Смекни!
smekni.com

Конституционно-правовое регулирование политической системы (стр. 9 из 10)

В конституциях стран Азии и Африки также нередко встре­чаются различные условия, вызванные к жизни политической реальностью той или иной страны. В Конституции Габонской Республики ч. 8 ст.1 гласит: «Запрещаются ассоциации или об­щества, цели или деятельность которых противоречат уголовньш законам и доброму согласию этнических групп». В тех стра­нах, где мусульманское право играет большую роль в жизни государства и общества, претворение в жизнь законов шариата является одним из основных условий существования обществен­ных объединений. Конституции Алжирской Республики 1989 года и Марокко 1972 года гарантируют особое положение ислама, а ст. 2 Конституции Арабской Республики Египет 1971 года в редакции 1980 года объявляет принципы шариата главным ис­точником законодательства. Поскольку деятельность обществен­ных объединений должна строиться в сответствии с законами государства, эти положения прямо затрагивают и статус общес­твенных объединений. Наиболее отчетливо эта идея выражена в Конституции Исламской Республики Иран 1979 года в редакции 1989 года. Свобода ассоциаций по ст. 26 этой Конституции гаран­тируется при условии, что они не противоречат исламским цен­ностям; а в соответствии со ст. 14 Правительство и все правовер­ные должны относиться к немусульманам (и, следовательно, их объединениям) по «исламской справедливости» и уважать их права, если они «не плетут заговоров против ислама». В этих статьях получил конституционное оформление провозглашенный еще аятоллой Хомейни принцип надзора за работой всех госу­дарственных органов, общественных объединений и деятельностью простых мусульман со стороны религиозных организаций с целью последовательного воплощения в жизнь принципов мусульман-ского-^права.

Общественные объединения обычно должны быть зарегистри­рованы и внесены в соответствующий реестр. Так, ч.""Т"ст. 22 Конституции Испании гласит: «Ассоциации должны быть зане­сены в реестр с единственной целью — придать им гласность». Сходные нормы содержатся в некоторых пост-«социалистичес­ких» конституциях. «Гарантируется свобода политической, про­фессиональной и другой организации и деятельности без одоб­рения, но с занесением в реестр компетентного органа»,— гла­сит, например, ст. 44 Конституции Сербии. Несоблюдение этого требования в условиях демократического режима не влечет пре­следований участников и самого объединения, но может привес­ти к тому, что объединение не будет признано юридическим лицом и не сможет отстаивать свои права в гражданско-право-вых и некоторых конституционно- и административно-правовых отношениях. В этом случае, оно, в частности, не сможет пред­ъявлять иски ни к своим членам, ни к третьим лицам, на что, например, указывает § 2 ст. 20 Гражданского кодекса Бразилии.

К общественным объединениям применяется также требова­ние обязательной систематической финансовой отчетности перс-д

государственными органами; при этом необходимо указывать все источники доходов и все статьи расходов. В уставе объединения должны быть указаны лица (кроме членов данной организации), которым передаются его средства (после погашения долгов) в случае его роспуска или самороспуска. При отсутствии такого указания в уставе вопрос решается судом, а в некоторых лати­ноамериканских странах — президентом (ст. 650 ГК Колумбии, ст. 599 ГК Эквадора). В законодательстве некоторых стран ука­зывается, что использование имущества прекратившего сущес­твование общественного объединения должно осуществляться с аналогичными или тождественными целями (ст. 22 ГК Бразилии, ст. 64^ ГК Колумбии).

-^^Принудительный роспуск общественных объединений в усло­виях демократии возможен только при нарушении ими условий, указанных в Конституции и законе, и, как правило, на основа­нии судебного решения.

В-четвертых, имеется также опыт упоминания в конституции конкретных общественных объединений с указанием^ их~офйцй-ального названия. ^Это характерно для «социалистических» стран. В их конституциях обычно прямо указывалось и Указь1ваётся, что данные организации действуют под руководством марксист-ско-ленинской партии, а главной их задачей является вовлече­ние граждан в социалистическое строительство. Так, ст. 6 Кон­ституции Кубы специально посвящена Союзу молодых комму­нистов, который определен как организация передовой молоде­жи, которая «ведет под руководством партии (Компартии Кубы.

Авт.) работу по подготовке в своих рядах будущих ее членов и содействует воспитанию новых поколений на идеалах комму­низма, приобщая их к учебе и патриотической, трудовой, воен­ной, научной и культурной деятельности».

