Смекни!
smekni.com

Теория общественно-экономических формаций и конвергенции идеологий в экономике (стр. 1 из 6)

Почему так живем, где мы и к чему идем?

Довгель Евгений Станиславович, инженер, экономист

Вместо предисловия

"Привычка делает невидимым то, на чем основывается наше существование".

ГЕГЕЛЬ

"Чтобы найти истину, нужно освободиться от предвзятости и ранее усвоенных представлений".

ДЕКАРТ

Тысячелетиями люди думали, что Солнце обращается вокруг Земли, и было трудно убедить кого-либо в ином, особенно ученых в этой области.

"Существуют известные всеобщие потребности, как, например, в еде, питье, одежде и т. п., и всецело зависит от случайных обстоятельств способ, каким эти потребности удовлетворяются… Но этот кишмя кишащий произвол… и факты, кажущиеся рассеянными и лишенными всякой мысли, управляются объективной необходимостью. Отыскание этой необходимости есть задача политической экономии, науки, которая делает честь мысли, потому, что она, имея перед собой массу случайностей, отыскивает их законы. Интересно видеть, как все взаимозависимости оказывают здесь обратное действие, как особенные сферы группируются, влияют на другие сферы и испытывают от них содействие себе или помеху. Эта взаимная связь, в существование которой сначала не верится, потому, что кажется, будто все здесь представлено произволу отдельного индивидуума, замечательна главным образом тем, – и сходна в этом с планетарной системой, – что она всегда являет глазу лишь неправильные движения. И все же можно познать ее законы".

ГЕГЕЛЬ

"Реальность – это видимый порядок вещей. Реальность – суть видимости. Чтобы сделать что-то с реальностью, нужно найти то, что лежит в основе этой видимости".

Рон ХАББАРД

"Самое вредное – это вовсе не невежество, а знание чертовой уймы вещей, которые на самом деле не верны".

Фрэнк НАЙТ

"Читать мысли следует так же медленно, как они пишутся".

Из древних мудростей

1. Общественный продукт и варианты его распределения в базисных (исходных) отношениях людей

Людям свойственно в процессе жизнедеятельности вступать в общественные производственные отношения (отношения по поводу производства, обмена, распределения, присвоения и потребления продуктов для удовлетворения своих потребностей). Это очень важные общественные отношения. Они, как известно, являются базисными (исходными) для формирования всех других надстроечных общественных отношений (политических, идеологических, юридических, моральных и т.д.).

Вследствие различных обстоятельств одни люди могут получить возможность диктовать характер этих отношений, другие могут оказаться в зависимости от них и будут вынуждены исполнять их волю в установленном порядке.

Субъекта (человека, учреждение, организацию), обладающего правом диктовать характер базисных (исходных) отношений, далее будем именовать 1-ым субъектом этих отношений. Субъекта (человека, учреждение, организацию), вынужденного следовать установленным отношениям, будем именовать 2-ым субъектом этих отношений.

Истории известны отношения, в которых имеет место принуждение людей к труду и эксплуататорское (т.е. насильственное) присвоение результатов их труда. В таких отношениях, с точки зрения экономической науки, произведенный продукт (W) разделяется на три политэкономические части.

W = C+V+M

Где:

C – часть, используемая далее в качестве средств производства;

V – часть, которую 1-й субъект оставляет или выделяет 2-му субъекту;

M – часть, которую 1-й субъект изымает или оставляет для своих целей.

Возможны также отношения свободных независимых субъектов, в которых они равноправны, не предполагают эксплуатации одного другим, и не выделят из произведенного части для эксплуататора. В таких отношениях произведенный продукт {W} распределяется не на три, а на две политэкономические части.

W = C + Q

Где:

C – часть, используемая далее в качестве средств производства;

Q – другая часть, которая распределяется между свободными субъектами.

2. Распределение общественного продукта в различных общественно-экономических формациях

Проанализируем распределение общественного продукта в базисных отношениях, характерных для различных типов общественно-экономических формаций, в порядке следования их от примитивных к более развитым.

1. Первобытные производственные отношения. Такими представляются отношения, не имеющие какого-либо устойчивого системного характера.

