Смекни!
smekni.com

Расширение ЕС и взаимоотношение с Россией (стр. 3 из 6)

Следует вспомнить то время - конец 1991 - на­чало 1992 г. В МИД РФ разрабатываются страте­гические направления, в которых следует разви­ваться сотрудничеству России со всем миром, в том числе с Западной Европой. Готовится заявка о вступлении РФ в Совет Европы. Обсуждается подобная возможность в отношении Европейских сообществ и НАТО.

С заявлениями о намерении присоединиться к ЕС в тот период выступили ряд других государств Центральной и Восточной Европы, а также Лат­вия, Литва, Эстония, Украина. Позднее почти все эти страны (более 10) подписали с ЕС соглашения об ассоциации, а Украина, Молдавия, Белоруссия и Туркмения заключили по примеру России Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Российская Федерация в параметрах заявленной приверженности верховенству права показала свою готовность принять участие в процессах западноевропейской интеграции. Действовавшие в 1992 г. Соглашение РФ с ЕЭС и Евратомом о торговле, коммерчес­ком и экономическом сотрудничестве 1989 г. и Протокол от 2 августа 1991 г. по сравнению с со­глашениями об ассоциации были несравнимо уже по предмету регулирования и рамкам сотрудниче­ства.

В России началась работа над проектом ново­го Соглашения, в подготовке которого помимо экспертов МИД РФ приняли участие представите­ли аппарата Правительства, МВЭС РФ и постоян­ного представительства РФ при ЕС в Брюсселе.

В ходе активной работы российских и западно­европейских экспертов в первой половине 1992 г. были сформулированы основные идеи и оконча­тельное название нового Соглашения о партнер­стве и сотрудничестве Россия - ЕС.

Разработка экспертами проекта Соглашения и соответствующие предварительные переговоры с представителями Комиссии ЕС длились в тече­ние почти всего 1992 г. Осенью того же года пе­реговоры перешли на более высокий и официаль­ный уровень и после ряда раундов завершились подписанием Соглашения на острове Корфу 24 июня 1994 г1.

С российской стороны Соглашение подписал президент РФ Б.Н. Ельцин.

В связи с тем, что российские эксперты взяли за основу вышеупоминавшиеся европейские со­глашения об ассоциации, СПС

___________

1См: Право Европейского Союза: Учебник для вузов/ Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юристь, 2003. – С.888.

во многом носит их отпечаток. Тем самым российская сторона стремилась, насколько это возможно, идти в ногу с процессами, происходившими в Сообществах и странах - кандидатах на вступление в ЕС.

Соглашение явилось наиболее широким, со­держательным и далеко идущим экономическим соглашением из всех, которые когда-либо подпи­сывались Советским Союзом или Россией с за­падноевропейскими государствами или междуна­родными организациями. Поэтому многие отече­ственные исследователи относят его к уникальным соглашениям, договорам нового по­коления1.

Среди прочего от европейских соглашений СПС принципиально отличалось тем, что в нем не говорилось об ассоциированном членстве Рос­сии в ЕС, и оно прямо не предусматривало после­дующего вступления РФ в ЕС.

В то же время в Соглашение удалось вклю­чить положение о создании в будущем между Россией и ЕС зоны свободной торговли, а впоследствиистороны договорились также об участии РФ в едином европейском пространстве.

Во всяком случае с российской стороны делалось все возможное, чтобы развивать с ЕС эффективное сотрудничество и отслеживать процессы приготовления восточноевропейских госу­дарств к полноправному вступлению в это интеграционное объединение.

Десятилетний период миновал, и в настоящее
время мы наблюдаем заранее предсказуемую ситуацию, когда сроки европейских соглашений об ассоциации истекли, и институты ЕС, равно
________

' См.: Клемин А.В. О договорах между ЕС и Рос­сией // Московский журнал международного права. 2002. - № 2. - С. 57.

как и государства-кандидаты, делают все необходимое, чтобы

страны-соискатели стали полноправными членами Сообществ и Союза.

Главное из всего вышесказанного - это то, чтороссийская сторона положительно отнеслась к интеграционным процессам в Европе, стремилась принять в них участие и получить от них для себя максимальную выгоду.

Однако вернемся в наше время, к нашей теме и нашим проблемам.

В настоящий момент в связи со вступлением в Европейский союз 10 новых членов Европейской комиссией (ЕК) поставлен вопрос об автоматиче­ском распространении положений СПС на новыхчленов Союза .

Проанализируем, хотя бы вкратце, правомер­на ли такая постановка вопроса Комиссией и как это может отразиться на России.

Европейская комиссия для обоснования своей позиции выдвигает ряд юридических аргументов. Приведем некоторые из них.

