Смекни!
smekni.com

Вексель - вид ценной бумаги, как объект гражданских прав (стр. 9 из 14)

Кроме того, право требования из банковской гарантии, как правило, не передается.

Итак, осуществить права, вытекающие из соглашения об обеспечении исполнения вексельных обязательств, вправе либо кредитор - его непосредственный участник, либо его правоприемник. Подчеркиваем, правоприемник, но не правопредшествинник. Допустим, например,что обязательство векселядателя из некоего простого векселя было обеспечено залогом имущества векселядателя по соглашению, заключенному им с четвертым векселедержателем (приобретателем векселя по третьему индоссаменту). Кто в случае неоплаты векселя сможет обратить взыскание на заложенное имущество по условиям упомянутого соглашения. Либо сам контрагент-залогодержатель (если он будет векселедержателем, предъявившим требование о платеже по векселю), либо один из последующих приобретателей (пятый, шестой, седьмой и т.д. векселедержатели). Окажись вексель вновь в руках первого - третьего векселедержателей, залоговое обязательство прекратиться.

Осуществление прав, вытекающих из соглашений об обеспечении исполнения именно вексельных обязательств, мало чем отличается от аналогичного процесса, происходящего в случаях обеспечения любых иных обязательств. Особый случай представляет договорной залог векселей. Всякий залог предусматривает такое специфическое право кредитора, как право получения удовлетворения из стоимости предмета залога. Для осуществления этого права заложенные векселя потребуется реализовать, причем с публичных торгов. Сделать это будет весьма затруднительно как по причине сложностей, сопровождающих проведение и организацию любых публичных торгов (тем более вексельных), так и потому, что право залогодержателя на отчуждение векселей будет обосновываться не вексельным а гражданским способом (договором залога). Таким же гражданским способом будут обосновывать свои права все последующие приобретатели векселей. А это значит, что процесс осуществления вексельных прав будет происходить в условиях утраты векселями своей публичной достоверности. По этой причине закладывать векселя лучше всего путем учинения на них залогового индоссамента, хотя бы и на основании договора залога.

3.7 Договоры об ответственности по векселям

Сегодня широко распостранено мнение о невозможности применения к нарушителям вексельных обязательств каких-либо иных мер ответственности, кроме тех, что установлены Положением о векселях с учетом изменений, внесенных Законом о переводном и простом векселе 1997г. Это мнение ошибочно.

Необходимо помнить, что вексель и весельный договор представляют собой документы, удостоверяющие факт совершения двух различных сделок. Поэтому и об ответственности, связанной с векселем, нужно говорить, различая случаи неисполнения обязательства из векселя (в этом случае будет работать Положение о векселях плюс нормы, установленные вексельным договором ) и обязательства из договора (что влечет применение норм самого этого договора и норм ГК РФ).

Следовательно, решая вопрос о том, какие нормы об ответственности необходимо применять, нужно предварительно решить вопросы о том:

1)какое именно обязательство не исполнено;

2)что является основанием возникновения этого обязательства, и следовательно, основанием заявления требования об ответственности за его нарушение (договор или вексель).

Если речь идет о неплатеже (просрочке платежа) по предъявленному векселю, то основанием требования будет вексель и, несомненно, должны применяться нормы Положения о векселях ( ст.ст 48, 49).Применение ст. 393 ГК (о возмещении убытков) ограничено: на ее основании можно требовать только убытки в виде упущенной выгоды, поскольку специальных предписаний на этот счет в вексельном праве не имеется. Прямые же убытки вполне подпадают под категориюдругие издержки, предусмотренную подпунктом 3 ч. 1 ст 48 Положением о векселях.

Возможно ли в вексельном договоре обусловить нормы, изменяющие размер вексельных санкций - процентов и пени по ст. 49 Положения. Руководствуясь вышеупомянутым принципом свободы договора, разрешением устанавливать иной размер процентов за нарушение денежного обязательства, а также презумпцией возможности увеличения законной неустойки1 можно утверждать, что :

1) размер подлежащих уплате процентов по ст.48 и 49 Положения может быть изменен вневексельным соглашением как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения;

2) размер пени, взыскиваемой на основании ст.48 Положения о векселях, вневексельным соглашением можно только увеличивать, но нельзя снижать.

