Смекни!
smekni.com

Государственно-политические аспекты деятельности Русского Общевоинского союза (стр. 3 из 4)

В настоящее время большинство существующих в странах Западной Евро­пы офицерских союзов вошли в состав Русской Армии; исключение состави­ли немногие же союзы, которые не сочли возможным отказаться от партий­но-политической работы. Некоторое число офицеров не вошли ни в один из союзов, одни, проживая в государствах, где местная политическая обстанов­ка исключает возможность этого, другие же по причине личного характера (нахождение семей в Советской России, обременение работой и т. д.).

Верю, что, когда Родине потребуются наши силы, все честные воины встанут в наши ряды.

В то же время, стремясь обеспечить моим соратникам лучший зарабо­ток, я предоставил возможность начальникам Галлиполийских и Лемнос-ких групп на Балканах переселять в другие страны в полном составе, из других выделять отдельные группы. Связь переехавших с Балкан с на­чальниками и родными частями осталась неизменной.

Считая своим долгом в новых формах бытия Армии связать возможно теснее всех тех, кто числит себя в наших рядах, приказываю:

1) Образовать Русский Обще-Воинский Союз согласно прилагаемого при
сем Временного приложения.

2) Включить в РОВС все офицерские общества и союзы, вошедшие в
состав Русской Армии, все воинские части и войсковые группы, рассредо­
точенные в разных странах на работах, а также отдельные офицерские
группы и отдельных воинов, не могущих по местным условиям войти в
какие-либо офицерские общества или союзы, пожелавших числиться в со­
ставе Русской Армии.

3) Сохранить за офицерскими обществами и союзами, включенными в
состав РОВС, их названия, самостоятельность во внутренней жизни и поря­
док внутреннего управления, установленные ныне действующими уставами.

4) Установить в войсковых группах порядок внутренней жизни и внут­
реннего управления в зависимости от местных условий и от состава этих
групп - в группах исключительно офицерских - применительно к поряд­
ку, принятому в офидерсккх обществах и союзах, а в группах, в состав
коих входят как офицеры, так и солдаты и казаки, - применительно к
установленному в войсковых частях.

Председателям отделов Русского Обще-Воинского Союза выработать по этому предмету инструкцию.

5) Общее управление делами Русского Обще-Воинского Союза сосредо­
точить в моем Штабе. <...>

Генерал Врангель

Генерал-лейтенант Кусонский»

Этим приказом и был образован Русский Обще-Воинский союз, который объединял около 30 тыс. человек. Очень важен тот факт, что 5 июня 1930 г. Введено в действие «Положение о приеме в воинские организации РОВСа молодых людей ранее в войсках не служивших». Это говорит о том, что союз был организован, в качестве организации с долговременными целями. Также при союзе существовали Суды Чести. Официальный печатный орган – журнал «Часовой».

б. Структура РОВСа

К 1930 г. Русский Обще-Воинский союз состоял из следующих отделов:

I – Франция (включал также колонии, Италию, Польшу, Данию, Финляндию, Египет) В разное время возглавлялся генералом П.Н. Шатиловым, генералом И.Е. Эрдели. Абсолютное большинство членов находилось во Франции в частности в Париже. Имел свои группы в 34 провинциях и колониях Франции.

II – Германия. Один из крупнейших центров сосредоточения белой эмиграции. К декабрю 1922 в германии проживало около 600 тыс. эмигрантов (ссылка) Начальником этого отдела являлся генерал-майор А.А. фон Лампе.

III – Болгария. Отдел возник в результате слияния отдельных групп РОВС, которые были созданы по инициативе генерала Ф.Ф. Абрамова, он же и был назначен Врангелем на пост руководителя этого отдела. В группы входили бывшие военнослужащие Русской Армии по 50 – 200 человек. Наиболее крупные отделения Свещев – 200 человек, Тырново – 100 человек.

IV – Королевство Югославия. Отделения союза были созданы в крупных городах: Нови-Саде, Петров-граде, Белграде. Начальником этого отдела являлся генерал В.Э. фон Экк, в январе 1933 начальником стал генерал-лейтенант Г.Л. Барбович.

V – Бельгия, Люксембург. Начальник отдела генерал-майор Б.Г. Гартман.

VI – Чехия, Словакия. Начальник отдела – генерал-лейтенант Н.А. Ходорович, в состав отдела входили такие организации как: Союз Первопоходников, Союз Участников Великой Войны.

Отдел РОВС в Аргентине. Был основан 08.10 1931 и насчитывал около 40 членов. Деятельность отдела заключалась в ежемесячных собраниях, финансовой помощи военным инвалидам в Европе и Южной Америке, пропагандистской антикоммунистической работе.

Отдел РОВС на Дальнем Востоке. Начальник - генерал-лейтенант М.К. Дитерихс. Также существовала группа РОВС в Харбине, начальник генерал-лейтенант Вержбицкий. В 1932г. При отделении были открыты Военно-училищные курсы, первый выпуск состоялся в 1934г.

