Смекни!
smekni.com

Конкуренция и монополия (стр. 5 из 9)

Вертикальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями, находящимися на разных стадиях произ­водственного процесса. Характерным примером таких связей являют­ся отношения крупных корпораций, занятых переработкой сырья, и мелкими фирмами, осуществляющими поставку этого сырья, дальней­шую обработку основной и побочной продукции корпораций, утилиза­цию отходов, вспомогательные работы, реализацию продукции, а так­же и освоение производства новых товаров. В качестве одной из наибо­лее распространенных форм вертикальных взаимосвязей используется система «франчайзинг» – заключение контракта, по ко­торому корпорации передают право продажи своих марочных товаров мелким самостоятельным фирмам (дилерам). Этой системой охвачено в США почти полмиллиона различных предприятий с общим объемом продаж свыше 200 млрд. долларов.1

§ 2. Международные монополии

Международная монополия – крупная фирма с активами за рубе­жом или союз фирм разной национальной принадлежности, устанав­ливающих господство в одной или нескольких сферах мирового хозяй­ства с целью максимизации прибыли. По своим формам международ­ные монополии делятся на две основные группы: базирующиеся на общей монополистической собственности тресты и концерны /транс­национальные или многонациональные монополии/ и межфирменные союзы /картели и синдикаты/.

Транснациональные тресты и концерны – компании, находящи­еся в собственности, под контролем и управлением предпринимателей одной страны. Международны они по сфере своей деятельности. Ком­пании этого типа существовали уже в XIX веке, но подлинно широкий размах их активность получила в середине нынешнего столетия.

В отличие от транснациональных монополий хозяевами многона­циональных трестов и концернов являются предприниматели не од­ной, а двух и более стран. Их характерная особенность – международ­ное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра компании.1

§ 3. Монополизация экономики

Монополизация экономики – это процесс захвата фирмами клю­чевых позиций в области производства и реализации продукции, уста­новление ими своего монополизма. Монополизация экономики может иметь естественное, либо искусственное происхождение.

Низшими формами монополизации экономики являлись времен­ные соглашения о ценах – их участники обязывались в течение изве­стного периода продавать свои товары по единым ценам (такие согла­шения именовались конвенциями, пулами, рингами).

Такие соглашения могут возникать и сегодня. Но основными фор­мами монополизации экономики выступают картели, синдикаты, тре­сты и концерны. Картель – это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, при котором его участники, сохраняя свою соб­ственность на средства и результаты производства, вступая между собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о деле­нии рынков по потребителям и продукции и т. п. Синдикат – это объединение предприятий одной отрасли, при котором собственность на средства производства сохраняется за участниками соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего синдиката (т. е. сохраняется производственная самостоятельность участников синдиката, но утрачивается их коммерческая самостоятельность). Трест – это объединение предприятий на базе установления общей собственности на средства производства. Концерн – корпорация, воз­никающая на основе акционерного капитала (или капитала общества с ограниченной ответственностью) и объединяющая под эгидой голов­ной компании («холдинга») формально независимые предприятия пу­тем установления финансового контроля над ними.

В хозяйственной жизни стран с рыночной экономикой монополиза­ция экономики связывается с овладением монополиями рыночной вла­сти, т. е. сосредоточением в руках корпораций такой доли продаж, которая позволяет им навязывать обществу и иным хозяйствующим субъектам свои интересы. В США, например, уровень монополизации производства и реализации товара одной фирмой равной 40%, рас­сматривается как концентрация реальной рыночной власти, а уровень монополизации, равный 60% – как выражение полной монополии.

§ 4. Монополизм и конкуренция

4.1. Баланс «монополия» – «конкуренция»

Анализируя взаимную роль конкуренции и монопольно-регулирующих сил в рамках высококонцентрированных олигополистических рынков, необходимо учитывать их двойственную роль. Конкуренция воплощает в себя прежде всего стихийно-регулирующее (или, часто говорят, саморегулирующее) начало применительно к тому или иному рынку. Силы конкуренции направлены в сторону максимального увеличения воздействия всех факторов экономической эффективности, но при этом они носят стихийный характер, следо­вательно, могут вести и часто ведут, особенно в тяжелых условиях, из безраздельного господства на рынке, к ряду тяжелых – экономи­ческих, социальных и других последствий. Монопольно-регулирующие силы в свою очередь в состоянии, с одной стороны, ограничи­вать разрушительное влияние стихийных сил конкуренции и в этом смысле способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей. С другой стороны, такое регулирование в случае чрезмерного ограничения конкуренции, на­пример, ценовой – на базе сговоров ведущих производителей, ведет к застойным явлениям, в том числе к сдерживанию научно-техническо­го прогресса и понижению эффективности производства. Наиболее ярко такие отрицательные процессы проявляются в условиях мо­нопольного господства в отрасли одного или нескольких производи­телей.

Поэтому основная цель государственной политики по отношению к отдельным отраслям и производственным рынкам состоит в сохране­нии баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках олигополии. При этом антимонопольное законодателство является ос­новным средством сохранения этого баланса путем недопущения чрез­мерного проявления монополистических тенденций, т.е. как бы сохра­нения в «оптимальном режиме» механизма олигополии.

В основе современного промышленного законодательства лежит концепция антимонопольного регулирования отраслевых промыш­ленных рынков на базе подхода "структура-поведение-функциониро­вание".

При этом:

- Структура – это организация производства и распределения продукта, детерминирующая содержание и формы конкурентной борьбы, а именно, число и размер продавцов и покупателей, свободу входа и выхода предприятий-поставщиков, степень развития профсо­юзного движения в отрасли, контрактные и законодательные отношения, связывающие покупателей и продавцов (например, через верти­кальную или конгломеративную интеграцию).

- Поведение – это преобладающая в отрасли стратегия конкурен­ции и специфическая тактика предприятий в области ценообразования, развития продукта, рекламы, инноваций, инвестиций.

- Функционирование – это цели и результаты деятельности предприятий, а именно, преследование технической и аллокационной эффективности, технологический прогресс, доступность товаров, пол­зя занятость, эффективность использования ресурсов и т.п.

Баланс «монополия – конкуренция» заметно изменился в антимонопольном законодательстве на протяжении XX века. В анализ вовле­каются все факторы повышения эффективности производства: эконо­мия на масштабах производства и экономия на масштабе сферы дея­тельности, экономия транзакционных издержек, связанных с осуществлением сделок, договоров, контрактов и, наконец, собственно конкурентный прессинг, связанный с соперничеством за долю рынка и за получение максимальной прибыли. Монополизм перестал отожде­ствляться с ростом концентрации производства, в ряде случаев моно­полия получила «теоретическую санкцию» на существование, особенно, когда связанное с ней повышение эффективности перекрывает издержки от уменьшения конкуренции. Все большее внимание уделя­ется определению экономической категории монопольной рыночной власти, границ продуктовых и географических рынков, методов цено­вой и неценовой конкуренции и т.п. Отраслевая конкуренция, накал конкурентной борьбы на отраслевом рынке рассматривается через ме­тодологическую призму взаимодействия целого ряда факторов. В час­тности, М. Портер выделяет пять основных факторов или «сил», опре­деляющих состояние конкуренции и уровень прибыльности в отрасли.

Значение этой модели состоит в том, что на основе общетеоретиче­ских подходов в рамках несовершенной конкуренции в анализ вовле­кается сложная совокупность чисто экономических и психологических факторов, определяющих силу конкурентного прессинга на отрасле­вом рынке, а именно: реальной конкуренции внутри отрасли, потен­циальной конкуренции со стороны новых фирм-агрессоров (ценовая потенциальная конкуренция) и со стороны товаров и услуг – замени­телей (неценовая потенциальная конкуренция), воздействия постав­щиков и покупателей. Из этого общего подхода следует целый шлейф новых практических мер антимонопольного регулирования экономи­ки, которые заслуживают специального изучения в отдельном докла­де. Для целей данного параграфа важно отметить, что и реальная и потенциальная конкуренция на равных правах сосуществуют в теоретической основе современного антимонопольного законодательства, и что понятие «концентрация» автоматически не ассоциируется с понятием «монополизм».

Это и не удивительно, учитывая, что в развитых странах преобладают именно высококонцентрированные олигополистические рынки со сравнительно небольшим числом производите­лей.

В западной экономической теории считается, что когда доля четырех крупнейших предприятий отрасли достигает 40% (CR-4>40% становится вероятным олигополистический ценовой сговор. Именно в этом плане сформировался такой основой принцип анти­монопольного законодательства, в соответствии с которым признаком монополии признается не крупный размер компании сам по себе, и даже не большая величина контролируемого рынка, а наличие у ком­пании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для осуществления этих намерений. Наиболее радикальным наказа­нием в связи с обвинениями в монополизации является расформирова­ние компаний. Но такие решения принимаются редко. До настоящего времени их насчитывалось около трех десятков, причем лишь 7 из них было принято за 1950 – 70-е годы.