Смекни!
smekni.com

Предмет и метод экономической науки (стр. 1 из 4)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 2

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 2

Принципы теоретической и прикладной экономики 6

Экономические законы 7

Методы теоретической и прикладной экономики 9

Метод экономико-математического моделирования 10

Экономические эксперименты 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

ЛИТЕРАТУРА: 11

Введение

Существует разветвленная система наук, которые изучают экономическую жизнь общества. Это и наука об общих прин­ципах и законах экономического развития, и отраслевые эко­номические науки, и науки об истории народного хозяйства и экономической мысли.

Теоретическая и прикладная экономика — это своеобразный синтез, но не всех экономических наук, а тех их направлений, которые особенно актуальны для познания и регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни. В русском языке для названия этой науки можно использовать и более короткий термин — «экономика», или, как принято на Западе, «эконо­микс».

Содержание теоретической и прикладной экономики состав­ляют:

· выяснение принципов и законов экономического разви­тия, т. е. тех основ, которые изучаются и традиционной поли­тической экономией;

· анализ механизма функционирования экономических си­стем (в том числе международных аспектов этого механизма), в особенности изучение методов деятельности народного хо­зяйства в целом, отдельной фирмы, предприятия;

· разработка основ экономической политики.

Экономическая теория может быть разделена на две основные группы, в соответствии с их функциональным пред­назначением. Позитивная экономическая теория стремится по­знать существующий мир, дать ему характеристику, разобраться в его чертах и закономерностях. Нормативная ветвь экономи­ческой теории идет дальше. На основе познания существующей действительности она намечает пути совершенствования эко­номической системы, перехода ее на новые ступени общест­венного прогресса.

Такое обилие и сложность проблем требуют определен­ной классификации разделов данной науки и последова­тельности их изложения и изучения в соответствии с ее внутренней логикой.

Вероятно, прежде чем обращаться к кон­кретному изучению экономики, полезно получить хотя бы общее представление о магистральном раз­витии экономической мысли. Экономические воззрения воз­никли в глубокой древности. Человеческий разум постепенно осознавал процессы и закономерности хозяйственной жизни, познавал их причины. От примитивных взглядов до подлинно научных теорий — таков трудный путь познания сути эконо­мических процессов, явлений, тенденций. При этом одна те­ория, одна школа сменяла другую, вступали в противоборство различные концепции, внося, как правило, какие-то рацио­нальные зерна в общий кладезь экономической мудрости. Про­цесс познания и сейчас не завершен, поэтому можно считать себя сознательным субъектом хозяйственной деятельности, лишь познакомившись, хотя бы в общих чертах, с основными направлениями экономических теорий как прошлого, так и настоящего.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Экономическое мышление является ровесником челове­ческого общества. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты. Истоками считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хамурапи, и древнеиндийский трактат «Артхашастра». Интересные и весьма поучительные экономические заповеди содержатся в Библии. В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.

Происхождение слова «экономия» берет начало от «ойкономиа» («ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — правило, закон) и в начале рассматривалось как наука о домашнем хозяйстве. Аристотель, оперируя термином «экономия» и производным от него «экономика», рассмот­рел основные экономические закономерности общества своего времени. Философ и экономист, Аристотель иссле­дует основание пропорций обмена, происхождение и фун­кции денег, значение торговли и т. п.

Впервые термин «политическая экономия» ввел в науч­ный оборот француз Антуан де Монкретьен. Он опублико­вал в 1615 г. сочинение «Трактат политической экономии», которое дало название целой науке. Политическая эконо­мия рассматривалась Монкретьеном как сосредоточие правил хозяйственной деятельности.

Определяющим направлением экономической мысли XV-XVII вв. сталмеркантилизм. Сущностью меркантилизма в экономической теории является определение закономер­ностей в сфере обращения, т. е. в денежном обороте и торговле. Характерными выразителями идей меркантилиз­ма были англичанин Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер.

Англия в XVII в. с ее идеями свободы, разума и прогресса выдвинула немало оригинальных мыслителей и среди них Уильяма Петти. Его роль в эволюции экономической мыс­ли весьма велика, что позволяет причислить его к одному из родоначальников классической политической эконо­мии.

