Смекни!
smekni.com

Европейский союз в мировой экономике (стр. 4 из 6)

Был внесен ряд изменений: уточнялась процедура принятия новых членов в состав Европейских сообществ, также уточнялись условия членства, были приняты решения о расширении юрисдикции и уточнении структуры Суда Европейских сообществ.

ЕЕА, конечно, не решал всех вопросов создания экономического, валютного и политического союзов, но он предусматривал созыв международной конференции во исполнение ЕЕА. Такая конференция была созвана и ей был подготовлен договор о Европейском Союзе (ЕС). Этот договор был подписан 7 февраля 1992 года в Маастрихте двенадцатью странами и соответственно получил название “Маастрихтский договор” (МД). Его ратификация прошла далеко не безболезненно, так, в Дании избиратели отвергли договор, такие же тенденции проявились и во Франции, Великобритании и Германии, процедура затянулась, но в конечном итоге все члены сообществ одобрили договор, и он вступил в силу с ноября 1993 года.

Главное, что характеризует этот договор: он оформил и положил начало существованию Европейского Союза. Согласно МД Европейский Союз основан на Европейских сообществах, дополненных политиками и формами сотрудничества, предусмотренными этим договором.

О каких политиках и формах сотрудничества шла речь? Речь шла о двух новых важных сферах сотрудничества государств-членов Европейских сообществ:

1)сотрудничество в области выработки и проведения единой внешней политики и политики безопасности;

2)сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел.

Что касается сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел, то эта общая формулировка была детализирована в Амстердамском договоре (в нем это сформулировано как “сотрудничество полиции и судов в уголовно-правовой сфере”).

Та структура ЕС, которая закреплена в МД получила название структуры “трех опор”:

-1ую опору образуют Европейские сообщества;

-2ую - сотрудничество в области выработки и проведения единой ВП и политики безопасности;

-3юю - сотрудничество полиции и судов в уголовно-правовой сфере (как сформулировано в Амстердамском договоре).

В сфере экономического и социального развития основная задача, которая определяется МД - это задача создания экономического и валютного союза (ЭВС). В экономической сфере - это возрастание экономического единения, сотрудничества и сплоченности. В валютной сфере - это создание единого валютного союза. Валютный союз надлежало создать не позднее 1 января 1999 года с введением единой валюты (евро) и включением в союз государств, отвечающих требованиям ЕС (Греция этим требованиям не отвечала; Англия, Ирландия и Дания сразу выразили не совсем позитивное отношение к единому валютному рынку, они позднее и не вошли в него).

Тут возникла проблема: не будет единогласия при принятии решений о ЭВС. В этом случае закрепляется интересная концепция т.н. “продвинутого” развития, т.е. определенное количество государств внутри союза могут пойти по пути ускоренного развития и формирования структур, и в таком ускоренном развитии могут участвовать не все государства-члены ЕС.

Другая не менее важная проблема, которая возникла с созданием ЕС - это проблема разнородности членов союза.

Тем не менее, хотя многие успели раскритиковать МД за то, что он создал ЕС путем создания новых неопределенных структур, европейская интеграция сделала новый важный шаг вперед.

МД содержит ряд важных положений и постановлений, касающихся порядка функционирования институтов. Теперь предусмотрена единая институциональная система союза, были уточнены вопросы гражданства граждан в рамках союза и др.

Очередное третье расширение Европейского союза, как и каждое предыдущее, привнесло в него свою динамику, перемены в приоритетах. Появление с 1995г. трёх новых членов- Австрии, Швеции и Финляндии изменило политическую конфигурацию Союза. Хотя эти страны по своим экономическим и социальным параметрам сравнительно близки к “ядру” ЕС, однако, их подключение к группировке вновь со всей остротой поставило проблему сбалансированности между развитием интеграции “вглубь” и “вширь”, то есть между углублением объединительных процессов и расширением географических границ интеграционной зоны.

С приходом двух северных стран и Австрии количество членов ЕС возросло с 12 до 15, а численность населения Евросоюза- с 347 до 368 млн. человек. Увеличилась и его территория, достигнув 3.3 млн.кв.км. Значительно изменились экономические показатели. Так, совокупный ВВП ЕС подрос примерно на 20%(340 млрд.ЭКЮ) и составил почти 6 трлн.ЭКЮ.

Вскоре возникла необходимость созыва новой Межправительст-венной конференции, открывшейся в марте 1996г в Турине и положившей начало второму этапу Маастрихтского процесса-Маастрихту II.

К моменту подписания МД в состав ЕС входило 15 государств, были начаты переговоры о вступлении в союз еще 5ти государств. Такое расширение союза требовало внесения корректив в механизм управления. В 1996 году созванная конференция подготовила учредительный документ, который был подписан в июле 1997 года в Амстердаме и получил название “Амстердамский договор” (АД).

