Смекни!
smekni.com

Конституция Великобритании (стр. 5 из 5)

При премьер-министре и министрах существует множество вспомо­гательных органов — комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Особое значение имеют парламентские службы, которые следят за деба­тами в парламенте, информируют министра о вопросах, поднятых в пар­ламенте (в основном касающихся данного ведомства), готовят ему отве­ты на вопросы депутатов, выступления в парламенте.

Для исполнения законов парламента, как считается, правительство принимает нормативные акты, но эти акты принимаются не от имени правительства и не от имени кабинета, которого законодательство, по существу (кроме единичных упоминаний), не знает, а от имени отдель­ных министров. Кроме того, парламент может делегировать правитель­ству право принимать акты, имеющие силу закона (делегированное за­конодательство), которые тоже оформляются как акты министров. За этими актами установлен парламентский контроль: они должны быть представлены в парламент («положены на стол парламента»), на деле же сдаются в библиотеку и в комитет парламента по подчиненному законо­дательству. Решения кабинета оформляются актами Тайного совета.

В Великобритании министерства имеют отделения на местах, с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).

§ 3. Судебная власть

Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась ре­формам и упрощению, но она осталась все-таки весьма сложной, сильно децентрализованной и в представлениях иностранцев даже запутанной.

Низшая судебная инстанция по гражданским делам — помощники судей в графствах. Они могут рассматривать малозначительные дела с ценой иска менее 11 ф.ст. По малозначительным уголовным делам такую роль выполняют магистраты — граждане, не являющиеся профессио­нальными судьями (хотя они могут иметь и часто имеют юридическое образование). На них возложены функции мировых судей. Вознагражде­ния за свою деятельность они не получают.

Более крупные гражданские дела (с ценой иска до 1 тыс. ф. ст.) рассматривают суды графств. Те уголовные дела, которые не подсудны общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматрива­ются Судом короны, созданным в 1971 г. Он может действовать в различ­ных формах: дело может рассматривать окружной судья (судья специаль­ного судебного округа в графстве или группе графств), судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда), адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (бар-ристер или солиситор), исполняющий обязанности судьи. Если обвиняе­мый не признает обвинения, дело рассматривается с участием присяж­ных заседателей. Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высокого суда. Этот суд состоит из трех отделений: королевской скамьи, возглавляемой лор­дом — главным судьей, канцлерского суда, возглавляемого вице-канцле­ром, и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей — председателем. Каждое из этих отделений может рассматривать любое граж­данское или уголовное дело, но это дело должно соответствовать профи­лю отделения (например, канцлерский суд рассматривает дела с приме­нением права справедливости, дела, не регулируемые общим правом, — вопросы авторского, изобретательского права).

Вышестоящей судебной инстанцией является Апелляционный суд. В его составе 18 судей («лорды справедливости», которые образуют не­сколько коллегий, каждая из трех судей). Коллегии рассматривают апел­ляции на решения отделений Высокого суда (одна из коллегий рассмат­ривает апелляции на решения по уголовным делам).

Все три упомянутых судебных органа — Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд обобщенно называют высокими судами, иногда — высшими судами. Они вправе создавать судебные прецеденты.

Решения Апелляционного суда, а в отдельных случаях — Высокого суда могут быть обжалованы в высшую судебную инстанцию по граждан­ским делам — Апелляционный комитет палаты лордов, состоящий из 20 назначенных короной (на деле — правительством) судебных лордов (при рассмотрении конкретного дела коллегия включает далеко не всех их). Эти же судьи (иногда совместно с судьями заморских территорий) образуют при рассмотрении некоторых дел Судебный комитет Тайного совета. Он рассматривает, в частности, жалобы на решения судов членов Содружества, если они допускают обращение в Судебный комитет (госу­дарства с республиканской формой правления этого теперь, как правило, не допускают, хотя многие годы после завоевания независимости британ­скими колониями такая практика существовала).

В Шотландии действует система судов, построенная с учетом староф­ранцузского права. Его влияние сказывается и на праве Шотландии.

В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции, подобными существующим во Франции или в Германии. Трибуналы специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Поэтому административные три­буналы в Великобритании (их 2 тыс.) не являются только администра­тивными в обычном смысле этого слова. Кроме того, они состоят не из государственных.служащих (судей), а из общественных деятелей, юрис­тов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих, неотложных вопросов (например, о заработной плате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд.

Заключение

Существуют два мнения о Британии, кото­рые имеют огромное влияние, но которые являются ошибоч­ными. Согласно одному из них в качестве принципа английско­го государственного устройства выступает полное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, каждая из которых вверена отдельному лицу или группе лиц, причем никто из них никоим образом не может вмешиваться в дея­тельность других. Потрачено много красноречия на доказатель­ство того, что уже в средние века, когда английский народ находился в состоянии совершенной грубости, сам гений этого народа привнес в жизнь и практику тщательно разработанное разделение функций, которое философы излагали на бумаге, но которое они никогда не надеялись увидеть в жизни.

Согласно другому мнению, особое преимущество Британии основывается на уравновешенном союзе трех властей. Говорят, что монархический элемент, аристократи­ческий элемент и демократический элемент — каждый обла­дает своей долей в верховной власти и согласие всех трех эле­ментов необходимо, чтобы эта власть могла функционировать. Ве­ликая теория, именуемая теорией «сдержек и противовесов», получила широкое распространение в политической литера­туре, и многое в этой теории исходит из английского опыта или им поддерживается. Говорят, монархия имеет некоторые недостатки, кое-какие отрицательные тенденции, для аристо­кратии свойственны свои недостатки, для демократии — свои; однако Англия показала, что можно организовать правление, в котором эти отрицательные тенденции будут сдерживать, урав­новешивать и нейтрализовать друг друга, когда в целом хоро­шее правление строится не только несмотря на противодей­ствующие друг другу тенденции, но и благодаря им.

Список литературы:

1. Конституции зарубежных государств. М.,1996. Бек.

2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М.,1997. Юрист.

3. Мишин М.Е. Конституционное право зарубежных государств М., 1996. Бек.

4. Современные зарубежные конституции. М., 1992

5. Гуревич Г.С. Политический строй современных государств. Англия. М., 1972.

6. Уолке Р. Английская судебная система. М., 1980.