Смекни!
smekni.com

Финансово-промышленные группы (стр. 4 из 6)

Готовятся также предложения по вопросам налоговых платежей, учёта затрат на НИОКР, углублению делового партнёрства с отечественными финансовыми институтами, привлечению иностранного капитала. В перспективе будут расширяться международные контакты АФПГ, укрепляться связи с влиятельными предпринимательскими ближнего и дальнего зарубежья.

Организационно-экономическая схема функционирования ФПГ

Предметом наиболее активного обсуждения является финансирование деятельности ФПГ. В печати, наряду с позитивными оценками, встречается и агрессивное неприятие ФПГ. Они характеризуются как «заповедники для промышленных динозавров», «основные формы существования российского криминального капитализма». Приходится слышать и такое мнение, что ФПГ являются искусственными образованьями, созданными в расчёте на бюджетную поддержку. Действительно, практически все группы связаны с федеральными целевыми программами, поскольку способны решать задачи народнохозяйственного масштаба. И, как участники таких программ, могут рассчитывать на государственную поддержку. Кстати сказать, пока только одна группа - «Приморье» получила какие-то бюджетные средства для мероприятий по защите районов Дальнего Востока от последствий наводнений и тайфунов.

В большинстве своём ФПГ ориентируются на собственные источники финансирования, кредиты, иностранные инвестиции. Идёт активный поиск путей выживания и развития, поскольку группы создаются инициативными предпринимателями новой формации, умеющими объединять для достижения общих целей усилия своих деловых партнёров.

В ряде групп есть первоклассные «ноу-хау», патенты, интересные научно-технические разработки. Нужны лишь средства и общая благоприятная экономическая обстановка, чтобы в полную меру использовать потенциал.

Существенно, что в ряде групп можно оптимизировать финансовые потоки, проводить единую ценовую политику. Такое напряжённое «поле» внутрифирменного взаимодействия обеспечивает долгосрочное сотрудничество, устойчивость к внешним неблагоприятным факторам.

Объединение технологически и экономически взаимосвязанных производственных, торговых и финансовых предприятий позволяет упростить инвестирование в развитие производства, наладить выпуск продукции, способной конкурировать с зарубежной. Обеспечивается снижение издержек на производственные, финансовые и торговые операции, содержание информационных, юридических, сбытовых и снабженческих подразделений и предприятий. Наглядно преимущества внутрифирменного управления в ФПГ продемонстрированы на рисунке 1.

Составлено на основе схемы функционирования ФПГ «Промприбой» (Экономика и Жизнь 1997, №22, с.8)

Проблемы развития ФПГ в РФ

Можно назвать ряд факторов, сдерживающих развитие ФПГ. Среди них экономическая и политическая нестабильность, неблагоприятный инвестиционный климат, низкий жизненный уровень и покупательная способность населения, в общем, ничего нового. Но есть ещё один фактор - общая социальная ситуация в стране и соответствующим образом сформированное общественное мнение. Экономическая реформа проводится с колоссальными экономическими и социальными затратами, что порождает отношение к организациям типа ФПГ как к инструменту упрочения отечественными монополиями своего положения, блокирования рыночных преобразований и выколачивания льгот и бюджетных средств.

Конечно, формирование ФПГ ведёт к концентрации производства и капитала и в немалой степени содействует усилению монополизации рынков и экономики страны. Но может и не способствовать, ведь ФПГ вполне способны стать инструментом не ликвидации, а развития конкуренции и ограничения монополизма.

В нашей стране реальный уровень концентрации производства был в целом ниже, чем в развитых странах, а уровень монополизации значительно выше, так как конкуренции фактически не существовало. Отечественные монополии складывались не благодаря научно-техническому превосходству и победам в конкурентной борьбе, а в силу организуемого государством разделения труда. Монополистами могли стать даже самые захудалые, технически отсталые предприятия, если они работали на дефицитный рынок, где спрос намного превышал предложение. В результате искусственного монополизма ряд предприятий, с приходом рыночных отношений, «вылетели в трубу».

Теперь властные структуры государства тревожат вопросы: не усилят ли отечественные ФПГ позиции монополизма в российской экономике? Всё ещё не преодолено упрощённое представление о самой монополии, сводящее её к определённой концентрации производства. Между тем это определённое рыночное поведение, для которого высокая концентрация производства может служить (а может и не служить) лишь одной из предпосылок. Соответственно, антимонопольное законодательство должно быть направлено против монопольного поведения, а не против концентрации производства как таковой.

