Смекни!
smekni.com

Нетрадиционная энергетика в странах ЕС: экономическое стимулирование развития (стр. 1 из 2)

В.П. Клавдиенко, кандидат экономических наук, А.П. Тарасов

Одним из ключевых направлений доктрины устойчивого развития является обеспечение воспроизводства возобновляемых ресурсов, замедление темпов эксплуатации почерпаемых ресурсов и замещение их возобновляемыми, снижение нагрузки на ассимиляционный потенциал окружающей среды.

Подобные задачи в настоящее время решаются во многих странах мира (как промышленно развитых, так и развивающихся), и мировой опыт показывает, что один из перспективных путей их решения — формирование действенного механизма стимулирования и практического использования возобновляемых источников энергии. Особое внимание при этом уделяется различным видам нетрадиционных возобновляемых источников энергии — НВИЭ, позволяющим получать «чистую» энергию, то есть практически не оказывающим отрицательного воздействия на окружающую среду.

Загрязнение окружающей среды наносит значительный ущерб экономике. В европейских странах он оценивается в 4-6% ВВП. Поэтому, наряду с обострением глобальной энергетической проблемы, бурным ростом цен на энергетическое сырье (прежде всего на нефть) и стремлением к уменьшению рисков и потерь при импорте энергоносителей, значимость экологических проблем является в странах ЕС важным стимулом к государственному «вмешательству» в экономику, в частности к стимулированию развития нетрадиционной энергетики.

В настоящее время нетрадиционные источники не могут конкурировать на рынке с традиционными (углем, нефтью, газом). Поэтому государство предоставляет разнообразные льготы нетрадиционной энергетике: субсидии и кредиты по низким процентным ставкам; снятие фискального бремени с части прибыли, инвестируемой в развитие данной отрасли; освобождение потребителей «чистой» энергии от экологических налогов и др.

В странах ЕС накоплен значительный опыт использования и стимулирования НВИЭ, к которым, в соответствии с Директивой ЕС по стимулированию НВИЭ (сентябрь 2001 г.), обычно относят энергию солнца, ветра, малых рек, приливов, волн, биомассы, геотермальную энергию. Но имеются некоторые особенности включения отдельных объектов в программы стимулирования в разных странах. В большинстве стран ЕС из программ стимулирования исключаются ГЭС мощностью свыше 10 МВт, в Германии поддержку получают ГЭС мощностью не более 5 МВт, а в Нидерландах не включаются в национальные программы поддержки даже малые и микро-ГЭС.

Существуют также различия в трактовке электроэнергии, производимой от сжигания промышленных и бытовых отходов. Некоторые страны, например Германия и Греция, исключают энергию, полученную от сжигания отходов, из классификации возобновляемых источников. А в Бельгии, Великобритании и Нидерландах этот источник в течение многих лет является главным возобновляемым энергоресурсом.

Условия для развития нетрадиционной энергетики в странах-членах Евросоюза различны. Эти различия обусловлены следующими основными факторами:

географическими и природными (количеством осадков, направлением водных потоков, солнечной интенсивностью, розой ветров, наличием ископаемых энергоресурсов и др.),

экономическими (уровнем цен на нефть и газ, величиной субсидий для энергопроизводства на базе традиционных и ядерных источников, системой экономических стимулов и регуляторов природоохранного характера и т.п.),

политическими и социальными (международными обязательствами и программами, влиянием партий «зеленых» в органах государственной и местной власти, административной инициативой и ответственностью, общественным мнением и т.п.),

технологическими и др.

Сочетание и различные комбинации этих факторов обусловливают и различия в направлениях и масштабах развития нетрадиционной энергетики отдельных стран ЕС.

Нидерланды и Великобритания, имеющие на своей территории существенные запасы нефти и газа, меньше озабочены развитием нетрадиционной энергетики, чем большинство стран ЕС. Для использования солнечной энергии страны Южной Европы, безусловно, имеют более благоприятные возможности, чем, скажем, Швеция. Неудивительно, что лидером в использовании энергии солнца среди европейских стран является Греция, где установлено около 1/3 мощностей солнечной электроэнергетики Евросоюза.

Опыт европейских стран показывает, что природный фактор является важной, но отнюдь не единственной предпосылкой успешного развития НВИЭ. Наилучшими природными условиями для использования ветроэнергетических установок в Европе обладают Франция, Великобритания, Эстония и Ирландия, В результате благоприятных географических и природных условий ветроагрегаты в Ирландии могут производить в 2 раза больше электроэнергии, чем те же самые агрегаты, установленные в Германии. Однако установленные в Германии ветроэнергетические агрегаты (в 2003 г. — около 12 000 МВт) более чем в 15 раз превосходят по мощности взятые вместе ветроэнергетические установки в Ирландии, Великобритании, Эстонии и Франции (около 800 МВт).

