Смекни!
smekni.com

Геоэкологические аспекты мониторинга здоровья населения промышленных городов (стр. 2 из 3)

В промышленно развитых странах Западной Европы (Швеции, Дании, Германии), а также в США и Японии уже в начале 60-х годов стали формироваться автоматизированные банки медицинских данных. Их развитие было успешным благодаря существованию, например, в Скандинавских странах личного номера, однозначно идентифицирующего каждого человека [1]. На основе таких автоматизированных банков данных позднее начали формироваться территориальные регистры рака, функционирующие сейчас во многих регионах и крупных городах мира и России. Более сложной задачей оказалось формирование банков геоэкологических данных, взаимоувязанных с медицинскими регистрами. До настоящего времени этот процесс находится в стадии становления, причем не столько из-за технических сложностей, которые сейчас успешно решаются на базе вычислительных сетей, сколько из-за ведомственной разобщенности медицинских и природоохранных служб.

Развитие технических средств контроля окружающей среды в зарубежных странах привело к появлению автоматизированных систем слежения за качеством среды обитания, например загрязнением атмосферного воздуха в городах. Такие системы типа АНКОС успешно функционируют в США, Японии, странах Западной Европы и Южной Америки. Развитие этого направления за рубежом идет по пути применения все более совершенной техники, наращивания числа станций и автоматических датчиков для определения вредных примесей в атмосферном воздухе, объединения отдельных станций в системы, а локальных систем в региональные и общегосударственные сети [6].

В отечественной практике системы типа АНКОС начали проектироваться и внедряться с 80-х годов: сначала в Москве, а в 1985—1986 годах в Санкт-Петербурге. Несмотря на их менее высокий технический уровень по сравнению с зарубежными аналогами, разрабатываемые автоматизированные системы мониторинга окружающей среды в настоящее время внедряются в Москве, Казани, Кемерове и других городах. В перспективе значение дистанционных методов мониторинга среды обитания в сочетании с геоэкоинформационными системами сбора и обработки данных, видимо, будет возрастать. По существу в крупных городах уже действуют автоматизированные системы геоэкологического мониторинга, обеспечивающие создание компьютерных городских банков данных о состоянии загрязнения атмосферы и анализ текущей и прогнозируемой обстановки. Широкое распространение получили программные продукты серии "Эколог" (расчет концентрации вредных веществ, содержащихся в выбросах промышленных предприятий; автоматизированные методы прогнозирования последствий аварийного химического загрязнения среды и т.д.).

Все более заметную роль начинают играть автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов соответствующего профиля на базе современных ПЭВМ. Технология АРМ становится основой технической политики и в сфере разработки гео-экоинформационных систем, предназначенных для управления качеством окружающей среды и охраной здоровья населения.

Индикационные (маркерные) критерии и банки медико-экологических данных

Структурные блоки любой системы мониторинга, в том числе и в сфере геоэкологических исследований, формируются на основе комплекса ведущих, то есть маркерных, критериев, подлежащих учету и слежению, а также требующих корректировки в необходимом направлении. Причем в системе регионального мониторинга здоровья населения заболеваемость обычно рассматривают в качестве основного системообразующего блока, а все остальные параметры, в том числе и показатели деятельности сети здравоохранения, — как факторы, воздействующие на здоровье.

Обеспечение гигиенической безопасности населения требует первостепенного учета управляемых факторов риска. В условиях промышленного города к таким критериям, на наш взгляд, следует относить следующие.

1. Блок параметров состояния здоровья населения

  1. Заболеваемость детского населения: общая и по основным классам болезней в соответствии с международной классификацией болезней (МКБ), оцениваемая числом случаев заболеваний в расчете на тысячу детей, с выделением заболеваемости новорожденных и детей в возрасте до 1 года. База данных формируется не менее чем за 3—5-летний период по территориальным медицинским объединениям и отдельным педиатрическим участкам города.
  2. Нарушение репродуктивной функции женщин: частота рождения маловесных детей, осложнения беременности, родов, частота самопроизвольных абортов.

