Смекни!
smekni.com

Военно-промышленный комплекс США в 90-е годы (стр. 2 из 6)

Особое внимание военно-промышленные фирмы уделяли контрактами на поставки электронных систем командования и разведки, на закупки которых военный бюджет США ежегодно выделял 12-15 млрд. долл.

Сформировавшиеся в конце 80-х годов в США структуры наукоемкого военного потребления значительно ужесточили требования к поставщикам со стороны Пентагона. Одновременно были отменены какие – либо гарантии компенсации растущих расходов на НИОКР и внедрение их результатов в производство.

Все это, а также резкое сокращение военных бюджетов заставило военно-промышленные фирмы искать пути выживания. Данной проблемой занялся и Стокгольмский международный институт по исследованию проблем мира, который изучил основные направления стратегии промышленных фирм, связанных с военным бизнесом. К главному направлению была отнесена концентрация деятельности в тех областях военного бизнеса, потребность в которых сохранится в дальнейшем. Это во многом способствовало резкому росту числа слияний и поглощений и, как следствие, сокращению числа компаний в военных отраслях.

В прошлом десятилетии покупка акций других фирм осуществлялась в значительной степени компаниями, которые стремились

-10-

упрочить свои позиции на рынке или получить доступ к новым технологиям. Мотивом многих приобретений и слияний была диверсификация производственной деятельности. В конце первой половины 90-х годов основным мотивом покупок акций и слияний стала консолидация сил и необходимость сокращения мощностей.

Важнейшим фактором консолидации сил является скорость и решительность действий фирм, которые приобретут еще большее значение, когда основным мотивом слияния, помимо избавления от конкурента, станет последующая реструктуризация производства и сбыта. Особенно в этом преуспели американские компании АРКП, которые в условиях возрастающих требований покупателей активно реорганизуют производственную и сбытовую деятельность с целью снижения издержек и повышения надежности продукции.

Помимо этого были увеличены масштабы покупок акций других фирм при одновременной продаже своих дочерних подконтрольных фирм, что привело к сокращению числа поставщиков самолетов, ракет и электроники.

В 1993 г. в первой десятке компаний осуществлявших наиболее крупные сделки по слиянию и поглощению фирм, выпускающих авиаракетно-космическую технику, фигурировали 6 американских. Что касается других оборонных корпораций – “Боинг” и др., то благодаря своевременной широкомасштабной модернизации и дополнительным военным заказам они остались основным ядром военной промышленности США.

Следующая волна консолидированных процессов началась в 1995 г. В феврале в результате слияния компаний была образована самая мощная в мире группа оборонной промышленности, втрое больше чем у

-11-

самой крупной из европейских групп. В январе 1996 г. новая группа объявила о приобретении за 1,9 млрд. долл. предприятий по выпуску военной электроники.

В результате слияний в американской промышленности произошли изменения. В 1990 г. на десять крупнейших военных фирм приходилось 29% основных контрактов, заключенных министерством обороны. В начале 1996 г. их доля составила уже 38%, а к концу десятилетия она может достичь 50%[10,57].

Эта тенденция поддерживается Пентагоном, который считает, что вооружения были бы на 30% дешевле, если бы не приходилось платить за избыточные мощности в военной промышленности. Представителям военных кругов хотелось бы иметь дело всего с двумя компаниями, производящими самолеты, ракеты и искусственные спутники. Они считают, что в строительстве военных кораблей, подводных лодок и в производстве бронетехники, где заказы более крупные и редкие, вообще нежелательна даже ограниченная конкуренция.

После семи лет проводимого Пентагоном сокращения закупок правительство возобновило политику расширения продаж оружия за рубежом. Это вызывало новую мощную волну слияний и поглощений в АРКП.

Желание преодолеть 20-миллиардный рубеж и таким образом попасть в число лидеров АРПК США охватило и компанию “Рейтеон”.

Характерной особенностью волны слияния и поглощений 1996-1997 г. явилось энергичное содействие Пентагона и министерства торговли. Помимо получения прибыли большую роль играют стратегические соображения. Правительство США правит перед собой цель – расширить рынки для своего экспорта оружия и оттеснить европейских конкурентов.

-12-

Делая ставку на крупнейшие фирмы, правительство выдает им оборонные заказы, которые, например, для “Боинга” в 1997 г. составили почти 20 млрд. долл. Субсидии, выделенные фирме под эти заказы, а также финансирование правительством НИОКР, дают возможность “Боинг” продавать свои товары и услуги намного дешевле их рыночной стоимости. Высокое качество поставляемой продукции при относительно низкой цене делают неконкурентоспособными всех остальных экспортеров, особенно тех, кто не получает помощи от государства.

