Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 6 из 10)

В целом при изложении вопроса о прибыли Милль стремится придерживаться взглядов Рикардо. Возникновение средней нормы прибыли приводит к тому, что прибыль становится пропорциональной используемому капиталу, а цены - пропорциональными издержкам. «Чтобы прибыль могла быть равной там, где равны затраты, т.е. издержки производства, вещи должны обмениваться друг на друга пропорционально издержкам их производства: вещи, у которых издержки производства одинаковы, должны иметь и одинаковую стоимость, потому что лишь таким образом одинаковые затраты будут приносить одинаковый доход».

Милль показывает свою приверженность количественной теории денег, в соответствии с которой увеличение или уменьшение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров. По его словам, при прочих равных условиях стоимость самих денег «меняется обратно пропорционально количеству денег: всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает её в совершенно одинаковой пропорции». Далее как видно из десятой главы, цены товаров регулируются прежде всего количеством находящихся в обращении в данный момент денег, поскольку золотой запас настолько велик, считает он, что возможные изменения издержек на добычу золота за тот или иной год не могут сразу повлиять на корректировку цен.

26. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ МЕНГЕРА, Ф.ВИЗЕРА И О.БЕМ-БАВЕРКА

К. Менгер установил зависимость, которая получила название правила снижающейся полезности.

Выделив факторы, определяющие предельную полезность, К.Менгер вместе с тем наотрез отвергал влияние на нее со стороны цен. Это и понятно. Ведь если только допустим воздействие цен на предельную полезность, окажется, что последняя вовсе не является конечным основание цен. Образуется обычный для вульгарной политэкономии замкнутый круг, когда цены объясняются ценами, а значит, рушиться первоначальный замысел австрийцев – их надежды на создание последовательной субъективно-психологической теории.

Но эта схема Менгера пригодна разве что для совокупности натуральных хозяйств. Обменивающихся между собой излишками продукции, для коллективной робинзонады, которая никак не могла служить ин абстракцией реального капиталистического хозяйства, ни ориентиром его развития. Очевидною, что положенная им дорога сразу же повела австрийцев в сторону от действительности.

У Менгера, анализировавшего рынок с фиксированным предложением предельного товар, получалось, что цену диктует спрос. Поскольку последний ставился в зависимость от предельной полезности, она превращалась в фактор, определяющий цену. Видно, что эта версия носит искусственный характер, держится в основном на принципе редкости. Он распадется, если предположить хотя бы не постоянств, а расширение предложения на данном товарном рынке – обычное, массовое для капиталистического хозяйства явление. Уже одно это лишает предельную полезность качества главного регулятора цены.

Бем-Баверк выдвинул несколько иную концепцию ценообразования чем Менгер. В своем основном произведении «Основы теории ценности хозяйственных благ». Предельные полезности, считал он, определяют цены не косвенно, а прямо, устанавливая границы их колебаний. Верхняя, максимальная граница изменений рыночной цены какого-то товара зависит от субъективной оценки его полезности покупателем. Дальше, за этот предел он идти и не может, поскольку такое решение, снижая его благосостояние, противоречило бы принципу рационального поведения. Нижняя, минимальная границ цены обусловлена субъективной оценкой полезности казанного товара, имеющейся у его продавца. Руководствуясь тем и же мотивами, что и покупатель, он тоже не может сдвинуть сою оценку ниже обозначенной черты.

У него предельные полезности выполняют роль пределов изменений рыночных цен, эти субъективные оценки должны быть измеримы, а значит, и соизмеримы, притом в денежной форме. Перед австрийцами, следовательно, встала проблема объяснения механизма такого изменения и соизмерения.

Визер считал, что предельная полезность, которая имеет наименьшую величину, будет определять цену данного производительного блага.

Выделив из множества потребительских благ, сделанных из определенного производительного благ, то, что имеет самую маленькую предельную полезность, Ф.Визер присвоил ему наименование предельного продукта. Опираясь на это понятие, он сформулировал следующие положение: предельная полезность предельного продукта обуславливает цену производительного блага, которое пошло на его изготовление, и соответствующую часть издержка производства, а эти издержки производства опираются предельные полезности других, «непредельных» потребительских продуктов, произведенных из указанного блага. Данное положение вошло историю экономической мыли как закон Визера.

27. ЭКОНОМИЧЕСКИ УЧЕНИЯ А.МАРШАЛЛА

Маршал один из крупнейших буржуазных ученых в истории экономической мысли его теория , основы которой изложены в «Принципах политической экономии», стал не только систематизацией и обобщением положений пострикардианской английской политэкономии, австрийской школы и других течений. Она положила начало новому направлению современной буржуазной экономической науки – неоклассической политэкономии.

