Смекни!
smekni.com

История институционализма: проблема поиска истоков (стр. 2 из 3)

Стремление обобщить исторический материал и дать объяснение историческим процессам проявила философия истории. В работе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1794 г.) французский философ Ж.-А. Кондорсе создал системную и рационалистическую просветительную теорию прогресса в развитой и совершенной форме. Он выделяет в истории человечества десять эпох, последовательно сменяющих друг друга и являющихся этапами его прогрессивного развития. Прогресс отождествляется с приумножением знаний, накопленных с давних времен, которые в итоге должны обеспечить развитие индивида, "не признающего над собой иного права, кроме Разума". В концептуальном подходе Ж.-А. Кондорсе к истории главное место занимает эволюция общественных идей и институтов.

Не все ученые приемлют термин Вольтера "философия истории" для определения нового направления научных исследований. Например, такие ученые XX в., как Р. Арон и Й. Шумпетер, отдают предпочтение термину "историческая социология", в котором объединяют взгляды некоторых исследований XVI11 в., когда термин "социология" еще не был введен в научный оборот. Мы поддерживаем такой ретроспективный анализ, поскольку также используем термин "институциональная структура экономики".

К разработчикам исторической социологии, кроме Ж.-А. Кондорсе, Й. Шумпетер причислял Ш. Монтескье и Д. Вико. В работе "О духе законов" (1748 г.) Щ. Монтескье за рядом случайных, на первый взгляд, событий увидел глубинные причины, их обусловливающие. Если Й. Шумпетер считал такой подход методологическим разрывом с концепцией естественного права, то Р. Арон - своеобразным сочетанием детерминистской философии (социологическое исследование позитивных законов) и философии естественного права. Несмотря на то, что Ш. Монтескье не постиг идеи прогресса, следует подчеркнуть, что он удачно сочетал сравнительный анализ разных общественных явлений и процессов и согласовывал их с явлениями и процессами прошлого. Ученый стремился объяснить не только разнообразие позитивных законов, но и найти ценностные и моральные критерии обоснования политических институтов, которые он считал главным действующим фактором. Заслуживает внимание исследование Ш. Монтескье таких институтов, как законы, обычаи и нравы, которым он дает довольно четкое определение: "Нравы и обычаи - это порядки, не установленные законами, законы то ли не могут, то ли не хотят установить их. Между законами и нравами существует та разница, что законы определяют преимущественно действия гражданина, а нравы - действия человека". Как видим, ученый фактически обозначает различия между формальными и неформальными институтами. Достижение Ш. Монтескье - также определение понятия "общий дух нации", характерных черт, которые со временем приобретает та или иная общность людей в результате множества воздействующих на нее влияний. Р. Арон считал, что такое определение "общего духа нации" подобно пониманию культуры современными американскими антропологами.

Итальянский философ и историк Дж. Вико в своей работе "Основания новой науки об общей природе наций" (1725 г.) сформулировал теорию цикличности исторического развития. Ученый попытался не только описать историю естественного права, но и создать конструкцию идеальной схемы общей истории. По его мнению, цикличность (corsi е ricorsi) - только форма историко-социального процесса, а его сущностью является линейная эволюция стадий идеальной истории. Дж. Вико обосновал новый позитивистский подход к историческому развитию, который утвердился в исторической науке только в XIX в., поскольку автор был убежден, что история подчиняется определенным законам. Социологи считают, что именно он впервые употребил термин "институт" в социальных науках. По мнению Й. Шумпетера, историческая заслуга Дж. Вико - сочетание философии и социологии, мысли и действия.

Развитие научных достижений в XIX в. было тем фундаментом, на котором сформировался институционализм как методология исследования экономических явлений и процессов. Не последнюю роль в формировании методологических основ институционализма играла созданная в XIX в. О. Контом наука - социология. Мировоззрение О. Конта формировалось под влиянием детерминистской философии Ш. Монтескье и теории прогресса Ж.-А. Кондорсе. В "Курсе позитивной философии" (1830-1832 гг.) О. Конт признает приоритет целого над частью и синтеза над анализом и закладывает основы системного метода исследования общества. Общество можно сравнить с живым организмом: между целым и частями социальной системы должна быть гармония, подобная взаимодействию частей тела во время движения. С позиций системного метода он критикует методологические подходы классической политической экономии, считая, что любая наука, которая отделяет одну сторону социальной жизни от других, неизбежно становится бесплодной.

