Смекни!
smekni.com

Сущность инфляции. Инфляция в России в 1992-1995 годах (стр. 6 из 8)

1994 — год, потерянный для реформ

При проведении антиинфляционной политики правительства всех стран сталуиваются с одной и той же проблемой: как осуществить реформы с наименьшими социальными издержками? Необходимо обеспечить продвижение к рыночной экономике и в то же время сохранить и укрепить недавно обретенную демократию, не допустить прихода к власти реакционных сил на почве сложной социальной обстановки в стране. Выборы руководства государства во время реформ могут привести к власти силы, которые попытаются вернуть реформы назад, не понимая, что это невозможно. Поэтому во многих странах осуществление реформ связано с длительным правлением одного человека или партии, как например в Чили, Южной Корее и других. Особенно это важно в странах, где уровень общего экономического образования очень низок.

Однако к власти могут прийти силы, которые наряду со своей тоталитарной природой настроены против реформ, и тогда страна на долго погружается в диктатуру, как в бывшем СССР. Диктатура же во время реформ постепенно отмирает сама, так как рыночная экономика с ней несовместима.

Если в январе — феврале 1994 г. темпы роста денежной массы были на уровне 5—6% в месяц, то с марта по август темпы прироста денежной массы составляли 10—15% ежемесячно.

В феврале 1994 г. дефицит госбюджета возрос в 2,5 раза по сравнению со средним уровнем последнего квартала 1993 г. и достиг 14,4% ВВП. В последующие месяцы дефицит бюджета еще трижды, в мае, июле и августе составлял двузначную цифру. В целом за период с февраля по август дефицит бюджета возрос с 6,7% ВВП до 11%. Несмотря на то что на финансирование дефицита использовались иностранные кредиты (вторую часть кредита по системе преобразования (КСП) в размере 1,5 млрд долл., предоставленная МВФ в апреле 1994 г. и давший 0,9% ВВП), а также возросшие поступления от ГКО (1% ВВП по сравнению с 0,2% в последнем квартале 1993), кредиты ЦБ Министерству финансов также выросли с 6,5% ВВП до 9,1% и остались важнейшим источником покрытия дефицита бюджета.

Инфляция в России в 1992-1995 годах
19

Ставка рефинансирования ЦБ в течение первого квартала держалась на уровне 210% годовых, этот фактор сыграл в сторону понижения инфляции, ограничивая предложение денег. Однако весной ставка начала резко снижаться, сначала до 185%, а в мае — июне и до 130%, увеличивая предложение денег, которые внесли свой вклад в осенний всплеск инфляции. Только после «черного вторника» ставка ЦБ повысилась до 180% и осталась таковой до конца года. Темпы инфляции в декабре 1994 г. остались на уровне конца 1993 г., хотя за год рост цен был почти в 2 раза ниже, чем в 1993 г.

Начиная с января 1994 г. инфляция начала неуклонно снижаться и в августе составила менее 5%. Это можно объяснить следующими причинами. Во-первых, это было действием политики, проводимой Е. Гайдаром и Б. Федоровым в конце 1993 г. и начале 1994 г. Временной лаг действия бюджетной и финансовой политики составляет от трех до шести месяцев. Во-вторых, летом в связи со снижением деловой активности скорость обращения денег упала примерно на 10%, что весьма существенно сказалось на уровне инфляции. Осенью же скорость обращения денег начала расти, подстегивая инфляцию.

Осенняя инфляционная волна, причиной которой явилась мягкая финансово-бюджетная политика правительства России, застала власти врасплох. За один месяц темпы инфляции увеличились в 2,5 раза (в сентябре 6%, а в октябре — 15%) и продолжали расти до 17.5% в январе 1995 г.

11 октября 1994 г. произошел инцидент на ММВБ — так называемый «черный вторник», когда курс американского доллара подскочил за один день на 27%. Естественно, это увеличило недоверие к рублю среди населения. Осенью же руководству правительства пришлось пересмотреть приоритеты экономической политики, и председатель правительства В. Черномырдин объявил скорейшую финансовую стабилизацию главной целью на ближайшие годы.

Вместе с тем правительство поняло, что без жесткой финансовой и бюджетной политики достижение этой цели невозможно. В ноябре на должность вице-премьера по экономической политике был назначен Анатолий Чубайс, известный своими либеральными взглядами. Обещания правительства были подтверждены конкретными делами, с сентября и до конца года темпы прироста денежной массы составляли 5—7% в месяц.

1995 — Россия на «дне». Год стабилизации?

1995 г. стал первым годом реформ, в течение которого планомерно и последовательно осуществлялся курс, направленный на реформирование и оздоровление экономики России.

В течение предыдущих 3-х лет реформы «метались» из стороны в сторону. То проводилась жесткая финансово-бюджетная политика, то под давлением различных лоббистских структур выдавались массовые кредиты, что перечеркивало прежние достижения.