Стремление отожествить концентрацию производства и капитала с монополизацией, к сожалению, присуще специалистам, составляющим российские программы развития, что имеет явно пагубные последствия для отечественной экономики. В проекте среднесрочной программы развития российской экономики на 1997 - 2000 годы ФПГ ни разу не упоминаются в позитивном контексте, зато трижды - в плане борьбы против монополизма. Намечается дальнейшее противодействие созданию новых монопольных структур, в том числе при приватизации государственных предприятий и осуществлении имущественных сделок. Причём в целях профилактики возможных проявлений монополизма предусматривается осуществление соответствующими органами государственной власти предварительного контроля за ними в процессе слияния, присоединения коммерческих организаций, в том числе ФПГ.

2.3. Проблемы развития ТФПГ в государствах СНГ

На роли ФПГ в интеграционных процессах стран СНГ следует остановиться особо. В рыночных условиях сотрудничество посредством создания ТФПГ - наиболее приемлемое средство совместного выживания. Однако деятельность таких объединений наталкивается на немалые трудности.

Свыше 30 инициативных групп в Росси и других странах СНГ объявили о своем желании создать ТФПГ либо МФПГ. Но для этого в других государствах нет необходимой правовой базы о создании и деятельности ФПГ.

Если в России и на Украине приняты законы о ФПГ, то в Белоруссии они действуют на основе указа президента; в Киргизии и Узбекистане - по постановлениям правительств; в Таджикистане заключено соглашение с Россией об основных принципах создания групп. В Казахстане с их образованием - полная неясность, так как они не вписываются в республиканский гражданский кодекс.

Общим базовым нормативно-правовым документом считается подписанное ещё в 1994 году «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений».В развитие его положений Россия заключила двусторонние соглашения с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном. Но действующие нормативные документы, обладающие и без того невысоким «весом», по многим позициям не стыкуются между собой.

Выделяют два пути преодоления возникших препятствий. «Сверху» - введение модельного закона, который станет основой соответствующих законодательств в каждой стране СНГ. Кстати, он уже одобрен Межпарламентской ассамблеей и разослан в национальные собрания. «Снизу» - работа на основе договоров о совместной деятельности. Привлекательность такого договорного товарищества в том, что оно не предполагает смены собственника при консолидации ресурсов. Это особенно важно, когда в группу входит компания, крупным акционером которой является государство. Координацией многообразных взаимоотношений тогда выступает государство.

Другая проблема заключается в поиске источников финансирования ТФПГ. Российские банки ещё не настолько мощны, чтобы подпитывать огромное количество заводов и фабрик на просторах СНГ. Их капитализация - одна из самых низких в мире. По данным Ассоциации российских банков, сумма реально оплаченных уставных фондов банков у нас составляет 1,5 - 1,7 млрд. долларов, в то время как один японский Индустриальный банк «тянет» на 70 миллиардов. По некоторым оценкам, максимально российские банки сегодня могут мобилизовать для инвестиций около 300 млрд. долларов, что крайне мало для подъёма промышленности. Операции с ГКО, ценными бумагами дают сегодня более быструю отдачу. И поэтому так слабо ощущается обоюдная выгода от кооперации.

Выход из безденежья в том, чтобы не один банк, а содружество нескольких покрывало бы потребности ТФПГ. Но закон запрещает официально одному банку участвовать в нескольких ФПГ. А на Украине в одной группе нельзя состоять двум банкам. Вот и множится количество официально нерегистрируемых транснациональных объединений, а банки обрастают гроздьями финансовых структур.

Но несмотря на общий спад капиталовложений, за последние годы объём инвестиций в ФПГ всё-таки возрос. Для российских банкиров поучительным может стать опыт Чили, где во время инфляции возникали финансы, огромные состояния. С началом стабилизации на плаву остались лишь те финансисты, которые вкладывали деньги в промышленность. По прогнозам, в России обозначилась схожая тенденция: короткие деньги дают всё меньший доход.

ТФПГ рассматриваются как форма, позволяющая удержать и сформировать конкурентную среду для национальной экономики, не упустить рынки сбыта. Но для нормального их функционирования нужны действующие законы и нормативные акты. А значит, более наступательной должна стать позиция Ассоциации ФПГ, призванной выражать интересы транснациональных объединений. С другой стороны, более активной должна стать политика регионов в сфере развития ФПГ, ведь именно «на местах», где проблемы и достижения лежат на поверхности, рождаются самые рациональные идеи.