Смекни!
smekni.com

Евро: проблемы и перспективы (стр. 1 из 3)

.

Л.А. Силютина

Мечта о рождении единой валюты посещала еще Наполеона. В 70-х годах была предпринята первая попытка объединить две европейские валюты, но этот проект потерпел неудачу. И мечта воплотилась в жизнь лишь в 1991 году на Саммите ЕС в Маастрихте.

Чтобы отразить движение стран к единой Европе, валюту назвали " евро ". В данной статье мы постараемся проследить путь евро от рождения новой валюты до ее перспектив в ближайшее десятилетие. Будут рассмотрены ее преимущества и слабости, аспекты, требующие дальнейшего урегулирования.

Для введения евро в обращение понадобилось 10 лет (1992-2002 гг.) за которые были приняты следующие решения:

1992г.: с подписанием Маастрихтского договора создан Европейский союз (ЕС), а также единая Европейская экономическая зона - монетарный союз. 2 июня датчане отказываются подписывать договор на референдуме.

1993г.: 18 мая, получив разрешение не вступать в монетарный союз, Дания дает согласие и подписывает Маастрихтский договор.

1995г. присвоение Австрии, Финляндии и Швеции (1 января). Норвежцы на всенародном голосовании во второй раз отказываются вступить в союз.

1997г. (июнь): Амстердамский договор и подписание пакта стабильности бюджета, который призван " блокировать" бюджетную политику пятнадцати членов союза.

1998г.: начало переговоров с Кипром, Эстонией, Венгрией, Польшей, Словенией и Чешской республикой о расширении ЕС.

1999г.: переход на единую валюту в безналичных расчетах в 11 странах, которые составляют зону евро. ( Греция примет евро с 1 января 2001 г).

16 марта 1999г.: коллективный выход в отставку Европейской комиссии.

25 марта 1999г.: 15 членов ЕС принимают план " Agenda 2000", финансовый документ о развитии и расширении союза на период с 2000 по 2006 гг.

1 мая 1999г.: вступление в силу Амстердамского договора.

25 сентября 1999г.: новая Европейская комиссия, возглавляемая Романо Проди. приступает к работе.

7 декабря 2000г.: после Совета Европы в Ницце десятки тысяч членов партий, синдикатов и ассоциаций впервые выступают против либеральной Европы. Провозглашение Европейского устава фундаментальных прав ЕС.

26 февраля 2001г.: подписание договора в Ницце. Созыв на 2004 год новой межправительственной конференции для урегулирования институциональных и политических вопросов, оставшихся нерешенными.

2001г. (июнь): 8 июня ирландцы отказываются от подписания Ниццкого договора.

2001г. (декабрь): 14 и 15 декабря Совет Европы в Брюсселе провозглашает создание Конвенции для реформирования институтов управления ввиду расширения ЕС на восток. 13 и 14 декабря десятки тысяч манифестантов выразили свой протест против либеральной Европы.

1 января 2002 г.: вступление евро в обращение [ 9. с. 15 ] .

Вступив в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтский договор о Европейском союзе положил начало современному этапу развития европейской интеграции. Цель договора - образование Европейского союза как " более тесного союза между народами Европы ". ЕС преследует следующие цели: содействие экономическому и социальному прогрессу благодаря развитию внутреннего рынка, обеспечению свободы обращения (людей, идей, товаров и услуг), установлению хождения единой валюты, введения европейского гражданства и утверждения своей идентичности на международной арене [ 5. с. 24 ] .

В связи с решением о введении новой валюты были утверждены следующие критерии к странам, претендующим на участие в проекте: в частности, уровень государственного долга, не превышающий 60% ВНП, бюджетный дефицит в пределах 3% ВНП и инфляция, не более чем на 1,5% превосходящая среднее значение для трех стран с наименьшим ее показателем [ 1.с.6 ] .

С другой стороны, монетарная политика была построена по немецкой модели: с 1999 года существует Европейская система центральных банков, состоящая из 12 национальных ЦБ (за исключением ЦБ Великобритании, Швеции и Дании) и возглавляемая Европейским ЦБ, ответственным за общую денежную политику. По ст. 105 Маастрихтского договора, главная задача - сохранение стабильности цен. Второстепенной задачей является поддержка экономической активности, хотя в современных условиях ей должно отводиться первое место. Одно из главных противоречий Европейского монетарного союза заключается в том, что большое значение придается монетарной политике в тот самый момент, когда она наиболее хрупкая. Известно, что уже невозможно строго управлять эволюцией денежной массы. ЕЦБ единственный в мире крупный центробанк, который берет на себя непосильную задачу! 12 центральных банков независимы и не отчитываются ни перед правительством, ни перед гражданами. В функции ЕЦБ не входит обмен валют, что делает предприятия в зоне евро задолжниками финансовой нестабильности [ 9. с 16-17 ].

Достигнув соответствия по критериям Маастрихтского договора, 1 января 1999 года евро был введен в безналичный оборот в 12 странах ЕС, а с 1 января 2002 года в наличный. С чисто экономической точки зрения введения единой европейской валюты должно вызвать рост внутриевропейских торговых потоков не менее чем на 10%, что позволит повысить занятость на 1-1, 5%, а снижение трансакционных издержек ежегодно будет экономить до 0,2 % суммарного ВНП государств-участников валютного союза.

