Смекни!
smekni.com

Антиинфляционная политика в Российской Федерации (стр. 2 из 8)

Поистине героические усилия предпринимаются, чтобы спасти положение, но все средства бесплодны. Многие предприятия не в силах выдержать резкого повышения цен. Начинаются ликвидации и крахи. Прежде всего гибнут банки и кредитные учреждения. Доверие субъектов рыночного хозяйства друг к другу подрывается.

Все требуют расплаты наличными. Векселя, еще вчера не возбуждавшие никаких сомнений, приобретают ценность простой бумаги. Ссудный процент повышается. Разоряются самые крупные предприятия, останавливаются машины, закрываются фабрики. Толпы безработных появляются на улице. Начинается голод, эпидемия самоубийств. По столь драматическому сценарию проходили кризисы XIX в.

Первый кризис разразился в Англии в 1825 г., затем - в Англии и США в 1836 г., в 1841 г. - в США, в 1847 г. - в США, Англии, Франции и Германии. Кризис 1857 г. явился первым мировым циклическим кризисом.

Затем последовали кризисы 1873, 1882, 1890 гг.

Наиболее сокрушительным был кризис 1900-1901 гг. Он начался почти одновременно в России и США и прежде всего обрушился па металлургическую промышленность. Поразив американский рынок металла, кризис перекинулся сперва в Англию, затем на европейский континент. Первой пострадала текстильная промышленность, за ней последовали строительная, химическая, машинная, электрическая. С невероятной быстротой кризис распространился на все европейские страны: Францию, Австрию, Германию, Италию, Бельгию и скоро стал всеобщим.

Цены стремительно рухнули вниз. Солидные предприятия были вырваны с корнем.

Разорение промышленности сопровождалось стремительным ростом безработицы.

Однако кризисы XIX и начала XX вв. несли в себе и свое лечение. По мере развития кризиса цены на товары падали ниже и ниже, создавая тем самым потенциальную возможность сбыта и перспективу выхода из кризиса.

После первой мировой войны кризисы регулярно сотрясали экономику западных стран. Однако характер их стал несколько иным, особенно после кризиса 1929-1933 гг.

Грандиозный биржевой крах в "черный вторник" 29 октября 1929 г. положил начало кризису, который по своей глубине превзошел все предыдущие. Падение цен, которого еще не знала экономика США, Германии, Франции и Англии, резкое сокращение прибылей, катастрофический кредитный кризис, обесценение валют - далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику государств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими.

Кризис 1929-1933 гг. заставил правительства многих стран предпринять попытки вывода национальных экономик из экономической пропасти.

Активизация экономической роли государства и антикризисное регулирование дали определенные результаты, и уже более полувека рыночная экономика не сталкивается с сокрушительными потрясениями, аналогичными катаклизмам 1900-1901 или 1929-1933 гг.

Вместе с тем промышленные кризисы продолжали отражаться на динамике процентных ставок, прибыли, издержек производства, заработной платы до середины 70-х гг.

В условиях кризиса лишь предприятия с крупным капиталом и большими финансовыми возможностями сохраняют возможность получения прибыли путём сокращения издержек производства. Благодаря этому крупные предприятия при общей тенденции нормы прибыли к падению во время кризиса получают возможность приостановить или замедлить его. Средние и мелкие предприятия, особенно не обладающие высокопроизводительным оборудованием и технологией, не могут стабилизировать ухудшающееся экономическое положение и зачастую терпят банкротство Разорение слабых в техническом отношении предприятий имеет свои плюсы для промышленности в целом, так как ведет к повышению общего уровня производительных сил

Следствием повышения общего уровня производительности труда является понижение стоимости товаров и в итоге - ослабление падения нормы прибыли. Растет ссудный процент.

Фаза депрессии, наступающая после кризиса, может иметь весьма продолжительный характер. Уровень производства сохраняется стабильным, но очень низким по отношению к состоянию перед началом кризиса. Сохраняется высокий уровень безработицы. Но падение цен приостанавливается, падает ссудный процент, стабилизируются товарные запасы.

Следующая фаза – оживление - сопровождается незначительным повышением уровня производства, некоторым сокращением безработицы. Постепенно начинают повышаться цены и расти ссудный процент. На товарном рынке растет спрос на новое промышленное оборудование.

Наметившееся оживление охватывает все большее количество отраслей, втягивая в новый виток спирали новые капиталы. Подъем зачастую приобретает ажиотажный характер. Уровень производства превосходит достигнутый в предыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном существенном росте заработной платы.

Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, определяющих тенденции в движении научно-технического прогресса. В связи с расширением масштабов производства инвестиционных товаров значительно возрастает спрос на сырьевые ресурсы, и пены на них растут. На фазе подъема усиливаются диспропорции, заложенные на фазе оживления. Экономика подходит к следующему витку.

Описанная нами картина изменений экономической системы на разных этапах цикла носит классический характер и в наиболее простом виде может быть изображена на схеме (рис.1): рис.1

Современные экономические циклы существенно отличаются от циклов XIX и первой половины XX века. Общие закономерности находят все менее видимое проявление.

Некоторые фазы экономического цикла претерпевают значительные метаморфозы, а то и исчезают вовсе.

На следующей схеме (рис.2) изображен экономический цикл, каким он представляется современным американским экономистам. В обозначении фаз цикла мы сохранили названия, которые обычно ими используются.

Рис.2.

Как видим, на второй схеме отсутствует фаза депрессии. Оживление и подъем объединены в одну фазу. В самостоятельные фазы выделены вершина подъема - БУМ и низшая точка падения - СПАД.

В попытках отыскать наиболее общие причины циклических колебаний ученые-экономисты и предприниматели основное внимание уделяли анализу фазы кризиса (сокращения и спада, по иной терминологии), поскольку именно эта фаза концентрировала все негативные явления в экономическом процессе.

Один из подходов дает основание утверждать, что абстрактная возможность кризисов в рыночной экономике заложена уже в простом товарном обращении и связана с функцией денег как средства обращения. Несовпадение купли и продажи по месту и времени может создать предпосылки для разрыва многих звеньев в цепи продаж и покупок.

Вторая возможность кризисов связана с функцией денег как средства платежа. Любой производитель не может иметь гарантии, что к моменту платежа покупатель его продукции окажется платежеспособным Неплатеж по одним обязательствам может вызвать цепную реакцию, которая приведет к расстройству системы обращения и, и конечном счете, процесса производства.

Первая половина 70-х гг. XX в. привнесла в развитие современного рыночного хозяйства новые катаклизмы. Разразился нефтяной кризис, охвативший практически весь современный капиталистический мир. В отличие от циклических этот кризис сопровождался необычайным ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты, ажиотажным спросом па них, отставанием предложения от спроса на потребительском рынке жидкого топлива.

Резкий скачок цен на топливо привел к банкротству множество мелких и средних предприятий в США и некоторых странах Западной Европы, ориентировавшихся на потребление дешевой энергии за счет использования жидкого топлива. Пострадали и те, кто использовал нефть и нефтепродукты в качестве основного сырья в процессе производства. Внезапный рост издержек производства привел к разорению многие предприятия промышленного производства.

Структурные кризисы порождаются диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей, носят, как правило, затяжной характер и не всегда совпадают с началом циклических кризисов.

Нефтяной, продовольственный, энергетический, сырьевой кризисы дополнились в последние десятилетия кризисами валютной системы, экологическим кризисом. Оказывая несомненное влияние на общее состояние промышленного производства, они существенно изменили традиционную картину циклического развития, сглаживая или порою обостряя те или иные проявления циклических кризисов.

Общая картина развития современного рыночного хозяйства стала не совпадать с традиционной схемой. Так, например, промышленный циклический кризис середины 70-х гг. был усугублен нефтяным кризисом, но только в нефтепотребляющих странах. Те же страны, которые имели собственные источники энергетических ресурсов (нефть, уголь, газ, горючие сланцы), не только не пострадали в результате двух кризисов, но даже имели тенденцию к некоторому развитию.

С другой стороны, ожидаемого бурного развития промышленности в фазе подъема во многих странах не происходит в результате резкого обострения обстановки, вызванной экологическим кризисом.

В последние годы структурные кризисы стали обретать более сложную характеристику. Все большее влияние на экономические проблемы оказывают глобальные политические процессы, среди которых следует особо выделить распад социалистической системы, межнациональные и региональные конфликты, возрастание роли так называемого исламского фактора, противоречивые тенденции в процессе создания единой Европы и т.д.

Одним из определяющих факторов в современном мире становится нестабильность. Изменяются традиционные рынки сырья, амплитуда колебания валютных систем достигает опасных пределов, активно развивается производство в зонах, где почти полностью отсутствует система экологического контроля, что также может привести к непредсказуемым отрицательным результатам. В целом земная цивилизация входит в новое тысячелетие в состоянии перманентных потрясений[1].