Смекни!
smekni.com

Бизнес: иерархия приращения капитала (стр. 3 из 3)

Без интервала среднего уровня: С интервалом среднего уровня:

рис. 1 рис. 2

A-B; B; B-C на рис. 1 и A-B1, B1-B2 и B2-C на рис. 2 – малый,

средний и большой бизнес соответственно.

Следовательно, необходим некоторый дополнительный алгоритм для расширения границ уровня среднего бизнеса. Какой именно? Вопрос остается открытым.

 Открытым остается пока и вопрос о том, какая кривая развития присуща бизнесу – более или менее плавная экспонента или кривая, имеющая качественные скачки при переходе от одного уровня бизнеса к другому, что более соответствует реальному положению вещей в бизнесе (рис. 3, 4).

рис. 3 рис. 4

Ось А – уровень приращения капитала, ось B – субъекты данной ЭСО

В первом случае (рис. 3) классификация бизнеса выглядит в определенной мере условной, в то время как присутствие качественных скачков (рис. 4) сможет объективно подтвердить саму правомерность классификации бизнеса по уровням.

Ответ на поставленный вопрос может дать только комплексное обследование субъектов ЭСО.

 Необходимо особо отметить, что в паре капитал – приращение капитала основной характеристикой является приращение капитала; размер же капитала играет лишь вспомогательную роль. Капитал, как следует из нашего определения, далеко не обязательно имеет денежную форму. Своеобразной формой капитала могут быть, например, так называемые "связи". Учитывая, что капитал имеет заметную способность перетекать из одной формы в другую, трансформация "связей" в денежную форму может проявляться, например, в виде кредитования небольшой фирмы в сумме, заметно превышающей уровень так называемых "стандартных кредитов" для фирм такого уровня.

Кроме того, примат приращения капитала позволяет сопоставлять субъекты ЭСО, различные как в объеме капитала, так и в эффективности деятельности. Если, например, фирма А, капитал которой не превышает средний уровень для данной ЭСО, использует его более эффективно, чем фирма Б, капитал которой имеет средний уровень для данной ЭСО, так что абсолютное приращение капитала фирмы А равно абсолютному приращению капитала фирмы Б, то это значит, что перед нами – фирмы одного уровня: уровня среднего бизнеса.

Вместе с тем отказываться от критерия уровень (размер) капитала на данной стадии изучения вопроса представляется преждевременным, поскольку понятие приращение капитала – понятие производное, в то время как понятие уровень капитала – понятие производящее.

 Условность классификации бизнеса. Зачастую, особенно в случае возможного получения каких-либо льгот на законном основании, более высокий уровень бизнеса принимает форму более низкого (вспомним пример с посреднической фирмой) и может даже вообще существовать как бы в распыленном виде. Одним из примеров может служить так называемая chain-system (ChS) – цепочная система. Это такая организация филиальной сети и системы дочерних предприятий в рамках одной отрасли, при которой каждый ее элемент является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать и т.п. Ни один из элементов ChS не несет ответственности по обязательствам другого элемента, отсутствует также де-юре ярко выраженный контролирующий и управляющий центр.

Выявить ChS крайне сложно, если не сказать невозможно, поскольку крупная чейн-фирма, субъект большого бизнеса, контроль капитала в которой фактически осуществляется из одного центра ( хозяина или группы хозяев), зачастую выглядит неким несвязанным множеством средних и мелких фирм и фирмочек.

Примером мимикрии крупного бизнеса может служить автомобильная фирма "Студебеккер", которая при смене деятельности "распалась" на ряд фирм более низкого уровня, каковые затем, действуя в различных отраслях, многократно объединялись-разъединялись, меняли вид бизнеса и т.п., постоянно оставаясь фактически единым, во-первых, и крупным, во-вторых, капиталом.

Мотивом подобной мимикрии ( здесь приведены лишь главные, наиболее известные ее формы) является прежде всего вопрос минимизации налогов, отмывания денег и т.п.

Насколько это распространено в России? В России, которая, как говорят, является мировым лидером в разработке различных экономических схем , но в России, где нет особого смысла разрабатывать такие схемы, поскольку большинство вопросов можно решить много проще и дешевле хотя бы с помощью пресловутых "связей"? Вопрос открыт.

Тщательное изучение отечественного бизнеса и его уровней в первую очередь может быть использовано для упорядочения налоговой системы.

Нынешние требования "оказать поддержку малому бизнесу" в форме создания преференций в налогообложении представляют собой довольно примитивное лоббирование интересов среднего и крупного бизнеса, который моментально примет формы малого бизнеса, если такие преференции будут введены. Необходима реформа налогообложения для бизнеса всех уровней. И здесь уместно вспомнить, что новое – это зачастую хорошо забытое старое.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос о введении параллельно с существующей налоговой системой альтернативной схемы налогообложения (или та, или другая схема налогообложения по желанию субъекта ЭСО). Эта система могла бы базироваться на отказе от большинства налогов (и в первую очередь – НДС) в пользу единого двухступенчатого налога, известного еще в царской России под наименованием "гильдия", с последующей оценкой налоговой эффективности каждой из схем.

Субъекты малого бизнеса (независимо от его правовой формы) могли бы быть отнесены ко второй гильдии, субъекты среднего бизнеса – к первой гильдии. Субъекты же большого бизнеса в рамках данной схемы должны облагаться налогами в индивидуальном порядке, тем более что их число относительно невелико. При этом, разумеется, придется отказаться от господствующей сегодня установки "содрать" с каждого субъекта ЭСО максимально возможную сумму налога, поскольку ставка "гильдии" будет усредненной по определению.

С другой стороны, закон больших чисел позволит компенсировать налоговый недобор с одних за счет других налогоплательщиков-предпринимателей (малый и средний бизнес имеют, как мы помним, верхнюю и нижнюю границу).

Если же при этом (хотя бы на основе исторического отечественного опыта) будет разработан комплекс мер, стимулирующих бизнес, которые могут обусловить: а) стремление войти в гильдию (гильдия – это еще и защита, и определенные возможности, и как следствие – социальный престиж); б) стремление перейти в более высокую гильдию (чтобы получить, например, госзаказ, право на участие в тендерах и тому подобное), – то гильдийная система налогообложения, как представляется, может стать весьма серьезной альтернативой нынешней схеме.

Нельзя сказать, что предлагается нечто новое. Единый налог, схожий с "гильдией", существует уже сегодня, правда, его плательщиками могут быть лишь предприниматели без образования юридического лица.

Это некоторая попытка теоретического обоснования схемы налогообложения, альтернативной действующей, напоминание о том, что государству наконец пора решить самый главный вопрос – в чем же все-таки богатство государства: в богатстве каждого из граждан или в богатстве самого государства, государства как такового.