В ст. 7 назван еще ряд общественных организаций, деятель­ность которых кубинское государство «признает, охраняет и поощряет» — Профцентр (Сеп1та1) трудящихся Кубы, Комитеты защиты революции, Федерация кубинских женщин, Националь­ная ассоциация мелких земледельцев, Федерация университет­ских студентов, Федерация учащихся средних учебных заведе­ний, Союз пионеров Кубы. Этот перечень открытый, так как в соответствии с данной статьей включает «и другие организации, которые, возникнув в ходе исторического процесса борьбы наше­го народа, объединяют в своих рядах различные слои населения, представляют их специфические интересы и приобщают их к решению задач строительства, укрепления и защиты социалис­тического общества». Примечателен текст второй части этой статьи: «В своей деятельности государство опирается на массо­вые общественные организации; эти организации также непос­редственно осуществляют государственные функции, которые согласились принять на себя в соответствии с Конституцией и законом».

Во Введении Конституции КНР указывается на особую роль массового движения в Китае — Единого фронта в сплочении рабочих, крестьян и интеллигентов, «всех сил, которые можно сплотить». «В ходе длительной революции и строительства уже сформировался руководимый Коммунистической партией Китая широкий патриотический Единый фронт различных демократи­ческих партий и народных организаций, объединяющий всех социалистических тружеников, патриотов, поддерживающих со­циализм, и патриотов, поддерживающих объединение Родины. Этот Единый фронт будет и впредь укрепляться и расширяться. Народный политический консультативный совет Китая — широ­кая представительная организация Единого фронта — в про­шлом сыграл важную историческую роль. В дальнейшем он сыграет еще более важную роль в политической и общественной жизни страны, во внешних дружественных связях, в борьбе за осуществление социалистической модернизации, за сохранение единства и сплоченности страны».

Коротко охарактеризуем некоторые общественные организа­ции социального характера.

2. Конституционно-правовое регулирование СМИ. Правовая регламентация статуса СМИ — необходимое условие их фун­кционирования в цивилизованном обществе. Конституционное право зарубежных стран, наряду с рассмотренными выше — в главе ПТ — правом человека на информацию и вытекающими отсюда другими его правами и свободами, "регулирует статус СМИ, который призван, с одной стороны, обеспечить реализа­цию упомянутых прав и свобод, а с другой, — гарантировать общество от злоупотребления столь мощным-орудием воздейст­вия на сознание, каким являются СМИ. Этот статус лишь самым общим, рамочным образом намечается в конституциях, а в де­талях регулируется текущим законодательством. В этой связи можно указать на такие законодательные акты Франции, как действующий доныне с поправками Закон о свободе печати 1881 года, Закон об ограничении концентрации и обеспечении финан­совой гласности и плюрализма предприятий печати 1984 года, Закон о реформе правового положения прессы 1986 года, Закон о свободе коммуникации 1986 года. В Австрии соответствующие общественные отношения регулируются Федеральным законом об обеспечении независимости радио и телевидения 1974 года, Федеральным законом о задачах и организации АРТ (Австрий­ского радио и телевидения) 1974 года, в США — Законом о свободе информации 1966 года, в Великобритании — Актом о коммерческом телевидении 1963 года и др. Кроме законов, спе­циально регулирующих проблематику СМИ, она подчас затраги­вается иными законодательными актами.


Понятие политического процесса, его виды и стадии.Политический процесс и политический режим.

Политический процесс. Это явление мы можем определить как порядок функционирования политической системы, ее институтов, включая взаимоотношения между ними. Следует сразу же отметить, что это — не юридический процесс, точнее говоря, — лишь частично юридический. Поэтому мы не можем установить общую последовательность стадий этого процесса45. Понятие «политический процесс» охватывает самые различные формы, способы и направления политической деятельности са­мых различных субъектов. Регулируется он как нормами права (прежде всего конституционного), так и разнообразными писаны­ми и неписаными неправовыми нормами (корпоративными нор­мами — уставами и другими документами партий, иных общес­твенных объединений, обычаями, традициями, этико-моральными нормами и др.), а подчас и вообще ничем не регулируется, протекает спонтанно, непредсказуемо.

Толчок политической деятельности людей и их групп дают их социальные потребности. Будучи осознаны (другое дело — пра­вильно или неправильно), эти потребности превращаются в ин­тересы. Как только субъект осознает, что для удовлетворения интереса необходимо какое-то использование публичной власти, а для этого на нее нужно соответствующим образом воздейство­вать, интерес приобретает политический характер. Удовлетворе­ние интереса либо осознание ошибочного его понимания или невозможности реализовать влечет прекращение данной поли­тической деятельности или замену ее другой. Из совокупности такой деятельности субъектов политической жизни и складыва­ется общий политический процесс.