­ем факторов. Они возникают согласно рассматриваемой теории в результате вменения ценности факторам производства от ценности потребительских благ. Как это происходит, точнее, как образуется тот или иной уровень зарплаты, ренты и прибыли, — такой вопрос ставит Бём-Баверк.

Вспомним, какова трактовка этих трех категорий у классиков. В основе все сводится к издержкам производства. Оплата труда — это издержки по содержанию семьи рабочего. Прибыль — это разность между ценой и суммой материальных затрат и оплаты труда. Рента — остаток прибыли после вычета из нее дохода предпринимателя и процента по ссуде.

Очевидно, что такой подход не устраивал теоретиков нового на­правления. И понятно, почему. Издержки производства теперь пе­рестали быть величиной, от которой можно оттолкнуться. Они пре­вратились в нечто вторичное ("вмененное"). Учение о тяготении зар­платы к прожиточному минимуму тем более не состыковывалось ни с понятием о предельном продукте труда, ни с концепцией альтер­нативных издержек. Не годились теперь и представления классиков о тяготении прибыли к средней норме, о ренте как вкладе природы в суммарный продукт труда и т.п. Все нуждалось в перетолковании. И как раз здесь явилось поприще, на котором отличился Бём-Ба­верк.