Таблица 1Доля стран в мировой производствеэнергии ветроустановками (в %)
Мир в целом — 100%. В том числе:
Германия — 36 Италия — 3
США — 17 Великобритания — 2
Испания — 14 Нидерланды — 2
Дания — 10 Швеция — 1
Индия — 6 Остальные страны — 9

Общая мощность ветроэнергетических установок в мире увеличилась с 2 ГВт в 1991 г. до более чем 32 ГВт в 2004 г. При этом не менее 70% вырабатываемой в мире ветроустановками энергии дают страны ЕС (см. табл.1).

Одним из существенных препятствий на пути более широкого использования НВИЭ являются административные барьеры, связанные с получением разрешений на строительство объектов нетрадиционной энергетики (особенно ветроэнергетических установок).

Наиболее сложны и длительны «разрешительные процедуры» в Греции, Нидерландах и Великобритании. Для получения разрешения на установку ветроэнергетических объектов необходимо согласие многочисленных административных, строительных, экологических и других организаций, предъявляющих требования по сохранению ландшафта, минимальному шумовому загрязнению, отсутствию угрозы для птиц и животных и т.п.

В Греции, например, для получения лицензии на установку ветроэнергетических агрегатов требуется согласие 35 различных организаций на центральном, региональном, префектуральном и местном уровнях. Кроме того, проекты на установку этих объектов должны соответствовать 4 общенациональным законам и 7 постановлениям различных министерств. Получение лицензии на установку ветроэнергетических агрегатов в Греции, Нидерландах, Великобритании зачастую затягивается на 5 и более лет. В современных условиях глобализации экономики и обострения проблем, связанных с изменением климата, возросла роль международных обязательств в формировании энергетической политики стран ЕС.

Выступив одним из инициаторов Киотского протокола (1997 г.), предписывающего развитым странам обеспечить к 2008-2012 гг. 5.2%-ное сокращение выбросов газов, создающих парниковый эффект, страны ЕС заявили о готовности снизить на 8% (по сравнению 1990 г.) уровень выбросов «парниковых» газов — в том числе Люксембург на 28%, Германия и Дания — 21%, Австрия — 13% и т.д.

Одним из основных путей выполнения этих международных обязательств считается более широкое использовании НВИЭ и повышение их доли в энергетическом балансе стран Евросоюза. Директивой ЕС по стимулированию НВИЭ (2001 г.) предусмотрено, в частности, повышение доли нетрадиционной энергетики в энергопотреблении стран Евросоюза на 8.1% по сравнению с 1997 г., в том числе: в Дании на 20.3%; Греции — 11.5; Ирландии — 9.6; Великобритании — 8.3; Австрии — 8.1; Германии на 8% и т.д. По оценкам экспертов ЕС, международные обязательства, вытекающие из Киотского протокола и закрепленные Директивами ЕС, создают существенные стимулы к использованию НВИЭ в странах Евросоюза, особенно в Германии, Дании, Люксембурге.

Опыт стран ЕС показывает, что среди разнообразных факторов, влияющих на степень и перспективы освоения НВИЭ, определяющую роль играют действующие в этих странах системы экономического стимулирования.

Наиболее распространенными инструментами стимулирования использования НВИЭ в европейских странах являются: компенсации (премии) к тарифам на энергию, получаемую от НВИЭ; освобождение от налога части прибыли, инвестируемой в развитие нетрадиционной энергетики; освобождение потребителей «чистой» энергии от экологических налогов; тендеры и квоты («зеленые сертификаты») на поддержку различных видов НВИЭ из общего специального фонда.

В большинстве стран предпочтение отдается первому или первым двум из вышеназванных инструментов, хотя некоторые страны (Австрия, Бельгия и др.) используют более широкую гамму стимулов.

Наиболее сложна система поощрений НВИЭ в Австрии. Кроме основных инструментов, компенсаций к тарифам, тендеров и «зеленых сертификатов», эта система содержат в себе различные виды прямого субсидирования, льготные кредиты, налоговые скидки и т.п. В каждом из девяти регионов (землях) Австрии действуют девять различных постановлений, регулирующих тарифы на энергию, получаемую от НВИЭ. Возникают значительные региональные различия в тарифах на энергию, получаемую от одних и тех же видов НВИЭ (по солнечной энергии они достигают отношения 32 : 1, по энергии биомассы 8:1). Некоторые европейские специалисты оценивают австрийскую систему стимулирования НВИЭ как хаотичную, считая более рациональными простые системы с меньшим количеством регуляторов. При этом, как правило, ссылаются на опыт Германии, Испании, Дании.

Действительно, система стимулирования НВИЭ в Германии, Испании, Дании, построенная на минимальном количестве регуляторов, действует весьма успешно. В настоящее время эти страны являются лидерами по установленной мощности ветроэнергетических агрегатов: Германия — 12 ГВт; Испания — 4.8; Дания — 2.9 ГВт. Германия в последние годы также добилась существенных успехов в использовании солнечной энергии.