Смекни!
smekni.com

Проблемы дефиниции и оценки политического риска (стр. 3 из 4)

Экспертные модели оценки риска

Модель Тип риска Количество стран, участвующих в рейтинге Периодичность составления рейтинга
Business Environment Risk Index (BERI) страновый 48 ежеквартально
BERI Political Risk Index (PRI) политический - -
BERI Foreland финансовый - -
World Political Risk Forecast (WPRF) политический и экономический 80 ежемесячно
International Country Risk Guide (ICRG) политический, финансовый, экономический более 100 ежемесячно
Institutional Investor's Country Credit Rating финансовый 109 -
POLICON политический - -
Control Risks страновый 70 еженедельно
Oxford Analytical Data страновый 50 ежедневно
Euromoney's Country Risk Index финансовый 116 -

Составлено по: D.Frey and D.Ruloff, The methodology of political risk assessment: An overview, World Futures, N.Y., 1988, Vol.25, №1/2, pp.6-7;

J. de la Torre, D.Neckar, Forecasting political risks for international operations, International Journal of Forecasting, Amsterdam, 1988, Vol.4, №2, p.228.

Наиболее серьезной критике экспертные системы подвергаются за скрытую взаимосвязь между социально-экономическими факторами и политическим риском, что затрудняет применение рейтингов для решения специфических задач.

Наряду с экспертными оценками для исследования внутриполитической нестабильности как ключевого фактора политического риска применяется эконометрическое моделирование. В основе эконометрической модели, разработанной профессорами Сиракузского университета Вильямом Коплином и Майклом О'Лири и получившей наибольшую известность, лежат уравнения множественной регрессии. В модели Коплина-О'Лири политическая нестабильность рассматривается как такое явление политической жизни определенной страны, которое характеризуется широким применением насилия против правительства в виде заговоров, государственных переворотов, гражданских войн, межнациональных конфликтов и т.п. При этом различается нестабильность в правящей верхушке, связанная с борьбой за власть внутри правящего слоя, и социальная нестабильность, возникающая в результате активной деятельности оппозиционных социально-политических сил.

На уровне корпораций заключения об уровне риска в стране часто являются ни чем иным, как “количественным описанием политической Среды, включенным в инвестиционное предложение”.

Примером экстенсивной встроенной модели является ESP (Economic, Social and Political system), разработанная фирмой Dow Chemical для своих операций в Латинской Америке. Метод предполагает предварительный сбор информации по определенной стране, посещение этой страны группой экспертов, верификацию информации посредством интервью с сотрудниками отделения фирмы и местными лидерами, окончательный анализ информации группой экспертов, составление сценариев возможного развития событий. Преимущество этого подхода в том, что он специально разработан конкретных потребностей компании и привлекает к анализу как рядовых членов компании, так и высший руководящий состав, тем самым гарантируя, что отношение к результатам оценки будет достаточно серьезным. Однако этот метод достаточно дорог и требует большого количества времени.

Другим методом анализа и оценки политического риска является создание рейтинга стран по уровню риска на основе структурированного и стандартизированного списка вопросов.

Наиболее сложный, но эффективный подход, разработанный Shell Oil для оценки возможностей разведки, разработки и переработки нефти в определенной стране, и его последующие варианты (напр., модели, разработанные Risk Insights, Inc.), включает формальную спецификацию рассматриваемых отношений, экспертные мнения, обработанные методом лимитирования сужденческих ошибок, сложный статистический алгоритм, комбинирующий результаты агрегированных эконометрических данных и индивидуальных оценок. Главным ограничением метода является его дороговизна.

До 80-х годов в широком контексте сканирования внешней Среды экономические и технологические области рассматривались как более важные и имеющие большее влияние на бизнес, чем политические и социальные, которые, как считалось, не только более сложны и неструктурированны, но и более неопределенны и менее предсказуемы. Тенденция относиться к социально-политическому развитию как к действию провидения, которым невозможно управлять и на который можно только реагировать тогда, когда действия уже становятся видимыми, определила недостаточную разработанность аналитических инструментов в этой области.

К пересмотру этой тенденции привели привели активные исследования по разработке подходящих социальных индикаторов, которые могли бы использоваться наряду с такими широко распространенными экономическими индикаторами как валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс потребительских цен. Социальные индикаторы, напр., “объективные” - такие как статистически выраженные демографические сдвиги, или “перцептуальные” (поведенческие), типа изменения отношения к работе, обработанные и стандартизированные для международных сравнений, несомненно станут важной составной частью количественных и качественных методов оценки политического риска. Селективные социально-политические индикаторы используются в некоторых методиках оценки странового риска как указатели политической стабильности. Р.Руммель и Д.Хинен используют такие индикаторы, как степень авторитаризма, переходные этапы экономики, уровень образования по отношению к безработице, баланс силы между военными и гражданскими властями.

Для оценки личностного фактора при анализе политического риска М.О'Лири и В.Коплиным была разработана модель под названием Prince model. Анализируя твердость позитивной, нейтральной или негативной позиции конкретного лица, степень его влияния и значение для него данного вопроса (каждый критерий оценивается по пятибалльной шкале, затем перемножается и суммируется по всем участникам), модель позволяет количественно (долей положительных баллов в общем количестве) рассчитать вероятность принятия того или иного решения правительством.

