Смекни!
smekni.com

Роль минерально-сырьевого комплекса в экономике России (стр. 3 из 5)

Помимо азотных удобрений и нефтехимической отрасли экспансия «Газпрома» распространилась на вискозные волокона - еще одну область химической промышленности, в себестоимости продукции которой газ составляет большую долю. Через «Межрегионгаз» «Газпром» получил контроль над самыми перспективными предприятиями в этом секторе.

Экспансия естественных монополий проникает и в металлургию. На решение межотраслевых ресурсных проблем направлены инвестиционные планы предприятий-гигантов. РАО «Газпром», например, формирует чернометаллургический холдинг, в который входят Оскольский электрометаллургический комбинат, Лебединский, Стойленский и Михайловский ГОКи. Определяющие факторы - значительные потребности «Газпрома» в металлопродукции и задолженность ему ряда предприятий по поставкам газа. РАО «Норильский никель» считает приоритетным освоение Пеляткинского газоконденсатного месторождения, развитие энергетики и поддержание сырьевой базы (2/3 капитальных вложений на период до 2010 г). Большинство предприятий алюминиевой промышленности (СаАЗ, КрАЗ, БрАЗ, СУАЛ) реализуют приоритетные проекты совместно с электростанциями.

В последнее время выстраивается вертикальная интеграция предприятий черной металлургии с угледобывающими компаниями. Желание большинства металлургов взять под контроль угольные предприятия вполне понятно. Появляются рычаги управления добычей угля, ценообразованием в угольной отрасли, а в конечном итоге - возможность контролировать себестоимость металла.

Все это свидетельствует о том, что сегодня в России существует несколько «полюсов роста». Они образовались вокруг ключевых отраслей (химическая, нефтегазовая, металлургия). Эти структуры еще хрупки и вряд ли могут сравниться с настоящими точками роста, состоящими из хорошо отлаженной системы множества конкурентоспособных поставщиков и клиентов. Однако опыт показывает, что некоторые высококонкурентные ключевые отрасли в результате межотраслевого взаимодействия способствуют развитию своих поставщиков и клиентов.

Оценка влияния минерально-сырьевого комплекса на экономику страны

Начавшееся межотраслевое взаимодействие предприятий минерально-сырьевого комплекса выдвинуло задачу количественной оценки данного процесса. Для этого наиболее целесообразно использовать методологию межотраслевого баланса в различных ее модификациях и методологию оценки межотраслевых взаимодействий. В результате разработана новая методика оценивания мультипликативного эффекта воздействия минерально-сырьевого сектора на другие отрасли. Эта методика реализуется в многофакторных эко-нометрических моделях, позволяющих учитывать динамику межотраслевого взаимодействия различных отраслей. Используя многофакторные регрессионные зависимости, можно выстраивать прогнозы влияния процессов взаимодействия минерально-сырьевого комплекса с другими отраслями на валовой продукт и отраслевую структуру экономики.

Основными экзогенными переменными в моделях выступают физические объемы добычи нефти, газа, угля; производство чугуна, стали и стальных труб; производство алюминия, меди, никеля; объем производства электроэнергии. В качестве показателей динамики соответствующих отраслей используются индексы физического объема производства относительно предыдущего года.

Модель реализуется в три этапа, ее общая схема представлена на рис. 2. На первом этапе с помощью статистических методов моделируются зависимости объема производства электроэнергии, топливной промышленности, черной и цветной металлургии от экзогенных переменных: добычи нефти и газа, производства чугуна и стали, алюминия и никеля. На втором — производится расчет регрессионных зависимостей составляющих валового внутреннего продукта: производства товаров, чистых налогов и промышленного производства от предопределенных переменных — производства электроэнергии, черной и цветной металлургии, топливной промышленности. На третьем этапе суммируются модельные компоненты валового внутреннего продукта в совокупный валовой продукт экономики. Таким образом, моделируется межотраслевое влияние импульса, задаваемого в добывающих отраслях, на другие отрасли и экономику в целом, а относительно простая структура модели дает наглядное представление о пути первоначального импульса.