Статика и динамика - главные категории, которые ученый исследует в работе "Система позитивной политики" (1851-1854 гг.). Он доказывает, что общество находится в состоянии статики (порядка) или динамики (прогресса). Социальная статика допускает как анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, так и анализ элементов, определяющих абсолютную гармонию в общности. По мнению Р. Арона, анатомическая статика у О. Конта легко превращается в анализ структуры любого общества. Социальная динамика должна анализировать последовательность этапов становления разума человека и общества. Направленность социального прогресса определяет и направляет исключительно дух человека. Такое понимание прогресса логически обусловливает рекомендации О. Конта относительно реформирования общества: реорганизовать сначала взгляды, чтобы потом приступить к правам и, наконец, к институтам.

Целостность научного исследования и системный метод анализа присущи также профессору Брюссельского университета Г. де Греефу, стремившемуся объединить экономическую и социальную науки в единое целое. По его мнению, превращение политической экономии в позитивную науку - следствие органичного процесса ее отделения от других наук. Социальная наука осознала, что экономическая составляющая является основой всех цивилизаций, наиболее важным условием их существования и развития. Следовательно, на этом фундаменте со временем должно возникнуть здание социальных наук: более сложных и общих, которые будут сначала независимы друг от друга, а потом объединятся в одну согласованную науку, которая возглавит позитивную философию и будет называться социологией. Именно Г. де Грееф обосновал появление социальной экономики (экономической социологии) в качестве самостоятельного направления научных исследований.

Социология способствовала выделению в особый объект исследования экономических институтов, являющихся очень важными для институционального анализа конкретно-исторических и национально-специфических форм экономической жизни. Г. де Грееф в работе "Введение в социологию и философию" (1886 г.) подчеркивает значение договора (договорной свободы), который в процессе эволюции везде вытесняет физическое принуждение и создает социальный организм. В работе французского историка П. Лакомба "Социологические основы истории" (1894 г.) история определяется как наука об институтах; она изучает события лишь потому, что они заканчиваются установлением институтов или через деятельность человека проявляют влияние доминирующих институтов. Оригинальна и его теория неотложности потребностей (theorie d'urgence), в соответствии с которой первостепенными и важнейшими являются экономические потребности (экономический интерес), поэтому экономические институции возникают раньше других, являются наиболее устойчивыми.

Французский социолог М. Ориу в своей работе "Традиционная социальная наука" (1896 г.) рассматривает общество как совокупность большого количества институтов, характерным признаком которых является идейная целенаправленность. Институт - это идея дела или предприятия, осуществляемая правовыми средствами. М. Ориу выделяет два типа институтов: корпоративные (торговые общества, ассоциации, государство, профсоюзы, церковь) и вещественные (правовые нормы), которые он определяет как идеальные модели социальных отношений. Основное внимание он уделяет корпоративным институтам, имеющим следующие общие черты: идея, организация власти, совокупность норм, регулирующих внутренний распорядок. Государство и религия способны превращать организации в "институты", которые в таком понимании являются практическим разрешением борьбы между идеализмом и материализмом в истории.

Попытки структуризации общества, а вместе с ним и его хозяйственного строя, можно наблюдать и в исследованиях сторонников "биологической" (по другому - "органичной") социальной ситемы XIX в. - Г. Спенсера, П. фон Лили-енфельда, А. Шеффле, А. Фуллье, Р. Вормса и др. Российский исследователь Р. Нуреев полагает, что институциональная теория развивалась от социологии, права, политики до экономики именно под влиянием достижений биологической науки. Исследуя "эволюционную экономику", В. Квашницкий не отбрасывал влияние на ее истоки Ч. Дарвина и Г. Спенсера.

Революция в природоведении XIX в. сосредоточила внимание на методологии научного познания, на необходимости проверки основных понятий и методов науки. При исследовании общественных явлений социология и другие гуманитарные науки широко использовали терминологию естественных наук. Особенно тесные взаимосвязи прослеживались у социологов с представителями новой немецкой исторической школы. В состав Международного института социологии, первый конгресс которого состоялся в Париже в 1894 г. под председательством Р. Вормса, вместе с социологами П. Лилиенфельдом, А. Шеффле, А. Фуллье входили также известные экономисты К. Менгер, Г. Шмоллер и др..