Б.Ливи разработал аналитическую сеть, интегрирующую социально-культурные переменные наряду со всеми неэкономическими факторами в количественный структурированный подход к оценке странового риска.

Общую схему взаимодействия политических, социальных и экономических факторов, определяющих уровень риска в стране представил Ч.Кеннеди в работе “Управление политическим риском”.

*Коэффициент обеспечения импорта страны валютными резервами.

**Отношение годовых платежей к экспорту страны

Под социальной неоднородностью понимается количество и численность различных этнических, племенных, религиозных и региональных групп. Расслоение общества происходит в том случае, когда указанные выше группы совпадают в значительной степени с нижним, или беднейшим классом, что резко усиливает политическую нестабильность. Распределение дохода показывает степень неравенства экономических групп в обществе. Чем выше это неравенство, тем выше вероятность политической нестабильности.

Кеннеди выделяет четыре основных типа политических систем: 1) авторитарно-традиционная (монархия или военная диктатура); 2) авторитарно-мобилизационная (тоталитаризм); 3) либерально-демократическая (парламентская или президентская); 4) новая независимая (бывшие колонии). Наиболее стабильными он считает вторую и третью системы, относительно стабильной - первую, наименее стабильной - четвертую. Как крайне нестабильная рассматривается политическая система в случае, когда военные имеют возможность и желание изменить правительство.

Наличие в недавнем прошлом страны гражданской войны, революции, военных переворотов, включаемых в показатель “последняя внутренняя война”, считается прецедентом для возможного решения будущих конфликтов. Легитимность правящей элиты означает соблюдение большей частью населения правительственных распоряжений. Появление противоположных тенденций, а также высокая степень государственного насилия над гражданами (репрессии) усиливают вероятность политической нестабильности. Прогрессивные программы земельных реформ необходимы для устойчивого перехода от преимущественно аграрного к индустриальному обществу.

В классификации, предложенной Дж. де ла Торре и Д.Некаром, выделяются внутренние и внешние источники политических и экономических факторов риска. Такое деление достаточно условно, поскольку факторы из различных групп могут оказывать влияние друг на друга.

Экономические факторы Политические факторы
Внутренние факторы Население и доход -численность и структура -экономический рост и доход на душу населения -естественный прирост -распределение доходаТрудовые ресурсы и занятость -величина и состав -отраслевая и территориальная структура -производительность -миграция -уровень безработицыОтраслевой анализ -сельскохозяйственное производство и самообеспеченность -отраслевая и территориальная структура; тенденции развития -размер и динамика государственного сектора -национальные приоритеты и стратегические отраслиЭкономическая география -природные ресурсы -экономическая диверсификация -топография и инфраструктураПравительство и социальные службы -источники и структура правительственных доходов -отраслевое и территориальное распределение расходов -размер и рост бюджетного дефицита -жесткость программ расходов -зависимость регионов от центральных источников доходаОсновные показатели -индекс цен -уровень заработной платы -процентные ставки, денежное предложение и т.д. Состав населения -этнолингвистическая, религиозная, племенная или классовая гетерогенность -степень участия в экономической и политической власти -иммиграция и эмиграцияКультура -культурные, религиозные и моральные ценности -открытость и интенсивность культурных связейПравительство и институты -конституционные принципы и конфликты -гибкость национальных институтов -роль и влияние армии, церкви, партий, прессы, образовательных учреждений и т.д.Власть -лидеры -ключевые фигуры, поддерживающие status quo -роль и влияние аппарата внутренней безопасностиОппозиция -влияние и источникиОсновные показатели -забастовочная активность -вооруженные выступления и террористические акты -количество и условия содержания политических заключенных -уровень официальной коррупции
Внешние факторы Внешняя торговля -текущий платежный баланс, его составляющие -ценовая эластичность экспорта и импорта -стабильность основных статей импорта и экспорта -эволюция условий торговли -географическая направленность торговлиВнешний долг и его обслуживание -внешний долг, его абсолютный и относительный уровни -сроки и условия погашения -обслуживание долга по импорту и экспортуИностранные инвестиции -величина и относительное значение -отраслевое и территориальное распределение -основные инвесторы (страны и международные организации)Платежный баланс -динамика -сальдо резервов -движение капиталовОсновные показатели -валютный курс (официальный и неофициальный) -изменения международных условий заимствования Положение на международной арене -международные договора -позиция по международным вопросам, голосование в ООНФинансовая поддержка -финансовая, продовольственная помощь, военная поддержка -предпочтительные экономические и торговые связиСитуация в регионе -пограничные конфликты -внешняя военная угроза -революция в соседнем государстве -беженцыОтношение к иностранному капиталу и инвестициям -национальное инвестиционное законодательство -отношение к иностранным инвесторам в провинции -судебная практикаОсновные показатели -соблюдение прав человека -оппозиция за пределами страны -причастность к террористическим актам в третьих странах -дипломатические и торговые конфликты

Источник: De la Torre, J., Neckar D., Forecasting political risks for international operations, International Journal of Forecasting, 1988, 4, p.234