Однако при моделировании в уравнения зависимости объемов производства товаров и индексов промышленного производства в целом не вошел показатель производства алюминия, который оказался значимым только при расчете динамики чистых налогов. Такое «поведение» алюминия в модели свидетельствует о ее адекватности реальной ситуации в алюминиевой промышленности России.

Рис. 2. Принципиальная схема модели

Сегодня алюминиевая промышленность вошла в сферу мировой торговли - за период с 1992 г. поставки алюминия на экспорт в условиях резкого падения спроса внутреннего рынка на эту продукцию возросли в общем объеме производства с 47% до 88-90%, мощности российских алюминиевых заводов на 60% загружены импортируемым сырьем из-за дефицита его в нашей стране. Вместе с тем отношение объема производства алюминия в России к объему его производства в США составляет 83,07%, а потребление -всего лишь 17,51%. Таким образом, преимущественный экспорт первичного алюминия без его глубокой переработки на территории страны, импорт алюминийсодержащего сырья без развития собственной минерально-сырьевой базы для его добычи «выключают» российскую алюминиевую промышленность из участия в межотраслевом взаимодействии. Отрасль не стимулирует рост производства в сопряженных секторах промышленности, не добавляет валового внутреннего продукта в секторах производства конечной продукции. Фактически отрасль ведет независимую, изолированную от остальной экономики производственную деятельность.

Аналогичная ситуация сложилась в черной металлургии. В полученных связях выявлена обратная зависимость валового продукта от производства черных металлов.

Анализ показал, что в 1990-1999 гг. произошло усиление структурных диспропорций в экономике России, создавших условия для работы металлургии независимо от общеэкономической ситуации в стране. Приоритет же получала та часть черной металлургии, которая в большей степени работала на потребности других стран, чем на национальную экономику. Одним из критериев эффективности развития предприятий была доля экспорта в структуре производства. Более того, в новом варианте Федеральной целевой программы предусмотрено дальнейшее увеличение доли экспорта в структуре товарной продукции черной металлургии с 48,8% (1998 г.) до 56% (2005 г.).

Полученная эконометрическая модель валового внутреннего продукта, величина которого определяется промышленным производством основных отраслей экономики, дает отклонения от реальных показателей ВВП в пределах 2%, производства товаров - 5%, объема чистых налогов - 4%. В полученных моделях все коэффициенты регрессионных уравнений значимы. Эконометрическая модель индекса промышленного производства в целом дает отклонение от действительного значения в пределах 2,8%. Величина ошибки модели существенно не изменяется в пределах моделируемого периода.

Такой подход нельзя абсолютизировать, несмотря на необходимость поступления валюты в страну, что наглядно подтвердилось отрицательным знаком в полученной модели. Экспортная ориентация металлургии приводит к диспропорциям в структуре производства и потребления металла*. Под влиянием спроса на западных рынках и трансформации отечественного внутреннего спроса снижение объемов выпуска сопровождалось ухудшением качества и упрощением сортамента металла, в структуре выпуска значительно возросла доля первичных переделов при резком снижении удельного веса конечных производств. В структуре выпуска проката сокращается удельный вес сортовой конструкционной стали, уменьшается выпуск проката из специальных сталей (подшипниковой, нержавеющей, быстрорежущей и т. д.), но растет производство катанки и арматурной стали.

В результате усиливается сырьевая направленность российской металлургии. Экспорт сырьевых ресурсов и узкого спектра металлопродукции (при наличии собственных мощностей по их переработке) подрывает основу отечественной металлургии и отрывает динамику объемов производства отрасли от динамики экономики страны. Вне металлургии использование данной металлопродукции (слитки, заготовки) практически невозможно. Утрата мощностей конечных производств (вне зависимости от масштабов первичных переделов) приводит к необходимости импорта для удовлетворения потребности внутреннего спроса.

* Специфика климатических условий предполагает значительные потребности в хладостойких сталях. Потребности в поддержании разветвленной трубопроводной сети определяют спрос на продукцию трубной промышленности, огромная территория предполагает затраты металла для отраслей транспорта.