Смекни!
smekni.com

Российский экспорт топливно-энергетических ресурсов (стр. 15 из 18)

Для обеспечения потребности стран Юго-Восточной Европы (включая Турцию) в российском газе предусматривается реконструкция действующих и строительство новых транзитных газотранспортных мощностей на территории Румынии, Болгарии, Турции, Греции и ряда других стран. Один из ныне проектируемых газопроводов мощностью до 16 млрд. 3/год соединит Россию и Турцию через Черное море, что позволит не прибегать к транзитным услугам третьих стран. Назначение Североевропейского проекта, который сейчас изучается, - обеспечение поставок газа в страны Северо-Западной Европы путем его транспортировки из России в Западную Европу через Финляндию, Швецию и Данию. И если это окажется экономически целесообразным, то будут приняты меры для проектирования, финансирования и строительства Североевропейского газопровода.

На масштабы экспорта природного газа из России в Европу будет оказывать влияние конкуренция как между газом и нефтепродуктами, а также другими энергоносителями, так и между различными поставщиками газа. При этом оба вида конкуренции, которую российскому газу предстоит преодолеть, будут определяться уровнем цен. По ценовому фактору и надежности поставок для европейского потребителя российский газ окажется предпочтительней газа из других регионов мира (иранского, ближневосточного и нигерийского газа).

За пределами 2020 г. можно предположить формирование новых рынков, в том числе для российского газа. В первую очередь, это связано с ожидаемым ростом спроса на газ в Испании, Португалии, Греции и некоторых других западно-европейских странах. Вместе с тем рост затрат на разработку новых месторождений в отдаленных труднодоступных районах, высокие тарифы на транспортировку газа приводят к тому, что РАО "Газпром" осторожно подходит к освоению новых рынков и увеличению поставок газа.

Спрос на газ в странах Восточной Азии (в первую очередь в Японии, Республике Корея и КНР) обусловлен прежде всего экологическими причинами, в частности, необходимостью наращивания энергопотребления без дальнейшего техногенного воздействия на окружающую среду. Перспективы роста потребления газа здесь будут во многом определяться конкурентоспособными ценами и надлежащей степенью надежности поставок. Как только возрастет доступность газа, спрос может очень быстро увеличиться.

В ближайшей перспективе страны Восточной Азии будут по-прежнему удовлетворять свои потребности в газе в основном за счет импорта сжиженного природного газа (СПГ). После 2005-2007 гг. им, по-видимому, потребуются новые источники газа. Одним из таких источников может стать Россия. В настоящее время рассматривается несколько проектов, предусматривающих поставки российского газа в страны Восточной Азии. В Иркутской области после 2000 г. намечается создание нового газодобывающего центра. В перспективе на базе этого центра и месторождений сопредельных юго-западных районов Республики Саха возможно формирование крупной газодобывающей базы, связанной магистральными газопроводами не только с южными районами Восточной Сибири и Дальнего Востока России, но и с Китаем, КНДР, Республикой Корея и, возможно, Японией. В ближайшие годы начнет формироваться самая восточная газовая база России - на шельфе о. Сахалин. Здесь на рубеже 2010 г. намечается добывать не менее 20 млрд. м3 газа, из которых половина будет поступать российским потребителям, а вторая половина - экспортироваться. В более отдаленной перспективе, после 2010 г., газовые потоки, берущие начало на западе (север Иркутской области, юго-запад Республики Саха) и на востоке (шельф о. Сахалин), могут стать основой единой газотранспортной системы востока России. Она будет обеспечивать газом не только огромную территорию от Иркутска до Владивостока, но и подавать в государства азиатско-тихоокеанского региона до 50 млрд. м3 газа в год.

Так же одной из важнейших задач в перспективе является стабилизация добычи нефти. Но для этого требуются значительные капиталовложения. По расчетам Минтопэнерго до 2000 г., чтобы сохранить достигнутый уровень добычи нефти, необходимо вложить в нефтяную промышленность около 50 млрд. долларов (в среднем по 7-8 млрд. долларов в год). В таблице 2.1 приведены данные, рассчитанные в соответствии с прогнозом Мирового банка, которые свидетельствуют о росте потребности в импортируемой нефти как на Европейском континенте, так и в растущих экономиках Азии, включая Китай. Необходимо однако понимать, что точность данных оценок в значительной степени зависит от того, насколько верны предположения относительно развития России в прогнозируемом периоде (в данном прогнозе среднегодовой рост производства ВВП в период 1995-2000 гг. предполагался на уровне 2,8%, а в период 2000-2010 гг. - 5%).