Согласно ст. 110 СПС понятие территории Со­общества определяется правом Сообщества. В соответствии со ст. 19 Акта о присоединении, подписанного в апреле 2003 г. Европейским сооб­ществом, его государствами-членами и вновь вступающими государствами, территории новых членов включаются в территорию Сообщества. Отсюда следует вывод об автоматическом рас­пространении СПС на новых членов с момента их вступления в ЕС, т.е. с 1 мая 2004 г., поскольку вышеупомянутый Акт о присоединении обязыва­ет новые государства-члены взять на себя все обязательства по СПС по отношению к России с даты их вступления в ЕС.

Российская позиция состоит в том, что СПС является международным договором, который должен регулироваться нормами международно­го публичного права, в особенности теми из них, которые регламентируют вопросы международ­ных договоров. Основополагающий принцип в этой связи - присоединение к действующемумеждународному договору с участием третьего государства (в нашем случае - России) должно происходить по взаимному согласию такого тре­тьего государства и сторон соответствующего международного договора, если они не договори­лись об ином. Главное в российской позиции - это то, что распространение СПС должно стать пред­метом переговоров ЕС, России и новых членов. Повторимся и уточним: представители Европей­ской комиссии выступают против участия в пере­говорах новых членов. Кто же прав?

Выяснить это не так просто.

ЕК исходит из права Европейского союза (ев­ропейского права). Российская сторона опирается на нормы международного публичного права, и на первый взгляд кажется, что она делает это совершенно правомерно. Однако проблема ослож­няется тем, что даже некоторые авторитетные российские юристы (не говоря о большинстве ев­ропейских правоведов), признавая, что междуна­родные договоры Сообществ с третьими госу­дарствами полностью подпадают под действие норм международного публичного права, утверж­дают в то же время, что статус таких договоров "зависит одновременно от нормативных предпи­саний европейского права"1. СПС даже характе­ризуется как неотъемлемая составная часть и ис­точник права Сообществ.

_________

1См.: Европейское право. Учебник для вузов / Отв. ред. Л. М. Энтин. М., 2001. - С. 76-77.

Считается также (и пока это никем оконча­тельно не опровергнуто), что европейское право - это особая самостоятельная правовая система, су­ществующая наряду с национальными системами права и международным правом. По крайней ме­ре в западных университетах на юридических фа­культетах европейское право изучается как от­дельная дисциплина наряду с международным публичным правом все при том же понимании, что европейское право есть самостоятельная пра­вовая система. В книжных магазинах и библиоте­ках западных стран по личному наблюдению ав­тора рубрикаторы и классификаторы четко под­разделяют разделы и полки с книгами по европейскому праву, отдельно по международно­му публичному праву и далее по различным от­раслям национального права.

Здесь, как представляется, уместно высказать некоторые соображения о понятии, сущности и особенностях европейского права.

Европейское право возникло одновременно с началом западноевропейской интеграции, т.е. сзаключением Парижского договора о Европей­ском объединении угля и стали (ЕОУС) 1951 г. и Римских договоров 1957 г. о Европейском эконо­мическом сообществе (ЕЭС) и Европейском со­обществе по атомной энергии (Евратом).

С начала 60-х годов программы обучения на юридических факультетах университетов запад­ных стран стали включать курс "Европейские ор­ганизации", преподававшийся в рамках междуна­родного публичного права. Основной упор в этой дисциплине делался на изучение институциональ­ной структуры и полномочий Сообществ.

С конца 60-х годов во многих западных универ­ситетах начали изучать самостоятельные курсы - "коммунитарное право" или "право Сообществ". С 1977 г., т.е. 20 лет спустя после подписания Рим­ских договоров, "коммунитарное право" было официально включено в качестве обязательной дисциплины в программы подготовки юристов в западных университетах и преподается в качестве самостоятельного курса параллельно с междуна­родным правом.

Программу и конкретное наименование дис­циплины определяют сами университеты, в ре­зультате чего единообразие в этом отсутствует. Примеры названий - "Европейское право". "Ин­ституциональное коммунитарное право", "Право интеграции" и т.п.

С развитием интеграционных процессов и об­разованием Европейского союза появилось на­звание "Право Европейского союза".

В российских юридических вузах до опреде­ленного времени европейское праве! не препода­валось. Да и сейчас эта дисциплина еще не вошла в официально утвержденную обязательную про­грамму подготовки российских правоведов. Важ­ным этапом на пути к признанию данной дисцип­лины явилось открытие в 1993 г. отделения меж­дународного права и права ЕС в Московском государственном институте международных от­ношений - МГИМО (У). В 1996 г. в структуре МГИМО (У) был образован Институт европей­ского права.

В последние годы курс европейского права стал преподаваться на юридических факультетах многих российских вузов. Интересно отметить, что данную дисциплину начали вводить и в про­граммы неюридических высших учебных заведе­ний, таких, например, как Дипломатическая ака­демия МИД РФ, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Московский госу­дарственный лингвистический университет. Мос­ковский государственный социальный универси­тет и др. Это говорит о том. что сегодня в знанииевропейского права нуждаются многие из тех, кто вовлечен в отношения с Европейским союзом и кто хочет знать систему существующего в его рамках права.