2. Произвол 1-го субъекта (у Маркса – азиатский способ производства). Условно будем называть такие отношения феодальными. Древняя природа этих отношений – желание отдельных людей беспредельно властвовать над другими и изымать у них результаты труда для своих целей и нужд (возможно и с благими намерениями). В таких отношениях 1-й субъект облагает 2-х субъектов (людей, поселения, организации) данью (M). Подданным приходится содержать средства производства и себя как рабочую силу (C+V) и работать на феодала. Но:

“Человек может работать с усердием только тогда, когда никто не помешает его труду и не отнимет у него плодов труда… Бережливым можешь быть только при уверенности, что бережешь для себя и своей семьи, а не для какого-нибудь хищника. Если этой уверенности нет, человек спешит поскорее растратить – хотя бы на водку – те скудные деньги, которые успеет приобрести… Кто говорит “бедность народа”, тот говорит “дурное управление”. Это – единственный источник народной бедности”.

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, “Суеверие и правила логики”, Соч., т. 1, “Мысль”, 1986, с. 734 – 763

Феодальные отношения угнетают производство и ведут к его деградации. А потому 1-му субъекту приходится вмешиваться в производство, постоянно его контролировать и заставлять людей работать. Развитие феодализма на своей основе ведет к установлению, по сути, рабовладельческих производственных отношений.

3. Рабовладельческие отношения. Общественный продукт (C+V+M) при системных рабовладельческих производственных отношениях производится активнее, чем при феодальных, но раб ничего не получает в собственность. Рабы не могут добросовестно работать на рабовладельца.

4. Капиталистические отношения. При этих отношениях 1-й субъект (капиталист) выделяет из произведенного продукта 2-ым субъектам (наемным работникам) заработную плату (V) в размере рыночной стоимости их рабочей силы. Присваивает капиталист средства производства и прибыль (C + M). Его работники относятся к средствам производства и продуктам своего труда как к чужим предметам.

5. Социалистические отношения. Социализм в коммунистической идеологии считается первым этапом таких общественных отношений, в которых уже устраняется эксплуатация человека, но собственность на средства производства (C) еще не имеет непосредственно общественного характера и принадлежит 1-му субъекту (которым представлялось почему-то только государство).

“Что при переходе к полному коммунистическому хозяйству нам придется в широких размерах применять в качестве промежуточного звена кооперативное производство, – в этом Маркс и я (пишет Ф. Энгельс – Е.Д.) никогда не сомневались. Но дело должно быть поставлено так, чтобы общество – следовательно (? – Е.Д.), на первое время государство – сохранило за собой собственность на средства производства”.

К. МАРКС, Ф. ЭНГЕЛЬС, Соч., т. 36, с. 361.

Исходя из нашего подхода, здесь важно отметить то, что при социалистических производственных отношениях произведенный продукт (W) должен бы распределяться на две политэкономические части (C и Q), а не на три.

6. Коммунистические отношения. Они очерчены в марксизме так:

“Наконец, представим себе… союз свободных людей, работающих общими средствами производства… Весь продукт труда союза свободных людей представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства. Она остается общественной. Но другая часть потребляется в качестве жизненных средств членами союза. Поэтому она должна быть распределена между ними. Способ этого распределения будет изменяться соответственно характеру самого общественно-производственного организма и ступени исторического развития производителей”.

К. МАРКС, Ф. ЭНГЕЛЬС, Соч., т. 23, с. 88.

Здесь уже четко видно, что весь продукт труда союза свободных людей (W) представляется общественным и разделяющимся на две политэкономические части (C и Q). При этом средства производства (C) являются общественными (то есть принадлежащими членам общества и обществу в целом), а не государственными.

Интересно, что в капиталистической идеологии на смену капитализму приходит индустриальное общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, а затем в результате его эволюции – постиндустриальное, в котором уровень интенсификации и сложности производства концентрирует внимание на качественной стороне деятельности свободных людей и на личности работника. Американский экономист Ставинский, например, обосновал идею общественного капитализма в эпоху роботизации: обобществленная частная собственность, технологические связи вместо рыночных, регулирование производства и потребления, переход управления к менеджерам, которых выбирают акционеры.

Как видим, в представлениях о будущем человечества отличие марксизма и западных обществоведческих концепций условное, словесное; в сущности одно не противоречит другому. Все сходятся в том, что на смену индивидуализму идет совместная деятельность людей. Главное видится в необходимости раскрепощения производителей, согласованности их деятельности и высокой заинтересованности работников в конечных результатах своего и коллективного труда.

“Главное заключается в том, кому принадлежат результаты труда”.

Дж. МИЛЛЬ

Результаты рассуждений можно свести в таблицу.

Распределение общественного продукта в собственность субъектов базисных (исходных) отношений в различных общественно-экономических формациях