Смекни!
smekni.com

Механизм ценообразования на рынке энергетических ресурсов (стр. 5 из 7)

За пределами ОПЕК существенное влияние на динамику производства нефти оказало снижение темпов роста добычи нефти в России и падение производства в регионе Мексиканского залива в результате прошедших ураганов. Геополитические риски, такие как нестабильность в Ираке и возможные проблемы в Нигерии и Венесуэле, сохраняли уровень неопределенности на мировом нефтяном рынке высоким. Как результат, цена нефти сорта Brent в 2005г. составила в среднем 54,4 долл./барр., а цена российской нефти Urals – 50,8 долл./барр. (Табл. Б.14.). Цена нефти в 2006 году продолжала повышаться вследствие очередного конфликта США с Ираком и достигла 74,64 долл./барр. сорта Brent и 68 долл./барр. сорта Urals, при этом страны ОПЕК не принимали ни каких попыток снижения этого уровня. Увеличение поставок нефти из России также не смогли снизить уровень цен, однако уже в начале 2007 года по данным EuroNews цены начали снижаться: на 21.02.07 цена на сорт Brent составила 59,37 долл./барр.

РАЗДЕЛ 3. ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Степень важности рассматриваемого рынка в мировой экономике обуславливает необходимость прогнозирования. Оценки будущего энергопотребления рассматривают в зависимости от сценария экономического роста (от низкого – двух кратного роста валового мирового продукта в 2000г. к 2100г., до высокого тридцатикратного роста). Часть этих прогнозов основывается на предположении о неисчерпаемости ископаемых запасов, другая напротив, на том, что сроки их исчерпания измеряются десятилетиями.

Однако не зависимо от сценария прогнозирования предполагается, что мировой спрос на нефть будет устойчиво расти, при этом нефть останется основным источником энергии, а ее доля в мировом потреблении энергии снизится незначительно. Согласно прогнозу Министерства энергетики США, мировое потребление нефти увеличится до 103 млн. барр. в сутки в 2015г. и 119 млн.барр. в сутки в 2025г., при этом доля нефти в мировом потреблении энергии понизится до 38% в 2025г. (Табл. В.1.)

Наиболее заметные изменения в структуре мирового энергопотребления связаны с увеличением доли природного газа с 23,1 до 25,1% и сокращением удельного веса ядерного топлива с 6,5 до 5,3%. Прогнозы мирового потребления энергоресурсов различных зарубежных организаций, таких как EIA, PIRA, PEL, представлены в Табл. В.2.

В базовом варианте прогноза Министерства энергетики США предложение нефти за пределами ОПЕК будет продолжать увеличиваться и в 2025г. достигнет 66,2 млн.барр. в сутки. Предложение нефти странами ОПЕК будет расти более медленными темпами и достигнет 52,7 млн.барр. в сутки. Прогноз предложения при более высоких и более низких ценах относительно базового показателя приведены в Табл. В.3.

Цена на нефть по прогнозу МЭА в период до 2030г. в среднем будет составлять 35 долл./барр. (в долл. 2000г.). Долгосрочный прогноз Министерства энергетики США представлен в Табл. В.4. Прогнозы ряда других зарубежных организаций предполагают, что в конечном итоге фундаментальные факторы спроса и предложения сбалансируют рынок нефти, в результате чего цены на нефть существенно снизятся.

Спрос на природный газ до 2025г. будет расти ежегодно на 1,5%. Наибольший рост потребления природного газа в ближайшее время будет наблюдаться у развивающихся стран, и к 2025г. потребление этого топлива возрастет в два раза. По прогнозу Минэнерго США, импорт природного газа в США к 2025г. составит от 6 трлн. до 8 трлн.куб. футов, в Европе импорт газа возрастет с 15 трлн. до 24 трлн.куб. футов. В Азии за счет роста потребления природного газа импорт возрастет до 2 трлн. куб. футов, а страны Ближнего Востока в связи с ростом добычи газа увеличат его экспорт. мировой рынок сжиженного природного газа невелик, но он ежегодно растет, в частности, за счет роста цен на природный газ, снижения издержек, роста спроса на СПГ (Табл. В.5.).

В целом важно отметить, что динамика разведанных запасов нефти и газа в решающей степени зависит от уровня инвестиций в данную область, от соответствия инвестиций растущему спросу и фактическому уровню цен на мировом рынке.

Серьезные структурные изменения рынка энергоносителей и высокие цены можно рассматривать как следствие начала очередного инвестиционного цикла. Не исключено, что за этим последует период относительной стабилизации цен, который вновь может смениться очередным повышательным циклом (волной) и соответственно высокой инвестиционной активностью в третьем десятилетии XXI в.

К числу стран, надежно обеспеченных природными запасами нефти примерно на 100 и более лет, относятся Саудовская Аравия, Россия, Ирак, Иран, ОАЭ, Кувейт, Нигерия, Бразилия и Казахстан. На их долю приходится более 56% суммарных запасов нефти, в том числе на Россию - более 13%.