Стараясь примирить, собрать в одно целое теорию предельной полезности и теорию издержек производства, экономисты кембриджской школы поставили вопрос так: ни спрос, ни предложение не имеют приоритет с точки зрения определения цен, являясь равноправными же элементами механизма рыночного ценообразования.

Поскольку Маршалл признавал только функциональный анализ, все три параметра рынка (спрос, предложение, цена) рассматривались вместе, в их взаимодействии

С одной стороны он считал, что рыночный механизм, действуя в условиях неограниченной конкуренции. Устанавливает зависимость спроса и предложения от цены.

С другой стороны, рыночная система работает и в противоположном направлении, определяя движение цены соотношениями спроса и предложения. Согласно Маршалу, это идеальная картина рыночного взаимодействия, когда спрос и предложение в равной мере влияют на изменение цены. Однако она сильно меняется в зависимости от продолжительности рассматриваемых отрезков времени. Когда исследуется кратковременный период, проявляются одни закономерности, когда анализируется длительная перспектива – другие. Равноправие исчезает: то спрос. То предложение берет на себя роль главного регулятора цены.

28. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ И УКРАИНЕ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н.И.ЗИБЕРА, Г.В. ПЛЕХАНОВА

Произведения К.Маркса и Ф.Энгелса читали и изучали все крупные представители общественной мыс ли. Наиболее распространение в России получила работа К.Маркса «К критике политэкономии».

Широкое распространение в России и на Украине получил «Манифест» коммунистических партий» первый перевод которой дал Бакуньев. Он в ряде случаев искажал положение классиков марксизма. Второй перевод издании «Манифеста» на русский язык был осуществлен Плехановым.

Плеханов – деятель русского и международного революционного движения, пропагандист марксизма в России. В 1883 году Плеханов создал первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда»., которую продавала большую работу по изучению и пропаганде произведений Маркса и Энгельса. Плеханов принимал участи в создании газеты «Искра».

С конца 1903 г. Плеханов все боле отходит от Марксизма-Ленинизма, приходя к социалшовинистам и выступал против превращения войны империалистической в войну гражданскую. Несмотря на ошибки Плеханова, его деятельность по распространению марксизма в России сыграл известную роль в создании рабочей социал-демократии. Важную рль в расрпостанении идей марксизма сыграли работы Зибера. В начале 90 годов он выступил с рядом статей, посвященных теории марксизма.

Достоинством деятельности Зибер является подробное изложение 1-го тома «Капитал». В цикле статей «экономическая теория Маркса. Хотя Зиберн воспринял революция сущности марксизма его труды способствовали популяризации учения К.Маркса и Энгельса и явились материалом для пропаганды марксизма в России и на Украине.

29. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЕЙНСИАНСТВА

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и на неразвитые в промышленном отношении страны. Кризис затронул все сферы. В действительности мировой кризис 30-х г «возник и наложения друг на друга разноплановых причин, породивших феномен резонанса». В 1929-33гг. закончился период «скрытого» развития экономики. То было время конца целого ряда странах и открытых новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизацинной системы. Иными словами, 1930 г пожил предел тому типу роста, который был характерен для XIX в., и тщетно пытался сочетать использования пространства и материи с инновационными механизмами.

Поэтому совершенно очевидно, что поскольку «сила» неоклассической теории конца XIX-начала ХХ вв распространилась главным образом на микроэкономический анализ, в условиях кризиса, спроса сопровождающегося всеобщей безработицей, стал необходим еще в иной – макроэкономический анализ, к которому в частности обратился английский ученый Дж. Кейнс. В результате в экономической науке озабоченность проблемой совокупного эффективного спроса заставила многих экономистов согласиться с Кейнсом в том, что «полное доминирование рикардианского похода на протяжении 100 лет было катастрофой для прогресса экономической науки». Одновременно, начиная с 30 годов, в области «социальной экономики» мы наблюдаем острую борьбу экономистов около вопросов государственного вмешательства. А возникшие в этой связи новые проблемы научных исследований вплоть до наших дней не теряют своей актуальности, ибо основное их содержание – это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех по берут свое начало нацеленные на решение этих проблем теории, которые с высот сегодняшней науки правомерно подразделять на два направления. Одни их этих направлений опирается на учение Дж. Кейнса, он рекомендует меры государственного вмешательства в экономические процессы называть, как правило, кейнсианством.