Южноамериканский отдел РОВС. Начальник – генерал-майор Н.Ф. Эрн, в последствии благодаря этому отделу было открыто Бразильское отделение РОВСа в Сан-Паулу.

Существовали также отделы РОВСа:

1-й – в Сан-Франциско, 2-й – в Нью-Йорке. А также Канадский отдел и Австралийский отдел.

После смерти генерала Врангеля РОВС возглавляли генералы А.П. Кутепов (1928-1930) и Е.К. Миллер (1930-1937), затем генерал-лейтенант Ф.Ф. Абрамов (1937-1938) и генерал-лейтенант А.П. Архангельский (1938 – 1957).

До Второй мировой войны РОВС был массовым источником антикоммунистической активности. После 1945г. Произошло качественное изменение его функций, по-прежнему остававшегося основой белой эмиграции , но превратившегося как по возрасту его членов, так и по условиям его существования из боевой организации Белой Армии в ветеранскую организацию.

в. Деятельность РОВСа в России и мире

Стоит сразу сказать, что отождествление Русского Обще-Воинского союза с политической партией неверно. Безусловно, РОВС имел некоторые черты политической партии, такие как членские взносы, членские корточки и т.п. но фактически РОВС политической партией не являлся. Этому есть ряд примеров.

«Секретное предписание

Сремски Карловици 11 сентября 1924 г.

<…> Ввиду этого считаю нужным указать следующее:

Образование «Русского Обще-Воинского Союза» венчает упорную четы­рехлетнюю работу по объединению русского зарубежного офицерства с Рус­ской Армией и, сохраняя ныне существующую организацию как офицер­ских союзов и обществ, так и войсковых частей Армии, приводит ее в стройную систему.

Вместе с сим - и это главное - образование «Русского Обще-Воинского Союза» подготавливает возможность на случай необходимости под давле­нием общей политической обстановки принять Русской Армии новую форму бытия в виде воинских союзов, подчинениях Председателям Отделов «Рус­ского Обще-Воинского Союза».

Это последнее соображение - дать возможность Армии продолжить свое существование при всякой политической обстановке в виде воинского со­юза - не могло быть приведено в приказе ввиду его секретности.

Никаких других целей образование «Русского Обще-Воинского Союза» не преследует, что Вам и надлежит иметь в виду в случае борьбы за прове­дение его в жизнь.

Генерал Врангель

Генерал-лейтенант Кусонский»

Это предписание в дальнейшем сыграет огромную роль. РОВС никогда не будет партией, всегда будет являться организацией военного типа. Лишним подтверждением этому могут являться слова Александра Павловича Кутепова, одного из оргнизаторов союза. “Все мы считаем, что армия должна быть вне политики, и если в нашей армии солдаты и офицеры — монархисты, и если великий князь Николай Николаевич пользуется большим авторитетом в войсках, армия признает только одно знамя — национальный русский флаг. Все слухи, что армия вошла в контакт с той или иной политической группировкой, — сплошь провокация. Наша задача — сохранение организованных кадров офицеров и солдат для будущей России”. Также, помимо всего вышеперечисленного, можно отметить следующий документ:

«Русский Обще-Воинский Союз никогда не был политической партией и, если он когда-нибудь превратится в таковую, то он изменит своему основному существу.

«Политическая партия делитсвой народ на своих и чужих и ищет успеха именно своим; примеров тому было у нас достаточно перед глазами. Она отправляется не от Целого и думает не о Целом, а представляет интересы только одной частинарода (все равно — класса, сословия, профессионального союза или церкви). Этот партийный интерес она стремится выдать за всенародный и тем навязать его всему народу; и для этого она добивается власти. Для приобретения власти она ведет агитацию, раздает обещания, восхваляет себя, старается захватить так называемые общественные высоты (редакции, банки, влиятельные должности и т. д.), вносит пристрастный дух партийности во всю культуру, извращает все критерии жизни, интригует, пачкает других и обычно неутомимо лжет везде в свою пользу.

«Всем этим Р.О.В.С. никогда не занимался и таких целей себе никогда не ставил. Он искал не власти, а служения; отстаивал не партийное дело, а национально- государственное; объединял,а не разделял; жертвовал, а не приобретал. Он носил в себе дух национальной, патриотической армии, а не частного сообщества граждан, сорганизовавшихся для легального, а по теперешнему времени, может быть и полулегального или даже и вовсе нелегального захвата власти. Этому духу Р.О.В.С. доселе и оставался верен. <...>.

Но он есть кадр русской армии, орденски спаянный национально-патриотическим единомыслием, единочувствием и единоволением.<...>

«Что же касается программы, то за эти долгие годы мы видели много программ. Все они были беспочвенны, ибо составлялись заочно, в отдалении от России, на глазомер, без подлинного знания о тех процессах, которые совершаются в России; все они устаревали через несколько месяцев после своего изобретения; все они имели доктринерский характер и ограничивались заимствованиями у Западной Европы. Это удовлетворяло только близоруких и наивных людей, думающих по бумажке и боящихся куда-то опоздать.