При наиболее вероятных в рассматриваемой перспективе темпах роста мировой добычи и потребления нефти порядка 1,5 – 1,7% в год пик ее добычи может наступить в начале-середине 2040-х годов, после чего наиболее вероятна их относительно продолжительная стабилизация с постепенно нарастающей тенденцией к понижению ближе к 2080г. Предполагается, что уже приблизительно к 2040г. мировые цены на нефть достигнут такого уровня (порядка 60 - 70 долл. за баррель в ценах 2003г.), который вполне обеспечит экономическую рентабельность и целесообразность широкой разработки самых бедных, относительно малых и до сих пор, не эксплуатируемых старых и новых месторождений и создаст стимулы и реальные технические возможности для более эффективного извлечения нефти из недр и активного использования альтернативных источников энергии. [6, С. 3-4]

Ряд стран, ныне крупных мировых производителей нефти, обладающих относительно невысокими запасами, - США, Китай, Индонезия, Мексика, Норвегия и Великобритания - уже в ближайшие 10 - 20 лет из-за скорой исчерпаемости запасов будут вынуждены постепенно перейти к роли импортеров этого сырья.

Особое место в ряду поставщиков нефти на мировой рынок в долгосрочной перспективе по-прежнему будут занимать страны ОПЕК и в первую очередь Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Катар, Объединенные Эмираты, Нигерия и Ливия с их исключительно крупными разведанными запасами этого сырья. Вместе с тем неуклонный рост мирового спроса на нефть и нефтепродукты, объективная угроза истощения природных ее запасов в ряде регионов мира потребуют масштабных инвестиций в поиски и разведку новых месторождений, особенно в Западной Африке и Центральной Азии.

Китай, где при ежегодном росте ВВП около 8 - 9% потребление нефти увеличивается на 10 - 14%, стал вторым в мире ее импортером. Наиболее вероятно, что и эта тенденция сохранится. Аналогичная ситуация складывается и в Индии. Правда, уже к 2030 - 2040гг. можно ожидать уменьшения темпов развития этих стран до 4 - 5%, что при одновременном снижении нынешней крайне высокой энерго- и материалоемкости их экономик снизит темпы роста их спроса на нефть.

Пока по месту в общем энергетическом балансе Природный газ несколько уступает нефти и углю, но уже к 2020г. ожидается, что его доля возрастет до 28 - 30%, главным образом за счет сокращения доли угля и атомной энергии. Газ является наиболее эффективным с экономической точки зрения и, что особенно важно, экологически наиболее чистым энергоносителем. Основные факторы, способствующие росту его потребления, - повсеместное увеличение числа работающих на нем электростанций, расширение использования в жилищном хозяйстве, а также явное снижение привлекательности ядерной энергетики и обострение экологических проблем.

В отличие от нефти, активная промышленная добыча которой ведется уже более 100 лет, природный газ - относительно молодой энергоноситель. Мировая обеспеченность запасами природного газа по состоянию на 2004г. составляет примерно 60 лет, что существенно выше обеспеченности нефтью. Несомненным мировым лидером по его разведанным геологическим запасам является Россия (30,5% общемировых запасов), на втором месте стоит Иран (14,8%). В России обеспеченность разведанными природными запасами составляет около 85 лет, в странах Ближнего Востока в целом - почти 240 лет, в Нигерии - порядка 200 лет. В США, Канаде, Норвегии, Голландии и других промышленно развитых странах эти запасы относительно невелики и скорее всего будут исчерпаны уже в ближайшие 20 - 30 лет. [17, С. 41]

Среднегодовые темпы прироста мировой добычи природного газа в последние десятилетия составляют около 2,7% и в среднем близки к многолетним темпам развития всей мировой экономики. Первое место по добыче занимает Россия (около 22% мирового объема), за ней с небольшим отрывом следуют США, однако там вследствие постепенного истощения природных запасов газа его добыча снижается. Значительный уровень добычи сохраняется в Великобритании, Норвегии и Алжире, но их доля в мировой добыче не превышает 5%.

Использование природного газа требует создания дорогостоящей инфраструктуры. Вследствие географической удаленности основных газовых месторождений от крупнейших потребителей чрезвычайно высоки расходы на его транспортировку: необходимы протяженные газопроводы, заводы по сжижению газа, специализированные суда для транспортировки и т.п. К основным направлениям поставок газа следует отнести экспорт из Северной Африки, России, Туркмении и Казахстана в Западную Европу, а также из Канады в США.

По мнению Р. Приддла[1], исполнительного директора Мирового энергетического агентства (МЭА), для долгосрочных перспектив мировой энергетики характерны: более чем полуторакратное увеличение потребления энергии до 2030г., причем почти 2/3 ожидаемого прироста придется на развивающиеся страны; преобладание жидкого топлива в структуре энергопотребления; повышение роли государственной политики при выборе приоритетных для финансирования проектов в энергосфере; резкий рост масштабов торговли энерготоварами; наиболее высокие темпы роста потребности в природном газе по сравнению с другими видами углеводородного сырья; интенсификация использования возобновляемых источников энергии; доминирующая доля транспорта в приросте нефтепотребления; наиболее высокие темпы роста потребления электроэнергии по сравнению с другими энергоносителями, обеспечивающими конечное потребление; быстрый рост выбросов углекислоты в результате энергоиспользования (если не изменится соответствующая государственная политика); появление новых энерготехнологий, которые смогут оказать свое доминирующее влияние на процессы энергообеспечения лишь в отдаленной перспективе.