С политической точки зрения переход на единую валюту демонстрирует жителям стран зоны евро-зримый признак европейского единства, передает рычаг хозяйственного правления ЕЦБ, неподвластного национальным правительствам, укрепляет единство национальных элит и практически исключает возможность выхода стран-участниц из зоны общеевропейской валюты [ 1.с.7 ] . Случай трех стран, не принявших евро (Англия, Дания, Швеция) - это хороший пример трех преимуществ, которые евро дал на практике, в июле 2001 года ЦБ Швеции был вынужден повысить свои процентные ставки, чтобы избежать падения своей валюты. Финляндия, находящаяся в соседстве с ней, также ставшая жертвой новых технологий, наоборот выиграла от снижения ставок ЕЦБ. К тому же единая валюта позволила " бедным " странам зоны евро, также как и преуспевающим обогатиться, так как сбережения и вложения могут располагаться как у одних, так и у других без всякого риска. Например, немцы могут инвестировать Португалию без риска обмена денег. Существование евро плюс единый рынок позволили создать сильные европейские группы, способные завоевать мир, такие как немецкий Dailmer , перекупивший американскийChrysber , или французский Renault, захвативший японский Nissan [ 17 ] . Но в тоже время последний эффект евро может сыграть плохую службу более слабым компаниям, активизируя конкуренцию. " Для простых же потребителей евро тоже выгоден ", уверен М.С.Леклерк, директор центров Leclerc , - " отныне можно сравнивать цены по всей зоне евро. " Он выгоден всем, т.к. именно ему европейцы обязаны низким уровнем инфляции, низкими процентными ставками для долгосрочных вкладов: шаг к единой валюте был совершен на принципе соответствия двум наиболее благополучным странам в Европе-Франции и Германии.

Любое нововведение не обходится без скандала, эта же участь постигла и евро. Сначала новая валюта не выдержала тест на прочность при стирке при 30 ° С и 1200 об/мин и потеряла свои защитные полосы. Другое скандальное заявление было сделано в еженедельнике " Le Рoint "за 1.02.02: " ЕБЦ украл у Л.Масло изображение карты Европы, напечатанное на купюрах в 10 евро. Сам обмен национальных валют не обошелся без проблем, вина за которые лежит на организаторах и спекулянтах, решивших " нагреть руки на этом деле ". Так, во Франции обмен франков на евро сопровождался стрессом и злостью из-за многочасовых очередей в почтовых отделениях и в банках, а работники жаловались на недостаточную для них охрану [ 18 ]. Италию, Грецию и Францию захватило повышение цен, т.к. при обмене их округлили с некоторым увеличением. В Германии же наоборот понизили немного цены, хотя в некоторых ее областях произошло резкое их повышение, что некоторые остряки назвали евро " teuro " ( нем. " дороговизна "). И что же теперь, долой евро? К сожалению скептиков, картина в отношении евро еще больше покрыта мраком, чем кажется [ 15 ] .

Политические дилеммы на пути европейского объединения серьезным образом воздействуют на экономические аспекты интеграционных процессов. Особенно важными среди них представляются проблемы валютного союза и единой фискальной политики. Еще в 1961 г. канадский экономист Роберт Манделл ввел в научный оборот понятие " оптимальная валютная зона ". Такую зону могут составлять относительно небольшие и открытые экономики, имеющие значительные торговые связи друг с другом, характеризующие свободным перемещением между странами факторов производства и свободой инвесторов в приобретении финансовых инструментов других стран зоны [ 2 ] . Далеко не все эти критерии применимы к зоне евро. В ЕС отсутствует мобильность рабочей силы, за пределами своих национальных границ живут лишь 2% населения. ЕС пока не может адекватно реагировать на неравномерность экономического развития в регионах. Кроме того, европейский продукт и рынок труда еще чересчур строго контролируется [ 1.с. 10 ] . Существуют различия в стандартах производства в странах ЕС. Остается нерешенным вопрос о создании единого рынка электроэнергии [ 4 ] .

Весь бюджет ЕС составляет не более 1,2% суммарного ВНП государств членов, тогда как в США бюджетные расходы превосходят 22% ВНП. Пока история развития европейского бюджета не внушает оптимизма: перераспределяемые через него суммы росли, но бюджетная политика не претерпевала никаких качественных изменений.

Самый серьезный недостаток евро в том, что члены еврозоны, приведя в соответствие свои монетарные политики, сохранили другие рычаги управления экономической политики. Отсутствие общего бюджета ставит страну, переживающую кризис перед выбором: рассчитывать на свои собственные силы или выход из зоны. Но выход есть - создание единого фискального института, который приведет к гармонизации налогов на отдельных территориях и создаст налоговые обязательства граждан и корпораций перед европейскими структурами. Достаточно сказать, что в Германии и Дании ставка НДС составляет 16 и 25% соответственно, а в Австрии и Германии максимальные налоги на прибыль корпораций 34 и 48.4 % [1.с. 10 ] . Существование единой валюты делает императивом гармонизацию фискальной политики. А для создания единого европейского рынка надо провести еще множество микроэкономических реформ.