Естественно, закон не запрещает устанавливать соглашением и иные меры ответственности. Распространенная сегодня в судебной среде позиция, согласно которой нельзя взыскивать более одной санкции за одно и то же правонарушение, несомненно правильная в сфере уголовно-правовой, не имеет основания в гражданском законадательстве. Основанием для требования сумм процентов и пени в изменном размере, а также основанием для взыскания иных, дополнительных санкций будет не Положение о векселях, а нормы соответствующего договора.

Соглашения об ответственности не имеют акцессорного характера, являясь самостоятельными. Поэтому их правила применимы только в отношениях между лицами, являющимися их участниками. То есть если соглашение об увеличении и установлении дополнительной ответственности было заключено векселедателем и вторым приобретателем, то ссылаться на норму такого договора может только второй приобретатель векселя и только тогда, когда он предъявляет требование к векселедателю (а не к своему предшественнику).

Сказанное порождает вопрос: в какой мере вневексельные соглашения об изменении размера и дополнительной ответственности за нарушение вексельного обязательства обязательны для авалистов лиц, заключивших такие соглашения. Согласно ст.32 Положения о векселях, авалист отвечает так же,как и тот, за кого он дал аваль т.е., в частности, в том же объеме. Однако данное положение касается только вексельной ответственности авалиста, т.е. ответственности по нормам ст.48 и 49 Положения о векселях. Следовательно, на авалиста ни при каких обстоятельствах без его согласия нельзя возлагать дополнительную ответственность, предусмотренную соглашением для лица, за которого дан аваль, ибо такая ответственностьне является вексельной (не предусмотрена вексельным законодательством). Во всем остальном норма ст. 32 Положения совместима со статусом авалиста, ибо вексельное законодательство, будучи частью законодательства гражданского:

1) прямо разрешило изменять размер процентов ;

2) не запретило увеличивать размер законной неустойки (пени). Следовательно, нормы вневексельных соглашений об изменении размера вексельных санкций в полной мере распространяются и на авалиста, равно как и авалист имеет право ссылаться на нормы этих соглашений в отношениях с их кредиторами-векселедержателями. Последнее может быть выгодно авалистув том случае, если условиями вневексельного соглашения размер подлежащих взысканию процентов не увеличен, а снижен.

Если же речь идет о нарушении обязательства не из векселя, а из вексельного договора (например, обязательства выдачи (невыдаче) обещанного векселя), то должны применяться нормы об ответственности, установленные договором и ГК. Если договором никаких специальных норм об ответственности не предусмотрено, то применяются нормы лишь ГК, которые предусматривают обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства1. В случае нарушения денежного обязательства возможно применение также нормы ст.395 ГК.

Возможно пойти и по иному пути : потребовать через суд расторжения договора в связи с его существенным нарушением и при удовлетворении иска - потребовать возврата всего того, что было исполнено по обязательству, в частности перечисленной денежной суммы.2

4НЕКОТОРЫЕ КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПРИМЕНЕНИЯ ВЕКСЕЛЬНОГО ПРАВА

4.1 Вексель не всегда является имуществом

Статьи 128, 130 и 143 Гражданского кодекса признают вексель ценной бумагой и имуществом. Кодекс не разъясняет, какой именно вексель может быть признан имуществом. Если положения этих статей рассматривать в контексте со ст. 166-181 ГК, то фальшивые недействительные (в том числе и ничтожные), неакцептованные переводные, большинство из неоплаченных в срок векселей (с одновременным пропуском срока давности) не могут быть признаны имуществом.

Кроме того содержание векселя надо осмыслить с другой точки зрения. Если вексель является имуществом, то последнее не может возникнуть из ничего и исчезнуть безвозвратно. Исходя из этого, вексель не может быть самостоятельным имуществом, это лишь временный эквивалент имущества1. Товарный вексель для поставщика будет одним из видов права требования за отгруженный товар, то есть дебиторской задолженностью, обеспеченной векселем, одновременно выполняющей функцию предоставленного кредита. В то же время право требования, вытекающее из договора купли-продажи, в котором предусмотрена оплата счета после отгрузки и перехода права собственности к покупателю, так же выполняет функцию товарного кредита. Сам товарный вексель (право требования) от обыкновенного права требования отличается лишь более высокой степенью ликвидности, так как право требования, обеспеченное векселем, теоретически проще продать, использовать в качестве залога, учесть в банке. После получения товарного векселя само право требования, вытекающее из договора купли-продажи, никуда не исчезает , но может потерять форму векселя, если этот вексель передан другому векселедержателю после истечения сроков оплаты или предъявления протеста.