2. Блок параметров состояния окружающей среды

    Состояние воздушного бассейна: среднегодовые, среднесезонные и максимальные за год концентрации основных загрязнителей, удельный вес лабораторных исследований, не соответствующих гигиеническим стандартам (ГОСТ), парциальный (Iп) и суммарный (Iс) индексы загрязнения атмосферы, рассчитываемые по формуле

где Сi— средняя за год концентрация i-го вещества; ПДКi— предельно допустимая концентрация i-го вещества; k — константа, принимающая значения 1,5; 1,3; 1; 0,85 соответственно для веществ 1-, 2-, 3-, 4-го классов опасности. Icрассчитывается для n = 5, то есть из пяти наибольших значений концентрации веществ, определяющих основной вклад в суммарное загрязнение воздуха.

  1. Качество питьевой воды, оцениваемое по уровням химической и микробиологической загрязненности: среднегодовые, среднесезонные и максимальные концентрации основных загрязнителей, кратности превышения ПДК, удельный вес нестандартных анализов.
  2. Уровень загрязнения почвенного покрова в селитебной зоне, оцениваемый по параметрам химического и бактериологического загрязнения: средние и максимальные концентрации загрязнителей (тяжелых металлов и др.), кратности превышения ПДК, суммарный показатель загрязнения, удельный вес нестандартных анализов.
  3. Архитектурно-планировочная и социальная инфраструктура: этажность района, градостроительный баланс (соотношение площадей промышленных, селитебных, рекреационных, аквальных зон, транспортных покрытий), удаленность от крупных объектов экологического риска (промплощадки, свалки и т. д.), транспортно-промышленная нагрузка, наличие объектов соцкультбыта.
  4. Ландшафтно-экологические условия: высотность и расчлененность рельефа, микроклиматические характеристики и потенциал самоочищения атмосферы, глубина залегания грунтовых вод и наличие зон подтопления, ландшафтные микрорайоны (для контрастных в физико-географическом отношении территорий городов).

3. Блок параметров нормативно-справочной информации

Численность населения контролируемых районов города, ПДК учитываемых ингредиентов, кадастр предприятий — загрязнителей среды и т. д. Структура банка данных для обеспечения мониторинга здоровья населения города показана на рис. 1. Его формирование требует привлечения разнообразной информации медицинских, природоохранных, гигиенических, градостроительных служб, ландшафтно-функционального картографирования, экспертно-статистического оценивания.

Рис. 1. Структурные блоки медико-экологического мониторинга промышленного региона

Оценка риска здоровью населения

Реальность и целесообразность создания описанных выше банков медико-экологических данных подтверждаются на примере некоторых городов, в том числе Воронежа. Опыт разработки данной проблемы на кафедре природопользования и мониторинга окружающей среды Воронежского университета совместно с городским Центром гос-санэпидемнадзора показал значительную эффективность предлагаемых подходов. С помощью методов корреляционно-регрессионного анализа на базе программных средств Excel 5.0 для Windows создан компьютерный банк данных о состоянии здоровья детей в условиях городской среды за трехлетний период (1993—1995). Выполненная оценка медико-экологической обстановки свидетельствует об экологической обусловленности некоторых заболеваний населения [7].

Фрагменты формируемых выходных документов, полученных в ходе автоматизированного медико-экологического мониторинга, показаны на рис. 2—4 (электронные картограммы города с ранжированием зон обслуживания детских поликлиник по уровням заболеваемости и параметрам техногенных нагрузок на среду обитания; математико-статистические и графоаналитические модели, иллюстрирующие возрастание риска заболеваний при ухудшении качества среды обитания).

Рис. 2. Картограмма среднегодовых уровней детской заболеваемости в Воронеже (1993-1995), оцениваемых числом случаев на тысячу детей: высокий (1701-2150), средний (1251-1700), низкий уровень (800-1250)

Рис. 3. Регрессионные модели и графические тренды зависимости детской заболеваемости от загрязнения атмосферного воздуха. По осям ординат отложено число случаев на 1000 детей

Рис. 4. Динамика степени загрязнения почвы селитебных зон Воронежа свинцом и цинком (в мг/кг) и распространенности анемии (число случаев на 1000 детей) по территориальным медицинским объединениям

Среди детских заболеваний в Воронеже преобладают болезни органов дыхания (65%), уровень которых имеет тенденцию к росту и превышает аналогичные среднероссийские показатели в 1,2 раза по городу в целом. Профилактики и повышенного контроля требуют, кроме того, новообразования, врожденные аномалии, пространственные различия уровней которых достоверно коррелируют с интенсивностью загрязнения окружающей среды.