Смекни!
smekni.com

Конкурентные позиции предприятий горно-металлургического комплекса Украины (стр. 2 из 5)

Анализ индикаторов КПП (II уровень оценки) по названным металлургическим комбинатам листопрокатного профиля показывает, что по мощности и объемам производства металлургические комбинаты располагаются в такой последовательности: Магнитогорский, «Северсталь», Новолипецкий, Мариупольский имени Ильича, «Запорожсталь». Оборудование и технология производства листового проката на российских металлургических комбинатах лучше, чем на украинских. Достаточно отметить, что за последние 10 лет эти металлургические комбинаты вкладывали ежегодно по 300–500 млн. дол. в модернизацию производства. На Магнитогорском комбинате, например, мартены заменены электросталеплавильными агрегатами, введен на полную мощность новый широкополосный стан горячей прокатки «2000» и др. Российские предприятия имеют более современное оборудование в доменном, сталеплавильном, прокатном производствах, на пересечениях травления горячекатаного металла, на завершающих этапах технологического цикла.

Металлургические предприятия Украины за время ее независимости существенно сократили марочный и размерный сортаментный ряд и существенно уменьшили производство высокотехнологичной продукции, для расширения экспорта перешли на увеличение изготовления полуфабрикатов. По сортаменту и качеству продукции отставание украинских комбинатов от российских настолько большое, что для его преодоления необходимы десятки лет и миллиарды долларов на проведение модернизации. Российские металлургические комбинаты массово производят холоднокатаную сталь сложной и особо сложной вытяжки для автомобилестроения, электротехническую листовую сталь разного назначения (Новолипецкий металлургический комбинат), холоднокатаную электролуженую жесть (Магнитогорский металлургический комбинат), тонколистовую холоднокатаную сталь с антикоррозионными покрытиями. Скорее всего отставание украинской металлургии от российской не будет преодолено и в перспективе. Досадно, но нужно это признать, а не скрывать и не тешиться несбыточными мечтами.

Основное сырье для металлургии – железная руда и коксующийся уголь. Россия имеет лучшую по качеству и затратам на добычу железорудную сырьевую базу, чем Украина, несмотря на все достоинства Кривбасса. Лебединский, Михайловский, Стойлинский горно-обогатительные комбинаты (ГОК) обеспечивают металлургию России и даже периодически поставляют железорудное сырье в Украину, например, Мариупольскому комбинату имени Ильича. Что касается коксующегося угля, то также следует констатировать, что его залежи в Украине уменьшаются, а добыча все усложняется и дорожает. В соответствии с некоторыми экспертными оценками, затраты на сырье и материалы при производстве квадратной заготовки из конвертерной стали в Украине на 7–30% выше, чем в России.

Украина имеет даже избыточные для собственной металлургии мощности коксохимических заводов, но большинство из них используют устаревшие, энергозатратные технологии и оборудование. Собственного коксующегося угля для загрузки всех предприятий Украине не хватает как по количеству, так и по качеству. Поэтому для производства стали на уровне 40 млн. т в год Украине необходимо импортировать 3,5–5 млн. т коксующегося угля из России или из дальнего зарубежья 2. Россия же имеет мощные залежи коксующегося угля в Кузнецком и Печорском бассейнах. Таким образом, в отношении источников сырья украинские металлургические комбинаты уступают российским.

В части обеспеченности электроэнергией можно считать, что украинские и российские металлургические комбинаты находятся примерно в одинаковых условиях, а вот что касается обеспеченности газом, то здесь позиции украинской металлургии значительно хуже, чем российской, так как Украина покупает газ у России, причем цены на него для Украины будут возрастать. Кроме того, энергоемкость, суммарные энергозатраты на производство чугуна, стали и проката на украинских комбинатах примерно на 30% больше, чем на предприятиях стран ЕС, и выше, чем на аналогичных комбинатах России.

По данным работы С. Ермилова, энергоемкость производства 1 т стали, учитывая затраты кокса, электроэнергии и природного газа, на украинских металлургических комбинатах достигает 840 кг условного топлива. На соответствующих предприятиях стран ЕС она в 1,9 раза меньше (450 кг у. т./т). В структуре себестоимости металлопроката в Украине затраты на топливно-энергетические ресурсы составляют 50%, в то время как для промышленно развитых стран этот показатель равняется 20%. Следует также отметить, что российская металлургия движется в направлении развития электрометаллургии, заменяющей технически устаревшие мартеновские печи, и строительства электрометаллургических мини-заводов, где производство 1 т стали требует до 150 кг условного топлива, тогда как на комбинате с полным металлургическим циклом для выплавки такого же количества металла его необходимо 600 кг.