Снижение мировых военных расходов в 90-х годах происходило в основном за счет России, новое руководство которой решило одним махом перейти от “сверх вооружения” к “сверх разоружению”. При этом должным образом не были просчитаны ни политические и военно-экономические последствия такого шага. Кстати, данное решение представляет наглядный пример определяющего влияния государства на развитие военной экономики.

В 1998 г. в ведущих западных странах отчетливо проявился курс на модернизацию и техническое переоснащение вооруженных сил. Об этом свидетельствует, в частности, пятилетняя программа министерства обороны США.

США вообще уделяет наибольшее внимание техническому переоснащению вооруженных сил. Бюджетные ассигнования министерству обороны США на 1998 г. составили 254,9 млрд. долл. Проект бюджета на 2000 г. предусматривает расходы на оборону в размере 280,8 млрд. долл. В 2000 г. планируется затратить 53 млрд. долл. на закупки новейших вооружений[1,69].

Серьезной угрозой международной стабильности становится все более откровенное стремление США под любым благовидным предлогом

-13-

выйти в одностороннем порядке из бессрочного договора по противоракетной обороне от 1972 г. в целях дальнейшего наращивания своего военного и военно-технического превосходства.

Нынешнее состояние оборонной промышленности в ведущих западных странах дает основание полагать, что в основном она обеспечивает удовлетворение как текущего, так и перспективного военного спроса. Хотя потребность в военной технике значительно снизилась по сравнению с пиковым 1987 г., в мире по-прежнему производится огромное количество вооружений.

Оборонная промышленность США, опираясь прежде всего на крупнейший в мире объем внутреннего спроса, занимает лидирующее место, оставив далеко позади не только отдельные страны, но и целые регионы. Другое чрезвычайно важное преимущество оборонной промышленности США в том, что она опирается на исключительно высокий уровень военных НИОКР, что позволяет непрерывно совершенствовать и создавать новые системы оружия, одновременно модернизируя технологическую базу для их производства. Еще одно преимущество оборонной промышленности в том, что частные военные промышленные корпорации сумели самостоятельно, но под жестким контролем со стороны государства, достаточно быстро и эффективно осуществить реструктуризацию отрасли. В результате многочисленных слияний и поглощений в первой половине 90-х годов на первый план выдвинулись три гигантских конгломерата: “Локхид – Мартин”, “Боинг” и “Рейтеон”.

Однако консолидация отрасли вызвала и определенные негативные последствия. Обнаружилось, в частности, что сокращение числа головных подрядчиков, вопреки радужным предсказаниям, все-таки ограничило

-14-

конкуренцию и привело к росту стоимости закупаемых систем вооружения.

Считать реструктуризацию оборонной промышленности США завершенной, разумеется, нельзя. Но, вероятно, вместо сенсационных много миллиардных сделок, заметно изменивших облик отрасли, все большое внимание будет уделяться преобразованиям не столько громким, но важным. Речь, в частности, идет о совершенствовании как внутрифирменных отношений, так и отношений головных подрядчиков с субподрядчиками и поставщиками.

-15-

2.Реорганизация военно-промышленного комплекса США

Непосредственным результатом окончания холодной войны стало снижение мотивации к проведению военных НИОКР в прежних масштабах и общее резкое падение производства в ВПК стран – недавних противников, начавшееся в 1987 – 1989 гг., когда деловая активность достигла наивысшего уровня за весь предшествующий 40-летний период. По оценкам, затраты на оборону в мире уже к 1994 г. снизилась до уровня 1968 г. и с тех пор находятся в “замороженном” состоянии, которое, однако, характеризуется дальнейшим падением финансирования обороны в индустриально-развитых странах и его ростом в развивающемся мире. Общее сокращение военного производства в развитых странах сопровождается закрытием многих оборонных предприятий с массовым увольнением их сотрудников. Вместе с тем в промышленной политике указанных государств отмечается тенденция к сохранению ядра ВПК и потенциала для осуществления реконверсии. Эта тенденция особенно отчетливо проявляется в последние несколько лет, когда стало ясно, что после окончания холодной войны ситуация в мире усложнилась, и конфликты, количество которых растет, приобретают более сложный характер.