20

1995 г. стал годом борьбы с инфляцией. Правительство, наученное своим горьким опытом осени 1994 г., поняло, что главной задачей на ближайшее будущее является снижение до минимума темпов инфляции. Вся денежно-кредитная и бюджетная политика была направлена на выполнение этой задачи. Курс на скорейшую финансовую стабилизацию был объявлен еще осенью, когда стало ясно, что 1994 г. по сути потерян в плане борьбы с инфляцией. «Черный вторник» поставил под вопрос способность правительства вывести страну из кризиса, конец которого не приближался. В октябре 1994 г. было сделано несколько перестановок в правительстве с целью скорейшего проведения реформ. Сам председатель правительства Виктор Черномырдин со времени своего назначения существенно изменил свои взгляды на проблему инфляции.

Главными новшествами в проведении стабилизационной экономической политики в 1995 г. стали отказ государства от кредитов ЦБ на покрытие дефицита госбюджета и введение валютного коридора.

С сентября 1994 г. темпы прироста денежной массы держались на уровне 5% в месяц, что предопределило снижение темпов инфляции в 1995 г., и, хотя темпы прироста денежной массы превышали 10% в месяц, существенно на темпах инфляции это не отразилось.

В 1995 году была пересмотрена бюджетная политика. Было прекращено финансирование ЦБ бюджетного дефицита. Если в первом квартале за счет кредитов ЦБ финансировалось до одной трети бюджетного дефицита, то во втором квартале было принято решение о прекращении финансирования бюджетного дефицита, и, более того, возвращение ранее взятых кредитов ЦБ увеличило расходную часть федерального бюджета на 0,2% от ВВП. В целом дефицит бюджета находился в пределах 3—4% ВВП и по итогам первых девяти месяцев составил 3.3% ВВП, что более чем в 3 раза меньше, чем за аналогичный период 1994 г. Дефицит госбюджета в 1995 г. финансировался за счет внешних займов (1,95% ВВП) и за счет продажи ценных бумаг ГКО и ОФЗ (1,66% ВВП). В последние месяцы начали поступать доходы от денежной приватизации.

Темпы инфляции в 1995 г. неуклонно снижались, упав за год более, чем в пять раз, с 17,8% в январе и до 3,2% в декабре. И хотя правительством прогнозировалось более резкое снижение темпов инфляции, все же и это можно считать успехом.

В январе инфляция составила 17,8%, что являлось не только последствием «накачки» экономики в 1994 г., но и обычными выплатами задолженности государства перед бюджетными организациями по итогам года, а также все еще сильными инфляционными ожиданиями, усилившимися после «черного вторника» и в связи с войной в Чечне. Скорость обращения денег в начале года выросла примерно на 10%, по сравнению с осенью 1994 г., что помешало более быстрому снижению темпов инфляции в первой половине 1995 г., хотя для этого были созданы все условия. Начиная с марта темпы инфляции падали в среднем на 1% в месяц, достигнув 4,6% в августе. В сентябре и октябре инфляция была на уровне 4,5% в месяц. В конце года, в ноябре и декабре инфляция составила 3,3 и 3,2% соответственно — это самые низкие показатели с 1992 г. В целом за 1995 г. цены в России выросли на 129%, что значительно меньше, чем в 1994 г.

21

Ставка рефинансирования ЦБ почти весь год держалась на высоком уровне. В течение первых девяти месяцев она составляла свыше 180% годовых. В дальнейшем ставка ЦБ снизилась сначала до 170%, а затем и до 160%. Темпы инфляции падали, а ставка оставалась на достаточно высоком уровне, что сокращало объем предложения денег в экономике. Это ускорило приближение банковского кризиса, начавшегося 11 августа 1995 г., которое многие прозвали «черным четвергом». Он потряс банковскую систему России. Рухнул рынок межбанковских кредитов. В июне был введен валютный коридор. ЦБ должен был контролировать валютный курс рубля в пределах 4300—4900 рублей за доллар и в случае необходимости скупать или продавать валюту, не давая курсу рубля выйти за указанные рамки. Эта идея долго обсуждалась в правительстве. Первоначально введение валютного коридора предполагалось еще осенью 1994 г., когда летние темпы инфляции были низки, а курс рубля по отношению к доллару был более или менее стабилен. Однако осенняя волна инфляции, а затем и «черный вторник» похоронили планы правительства. Но в июне жесткая финансово-бюджетная политика правительства и ЦБ дали свои результаты. Резкое падение курса доллара дало возможность «загнать» доллар в валютный коридор. Активность на валютном рынке упала более, чем в 2 раза. Так, объем продаж на основной валютной площадке страны — ММВБ — составил 1474 млн долл. В июле, против 3833 млн долл. в июле. Валютный коридор был введен сначала до октября, а затем до конца 1995 г. Каковы же последствия такого шага? Во-первых, валютный коридор нанес ощутимый удар по инфляции, прежде всего тем, что снизил инфляционные ожидания. Кроме того, первоначально коридор вводился как мера по предотвращению еще большего снижения курса доллара, который по некоторым оценкам мог упасть до 3000 рублей за доллар, что могло нанести сильный удар по экспортерам при продолжающейся инфляции. Однако затем валютный коридор сыграл обратную роль. Снизившаяся в результате этой меры активность на валютном рынке предопределила более медленный рост курса доллара по отношению к рублю. В итоге курс доллара за год вырос на 22%,