Во Франции ХVII-XVIII вв. работы Пьера Лепезана де Буагильбера были весьма важным этапом формирования классической политической экономии. Буагильбер пытал­ся определить причины экономического роста общества. Он отмечал, что важнейшим условием прогресса являются нормальные цены, покрывающие издержки производства, позволяющие получить прибыль, поддерживающие про­цесс реализации и потребительский спрос. Подобные це­ны, по мнению Буагильбера, складываются в условиях свободной конкуренции.

Знаменитый шотландец Джон Ло, живший во второй половине XVII в. и первой половине XVIII в., ставший генеральным контролером финансов Франции, впоследст­вии называемый «отцом инфляции», оставил яркий след в экономической теории. По его мнению, основным крите­рием экономическою благополучия является большое ко­личество денег в стране. Джон Ло ясно представлял, что не сами деньги представляют собой настоящее богатство, а реальные товары. Он считал, что большое количество денег дает возможность открытия новых предприятий, наилуч­шего использования предпринимательского дара, рабочей силы и других факторов, созидающих экономическое про­цветание. Ло принадлежит идея централизации и ассоциа­ции капиталов. Если вспомнить, что быстрое развитие акционерных обществ началось в Старом и Новом Свете в середине XIX в., то становится понятным, что знаменитый шотландец, сделавший карьеру во Франции, опередил свое время примерно на 150 лет.

Французская экономическая мысль XVIII в. очень инте­ресно представлена школойфизиократов. Термин «физи­ократы» образован от греческих слов и дословно означает «власть природы». Наиболее яркими представителями этой экономической школы являются Франсуа Кенэ и Анн Тюрго.

Физиократы перенесли основной акцент исследования (в отличии от меркантилистов) непосредственно на произ­водство. Сам термин «воспроизводство» был впервые ис­пользован Кенэ. Это был период, когда, по Вольтеру, Франции наскучили стихи, комедии, трагедии, романы, богословские диспуты и страна принялась размышлять о хлебе.

Блестящим достижением Ф. Кенэ было создание «Эко­номической таблицы». В этой таблице автор проводит идею процесса воспроизводства и реализации как непрерывного процесса при условии существования определенных эко­номических пропорций в рамках сформулированной им классовой стратификации общества, а именно между клас­сами: производительным, собственников и так называе­мым бесплодным. Идеи Кенэ в XX в. стали одной из теоретических основ формирования межотраслевых балан­сов, или балансов «затраты — выпуск», которые позволяют проанализировать производство и распределение совокуп­ного общественного продукта.

Англия XVIII в. представлена в рассматриваемой эволю­ции блестящим теоретиком, основоположникомклассиче­ской школы в экономической науке Адамом Смитом. Основ­ное сочинение А. Смита «Исследование о природе и при­чинах богатства народов» издано в 1776 г.

Проведенный А. Смитом анализ природы человека, вза­имодействия и взаимосвязи человека и общества был по­ложен в основу формулировки понятия «homoeconomicus» — «экономический человек», хотя само это понятие воз­никло позднее. А. Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный ин­терес. Реализовать свой интерес человек может только путем взаимообмена с другими людьми результатами час­тной экономической активности, иначе говоря, в процессе разделения труда. Преследуя частные интересы, люди объ­ективно удовлетворяют потребности друг друга. Процвета­ние общества, таким образом, возможно только на путях индивидуального благополучия, а частный интерес, веду­щий к достижению этого благополучия, это настолько мощный стимул, который готов «преодолеть сотни досад­ных препятствий», которыми безумие человеческих зако­нов так часто затрудняет его деятельность... » (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 393). Индивидуум, стремясь к приумножению личного капитала, не думает об общественных интересах, стремясь к удовлетворению частного интереса, и «в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это» (Смит А. Указ. соч. С. 332).

Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а зачастую и против воли человека. Порядок свободного проявления и эффективного удовлет­ворения частного экономического интереса, а также сти­хийного функционирования объективных экономических законов называется по Смитуестественным порядком.

Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Только при свободном передви­жении капитала, товаров, денег и людей ресурсы общества могут использоваться оптимально. Политика естественной сво­боды (по Смиту), была фундаментально обоснована в его теории и включала следующие элементы: