Смекни!
smekni.com

Кооперативная концепция М.И. Туган-Барановского (1865-1919) (стр. 3 из 5)

В предисловии к работе «Основы политической экономии» он пишет: «Посвящая свою книгу Кене, Госсен и Марксу, я хотел бы отдать должное тем идейным влияниям, которым она обязана своим возникновением». В его исследованиях рефреном проходит социальный аспект: социальное распределение, социальные основы кооперации, социальная эксплуатация. Социализм, по его оценке - это уничтожение социальной эксплуатации. «Человек при капитализме - средство достижения цели, при социализме она - высшая ценность, - отмечает Туган-Барановский. Ученый различает кооперацию и коллективизм, причем считает это различие принципиальным. В его понимании эта разница заключается в следующем: «Кооперация представляет собою более высокий социальный тип, чем коллективизм, ибо коллективизм является организацией, основанной на принудительной власти большинства над меньшинством, между тем как кооперация является типом вполне свободного хозяйственного и общественного союза. Дальнейшее развитие будет заключаться в постепенном вытеснении в общественном строе более грубого и насильственного начала коллективизма более высоким и свободным началом кооперации» [5].

В его подходе к исследованию экономических процессов прослеживается влияние Кенэ и Маркса. Ф. Кенэ в своей «экономической таблицы» первым исследовал общественное хозяйство как единое целое, классы - как действенные силы этого единого целого. К. Маркс в своей теории воспроизведения вспоминает «экономическую таблицу», но, по мнению Туган-Барановского, не использует ее для любых общих выводов. Маркс присоединяется в вопросе теории рынка к ошибочных взглядов Сисмонди (недопотребление - бедность - Авт.): Не потребления людей, а накопление капитала является стимулом капиталистического хозяйства. В труде Туган-Барановского исследуется все народное хозяйство; социальные отношения класс капиталистов - класс наемных рабочих, а не отношения капиталистическая фирма - наемный работник.

«Только на основе этого метода Кенэ и Маркса - метода рассмотрения целого общественного хозяйства - возможный научный анализ процесса накопления капитала и законов реализации общественного продукта», - пишет ученый.

Социальный аспект является основой его толкование капитала. «Не деньги, а капитал царит в этом мире - это своеобразные социальные отношения, которые в основе своей имеют сосредоточение средств производства в руках немногих людей, тогда как огромное большинство населения лишена этих средств. А необходимость денежного обмена, по сути, вытекает из неорганизованности, непланомирного общественного производства, присущих капиталистическому хозяйству », отмечает он. [6]

Бурный рост капиталистических отношений в стране породил острые дискуссии о выборе пути развития. Работы ученых в области политической экономии содержали в себе всю специфику и все противоречия своего времени. Эта наука развивалась и изменялась вместе с эволюцией общества. Российская действительность ставила перед экономической наукой актуальные проблемы. В России капитализм развивался при сохранении многочисленных феодальных пережитков. Вместе с тем наиболее глубоко мыслящие исследователи при анализе растущего монополистического производства не могли не видеть очень важной его стороны — колоссальных преимуществ крупного хозяйства с точки зрения возможностей технического оснащения и организации производства. Общественный прогресс многими учеными, в том числе и идеологами концепции «устойчивости крестьянского хозяйства», неразрывно связывался с развитием науки, техники и применением их достижений в производстве. В связи с этим экономисты-аграрники занимались активным поиском путей обеспечения техникой и мелкого семейного хозяйства. Отсюда — повышенный интерес к крестьянской кооперации.

Сельскохозяйственная кооперация является необходимым спутником крестьянского трудового хозяйства. Эту чрезвычайно важную роль кооперации в крестьянском хозяйстве М.И. Туган-Барановский объясняет тем, что «благодаря кооперации крестьянин получает возможность пользоваться выгодами и преимуществами крупного хозяйства». Кредитные товарищества, общества по закупке, сбыту и переработке — все это организации, во главе которых стоят мелкие хозяева, но в то же время общества эти являются сравнительно крупными хозяйственными организациями. Объединенные же в союзы общества эти становятся не только крупными, но и очень крупными предприятиями.

Сравнивая позиции крестьянского и капиталистического хозяйств в сфере обмена, МИ. Туган-Барановский приходит к выводу о преимуществах кооперации. Кооперация глубоко изменяет позицию крестьянского хозяйства: благодаря кооперации крестьянин получает возможность пользоваться кредитом почти на таких же (а иногда и лучших) условиях, как и крупный сельский хозяин, продавать свои продукты почти по такой же высокой и покупать нужные ему продукты почти по такой же низкой цене, как и крупный хозяин или даже благодаря союзам обгоняет в этом отношении изолированных крупных хозяев.

М.И. Туган-Барановский считает, что с принципиальной стороны сельскохозяйственная кооперация отнюдь не превращает мелкого крестьянского производства в какую-либо иную форму.

В область чисто сельскохозяйственного производства в точном смысле слова кооперация почти не проникает или, если и проникает, то лишь окольным путем, со стороны. Переработка молока в масло, винограда в вино, зерна в муку, что исполняет кооперация, не является в строгом смысле слова сельскохозяйственным производством, областью которого, по мнению экономиста, являются только биологические процессы. Ученый специально останавливается на этом вопросе: «Объединенное кооперативными организациями хозяйство крестьянина остается мелким в том смысле, что основной ячейкой кооперативной ткани, как бы эта последняя ни была разветвлена, прочна и сложна, все же остается отдельное крестьянское хозяйство, во главе которого стоит самостоятельный хозяин, на свой страх и риск ведущий это хозяйство. Самостоятельности крестьянского хозяйства кооперация не только не угрожает, но, увеличивая успешность этого хозяйства и повышая его технический уровень, делает крестьянское хозяйство более устойчивым. Поэтому нужно самым решительным образом отвергнуть идею, будто кооперация ведет к концентрации крестьянского производства. Нет, как бы ни была развита сеть кооперативных организаций, все же в основе ее остается индивидуальный производитель-крестьянин».

М.И. Туган-Барановский признает, что крестьянская кооперация ни малейшим образом не разрушает крестьянского хозяйства и не превращает его из индивидуального в коллективное. Какое бы широкое распространение ни получила в крестьянской среде кооперация и как бы ни развивалась вглубь, она не может ослабить крестьянского хозяйства. Наоборот, кооперация имеет тенденцию укреплять крестьянское хозяйство, ибо развитие различных форм кооперативной самопомощи приводит к тому, что стоящая в центре их крестьянская ячейка получает новые источники силы.

В то же время кооперация вносит новую струю в жизнь крестьянского хозяйства: она уничтожает ту изолированность мелких хозяев друг от друга, которая являлась характернейшей чертой экономики крестьянского хозяйства прежнего времени. Хозяйство крестьянина в целом утрачивает свой прежний индивидуалистический характер. Его внутренняя природа, пишет М.И. Туган-Барановский, становится более сложной. При соприкосновении с рынком личное хозяйство поглощается хозяйством кооперации, обширного коллектива, к которому он принадлежит.

М.И. Туган-Барановский отмечает глубокое влияние некоторых видов кооперации на строй крестьянского хозяйства. При этом сам процесс крестьянского производства подчиняется контролю организованной крестьянской группы. Сюда относятся, прежде всего, различные формы товариществ по переработке. В качестве примера выступает маслодельная кооперация. Поскольку качество масла зависит от качества молока, то маслодельный кооператив вынужден контролировать производство молока. Этой цели служат товарищества для приобретения лучших производителей, ибо лишь таким путем можно улучшать породу молочного скота. Не меньшее значение имеют контрольные товарищества, которые контролируют способы кормления скота, доения коров, хранения молока и вообще всю постановку молочного хозяйства. Для выполнения контроля товарищества имеют особые аппараты, посредством которых определяются составные вещества молока, а сам контроль осуществляют лица с аграрным образованием, могущие быть руководителями крестьянина во всех случаях его хозяйственной жизни.

Производство молока осуществляется отдельным хозяином при помощи средств производства, находящихся в его индивидуальной собственности. Однако, подчеркивает М.Т. Туган-Барановский, это индивидуальное производство контролируется и регулируется общественной группой.

Обобщив исторический опыт развития сельскохозяйственной кооперации в странах Западной Европы и России, М.И. Туган-Барановский пришел к выводу, что в основе кооперации лежат такие принципы, как добровольность, самодеятельность, самостоятельность, демократизм: «... Сила кооперативов заключается в их полной добровольности, в совершенной свободе каждого члена принимать или не принимать в них участие. Кооператив является такой хозяйственной организацией, которая возникает совершенно свободно, без какого бы то ни было принуждения. Кооператив есть организованная самопомощь, и в этом его специфическая сила», «... кооперация есть самодеятельность населения, а отнюдь не опека и руководство сверху», «... кооператив является по самому своему существу демократическим учреждением». И если данные принципы организации кооперативного предприятия нарушаются, то они лишаются своей сущности. Это уже, по мнению Туган-Барановского, не кооператив в подлинном смысле этого слова.