Таблица 2.1. Прогноз потребности в импорте нефти[32]

1995 2000 2005 2010
Доля экспорта в общей величине предложения
Республики бывшего СССР 35.3 31.4 37.6 42
Доля импорта в общей величине спроса
Европа 56.9 55.8 58.7 63.1
Азия и Китай 53.6 58.7 61.3 65.7

Наиболее приемлемо решать проблему новых инвестиций в нефтяную и газовую промышленность за счет внутренних накоплений самих нефтегазодобывающих объединений. Это возможно при условии коренного пересмотра многоуровневой запутанной налоговой системы, не позволяющей предприятиям ТЭК аккумулировать средства в фонд накопления. Только в этом случае можно добиться общего оздоровления положения в нефтяной и газовой промышленности России и оживить инвестиционный процесс в этих отраслях.

Поддержать экспортный потенциал России по нефти и нефтепродуктам можно путем модернизации и ввода мощностей по вторичным процессам на нефтеперерабатывающих заводах с целью повышения глубины переработки нефти и получения дополнительного объема светлых нефтепродуктов. При повышении глубины переработки нефти с существующего уровня 62% до 80% (в США глубина переработки свыше 85%) можно получить дополнительные 40-42 млн. т светлых нефтепродуктов, часть которых может быть экспортирована[33]. Поэтому одной из приоритетных задач по повышению эффективности функционирования отраслей ТЭК должна стать модернизация нефтеперерабатывающих заводов.

Из-за низкой обеспеченности мощностями по переработке газа (не более 12.5-15% от объема добычи) Россия недополучает в год более 30 млн. т сжиженных нефтяных газов, которые теряются или просто сжигаются в топках котлов. Решение этой проблемы, а так же проблемы переработки сжиженных газов в нефтехимическую продукцию способствовало бы повышению экспортного потенциала России.

Повышению ценовой конкурентоспособности российского угля на рынках Японии, Малой Азии и Восточной Европы будет способствовать решение задач реструктуризации предприятий угольной отрасли. В немалой степени этому могут способствовать и тарифные соглашения на перевозку угля, заключаемые при участии государства. По данным Министерства природных ресурсов России в общем объеме располагаемых запасов энергоресурсов уголь составляет не менее 70 процентов.

Одним из важнейших поставщиков угля на европейский рынок остается Польша. По данным КЕС, без поддержки государства польский экспорт угля был бы сейчас полностью убыточным. По соглашению с ЕС от 1991 г. Польша обязалась к 1997 г. отменить государственное субсидирование добычи угля, экспортируемого в страны ЕС. Однако. по оценкам ЕС в 1998 г. экспорт каменного угля из Польши в ЕС был субсидирован на сумму 450 - 500 млн. долл., а общие убытки угольной промышленности в этой стране составили около 800 млн. долл. В соответствии с принятой в 1998 г. программой, объем добычи к 2002 г. предполагается сократить со 135 млн. до 112 млн. т.

Таким образом, в случае создания необходимой инфраструктуры российские экспортеры угля потенциально могут занять на европейском рынке место польских поставщиков. При этом первостепенным фактором будет выступать ценовая конкурентоспособность и возможность обеспечения ритмичности поставок.

Начиная с середины 90-х на мировом рынке угля имела место четко выраженная понижательная тенденция цен угля, вследствие общего удешевления стоимости энергоносителей. Следует, однако отметить, что в целом цены на уголь стабильнее и менее подвержены текущим конъюнктурным колебаниям, чем цены нефтепродуктов (при этом цены коксующегося угля устойчивее, чем цены энергетического). Более чем достаточный объем предложения угля на мировом рынке угля и острая конкуренция между различными поставщиками оказывают давление на цены. Поэтому, несмотря на значительный рост цен нефтепродуктов, стоимость угля на мировом рынке в 1999 г. практически не повысилась.

В целом перспективы мирового рынка представляются сравнительно благоприятными для российских экспортеров угля[34].

В ближайшие 20 лет емкость мирового рынка возрастет не менее, чем на 20-25%. По преобладающему мнению экспертов, особенно быстрыми темпами потребление и импорт угля будут возрастать в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В Западной Европе продолжится процесс свертывания национальной угольной промышленности, а возрастающие потребности предполагается обеспечивать импортом. Процесс реформирования экономики восточноевропейских стран и постепенный переход более развитых из них к экономике постиндустриального общества будут приводить здесь к росту энергопотребления. Российский уголь для этих государств будет реальной альтернативой другим импортным энергоносителям. Чрезвычайно благоприятные перспективы складываются на европейском рынке вследствие ожидаемого ограничения государственного субсидирования угледобычи в Польше и сокращении вдвое ее экспортных возможностей. Спрос на российский уголь за рубежом может возрасти в еще большей степени, в случае принятия за рубежом политических решений о свертывании программ развития атомной энергетики.