Некоторые изменения, которые вносит АД в развитие ЕС:

Количество депутатов Европарламента не должно превышать 700 человек. АД также внес изменения в процедуру принятия решений, заметно упростив ее, что имело немаловажное значение.

Если говорить о наиболее крупных достижениях АД, то уточнена структура и система институтов валютного союза, Европейский центральный банк (ЕЦБ) получает право издания нормативных актов. В отношении прав и свобод граждан ЕС: союз превращается в “пространство свободы, безопасности и справедливости, в рамках которого принимаются меры по повышенной защите прав, свобод и интересов граждан”.

II.IV.Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза

В 50-е годы на базе учредительных договоров было создано 3 Европейских сообщества (соответственно, ЕОУС, ЕЭС и Евратом), которые представляли собой интеграционные объединения, воплощающие в себе черты как межгосударственного, так и наднационального характера. В этих сообществах воплощен новый правопорядок, которые, как записал в одном из своих решений Суд Европейских сообществ, не может быть идентифицирован ни с национальным, ни с международным правом. ЕП - это особая самостоятельная правовая система.

Европейские сообщества обладают такими полномочиями, которыми ни одна международная организация не обладает.

1)Европейские сообщества, как и ЕС, имеют свою территорию, которая слагается из территорий государств-членов. Территория ЕС - это предел действия и юрисдикции ЕС, например территория таможенного союза, единого внутреннего рынка, ЭВС и т.п.

2)Европейские сообщества обладают системой институтов, осуществляющих те права и полномочия, которые переданы союзу государствами-членами. В рамках сообществ и ЕС созданы такие институты, которые выходят за пределы любой международной организации. В рамках ЕС функционирует Парламент, который избирается на основе всеобщих и прямых выборов гражданами ЕС. Это не характерно для международных организации (например, ООН состоит только из делегаций государств-членов).

3)в рамках ЕС функционирует Суд Европейских сообществ - независимый судебный орган. Это также свойственно только институтам ЕС.

4)В рамках ЕС существует институт гражданства. Ни одна международная организация собственным гражданством, порождающим права и обязанности, не обладает.

5)В рамках ЕС создан ЭВС, своя валютная система и денежная единица (применительно к 11 государствам-членам), которая заменяет национальную денежную систему. Это качества, присущие государственно-правовой организации.

III. Перспективы

III.I.Расширение Европейского союза.

"Жизнь как внутри Евросоюза, так и вне его границ быстро меняется. Он должен определиться, как самому приспосабливаться, развиваться и изменяться. Расширение ЕС является поворотной точкой для Европы, возможностью, которой она должна воспользоваться ради своей безопасности, своей экономики, своей культуры и своего статуса в мире". (Жак Сантер)

К такому событию, как начало переговоров о присоединении_Турции к ЕС, наверное, не остался равнодушным ни один европеец. Вот тут-то и можно проверить, насколько реальной стала та самая "европейская идентичность", которую уже не одно десятилетие стратеги евроинтеграции пытаются привить гражданам стран Евросоюза. Насколько они ощущают единую Европу своей родиной, а себя - суперэтнической общностью? Попробуйте-ка подселить к ним в общий дом 100-миллионного соседа с совершенно иной культурой, религией и политическими традициями!

Впрочем, пока до "вселения" еще очень далеко:

самые заядлые сторонники европеизации Турции

говорят о том, что ей предстоит 10-15 лет

переговоров. К тому же народного мнения в ЕС по

этому вопросу, как водится, еще никто не

спрашивал, лишь австрийский канцлер Шюссель

заявил, что его страна даст Турции окончательное

"добро" только после проведения всенародного референдума по этому вопросу. Референдум также необходимо будет провести и во Франции - а уж французы, как известно, любят давать "добро" смелым европейским инициативам...

Одним словом, путь Турции в Европу только начинается, и может статься, что в конце этого пути ее ожидают наглухо закрытые ворота. Ведь вето даже одной из стран-членов ЕС может заблокировать вступление новичка. Однако, как показывает опыт, к любым воротам можно найти ключ. Так произошло и в Люксембурге, когда решался вопрос о начале переговоров с Анкарой. Ситуация зашла в тупик из-за Австрии, которая высказалась категорически против присоединения. Очевидно, она решила (или ей было поручено) озвучить позицию всех "туркоскептиков" (в первую очередь, германских), которые и сейчас уже не слишком довольны появлением множества "новых европейцев" из бывшего соцлагеря, а также наплывом в ЕС турецких гастарбайтеров и прочих восточных гостей. Тем более они опасаются развития этой тенденции в случае вступления Турции в Евросоюз.