Смекни!
smekni.com

Идеи правового государства и его основные признаки (стр. 2 из 3)

ных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного

суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что су-

ществуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых

создается государство. Путем включения в Декларацию естествен-

ных прав человека, превратившихся в субъективные права отдель-

ных индивидов по отношению к государству в целом.

С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал

прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, со-вести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных на-

родом.

Философская концепция Канта оказала значительное влияние

на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание "всех

остальных прав личности, семьи и общества" Возводя государство

в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни

общество возникает раньше государства, а последнее является его

продуктом и результатом развития общества. "Государство, по Ге-

гелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни,

в которой все строится на правовой основе, представляющей царс-

тво реальной жизни."

Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в

том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не

столь важную роль. В целом вся вся гегелевская концепция право-

вого государства прямо и однозначно направлена против произво-

ла, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со

стороны частных лиц, политических объединений и государственной

власти.

Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе


развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общест-

ва и государства( у философов 17-18 веков гражданское общество

и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Эн-

гельс показали, что именно гражданское общество составляет пер-

вооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность

гражданского общества есть главная движущая сила исторического

прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории".

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или

классовой теории общественного развития. Согласно данной теории

государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в

результате установления диктатуры пролетариата в процессе пере-

хода к обществу без классов. Примечательным является утвержде-

ние Маркса, в котором он выразил идею правового государства

"Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над об-

ществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный."

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в

лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы тео-

рии правового государства с позиции своего времени и опыта

прошлого. большинство авторов сходилось во мнении, что правовым

можно считать лишь такое государство, где законодатель так же

подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство

определяется как представитель общих интересов своего народа,

удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным

интересам в направлении прогрессивного развития общества.


Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котля-

ровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового государства.

Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства

с точки зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути фор-

мирования и основные параметры правового государства:

1) Для устранения произвола необходимо установление норм

объективного права, которые определяют пределы свободы каждого

и ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государс-

твенной организации, -отсюда идея господства права в управлении.

2) Если личная инициатива требует простора, то государству

достаточно ограничиться охраной субъективных прав.

3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами влас-

ти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив

от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоя-

тельность судебной власти, и допустив к соучастию в законода-

тельстве выборные общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершевич ви-

дит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии

правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое ограни-


чение власти; б) принцип разделения властей; в) правовое само-

ограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над

ним праву. В действительности такой гарантией является только

сдерживающая сила общественного мнения."

В послеоктябрьский период в России идеи правового госу-

дарства были налажены требованиями революционного правосозна-

ния, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Советская государственно-правовая наука в период тоталита-

ризма не воспринимала идею правового государства, считая её

буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции

государства.

В последние годы в русле реформаторских процессов произош-

ли серьезные изменения в научных взглядах на государство и пра-

во.

Концептуальные положения и пути формирования правового го-

сударства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права

и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева

и др.

По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма

организации и деятельности государственной власти, которая

строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объеди-

нениями на основе норм права."

Теперь рассмотрим основные характеристики правового госу-

дарства.

В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравс-


- 14 -

твенную основу правового государства.

"Экономической основой правового государства являются про-

изводственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на

различных формах собственности(государственной, коллективной,

арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как рав-

ноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В право-

вом государстве собственником должен быть производитель и пот-

ребитель материальных благ. Правовое начало же государственнос-

ти реализуется только при наличии свободы и самостоятельности

собственности, которые обеспечивает право.

"Социальную основу правового государства составляет само-

регулирующееся гражданское общество, которое объединяет свобод-

ных граждан... В центре внимания... находится человек, его пра-

ва, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное

государство."(Но далеко не обязательно и не всегда).

Нравственная основа правового государства заключается в

общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию."

"Политическая природа государства наиболее четко проявля-

ется в его суверенитете." Суверенность государства выражается в


том, что ему принадлежит право официально представлять все об-

щество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обя-

зательные к выполнению всеми членами этого общества, и, нако-

нец, осуществлять правосудие.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в

системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в

словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на

первом месте в таком государстве - право. Это и означает верхо-

венство права в обществе, во всех его сферах.

Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном зако-

не) страны и распространяется на прочие законы и нормативные

акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных

предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов пра-