Организационные структуры указанных комбинатов Украины и России несколько отличаются, но эта разница не особенно значима. Все комбинаты пока что укомплектованы в основном квалифицированным персоналом. Проблема здесь заключается в том, что снизилась престижность «металлургических» профессий, рабочий персонал предприятий стареет, пополнение молодыми кадрами недостаточно. Расположенные в Магнитогорске, Липецке, Череповце металлургические комбинаты – по сути, главные предприятия и наиболее привлекательные в плане трудоустройства. В то же время в Запорожье и Мариуполе функционируют не только металлургические комбинаты, но и по нескольку других промышленных гигантов. Поэтому комбинатам «Запорожсталь» и имени Ильича нужно прилагать больше усилий и затрат для привлечения инженерного и рабочего персонала.

Структура затрат на украинских и российских металлургических комбинатах примерно одинакова, но в результате значительно более широкого сортамента и высшего качества металлопродукции российских производителей она находится в более высоком ценовом сегменте и занимает большую часть рынка, чем горяче- и холоднокатаная тонколистовая сталь комбинатов «Запорожсталь» и имени Ильича. Поэтому российская металлургия при любых потрясениях мировой экономики имеет дополнительный запас прочности по сравнению с украинским ГМК.

Преимущество украинских металлургических комбинатов – их расположение непосредственно возле речных и морских портов. «Северсталь», Магнитогорский, Новолипецкий комбинаты вынуждены транспортировать свою продукцию по железной дороге за несколько тысяч километров к портам на Черном, Балтийском морях или в порты Дальнего Востока.

Более низкая себестоимость, лучшие сортамент и качество продукции обеспечивают металлургическим комбинатам России большие прибыли и, как результат, большие финансовые возможности, которые, кстати, использовались и в предыдущие годы, и в настоящее время главным образом для развития и скорейшей модернизации производства.

Сравнивая менеджмент рассматриваемых предприятий, следует отметить, что менеджмент Магнитогорского, Новолипецкого комбинатов, «Северстали» и при одинаковых целевых установках имеет более сильную стратегическую направленность в плане увеличения их роли на мировой арене, чем их мариупольские и запорожские коллеги. Такое отношение обусловлено пониманием того, что ни «Запорожсталь», ни комбинат имени Ильича не имеют реальных шансов стать игроками высшего дивизиона мировой металлургии. Собственники и менеджмент склонны к постоянным сомнениям по поводу целесообразности вложения огромных средств в коренную реконструкцию производства, когда понятно, что на первые позиции украинские комбинаты все равно не выйдут. Поэтому осуществляется лишь локальная модернизация отдельных пересечений, оборудования, без чего обойтись просто невозможно. Заработанные в прошлые годы средства за время роста цен на металлопродукцию направлялись главным образом на другие цели.

Оценивая показатели уровня менеджмента металлургических комбинатов России и Украины, бесспорно, следует признать преимущество российских управленцев, выражающееся в их концентрации на инновациях, усилении организованности собственных предприятий, поиске устойчивых конкурентных достижений, способности предвидеть будущий путь развития. В подтверждение сказанному приведем лишь несколько доказательств. Так, менеджмент Магнитогорского металлургического комбината, предвидя будущее развитие собственного государства и мировой экономики, на основе применения инновационных технологий переориентировал и переоснастил свое доминирующее на предприятии производство с мартеновского способа выплавки стали на электроплавильный. В 2007 г. в Магнитогорске было произведено около 3,6 млн. т электростали, а в 2008 г. планировалось этот показатель довести до 4,0 млн. т. Учитывая высокий уровень обеспеченности комбината собственной относительно дешевой электроэнергией и резкое снижение цен на металлолом, комбинат чувствует себя уверенно даже во время экономического кризиса. Комбинат «Северсталь» произвел в 2007 г. около 2,0 млн. т электростали. Следует отметить, что остановка электроплавильного производства на время снижения спроса на металлопродукцию не приводит к каким-либо существенным убыткам, тогда как остановка и последующий ввод в эксплуатацию доменных печей требуют больших затрат. Коксовые батареи останавливать вообще нельзя, так как это приведет к их разрушению. Таким образом, менеджмент проводит поиск и реализацию устойчивых конкурентных преимуществ именно за счет таких факторов.