Смекни!
smekni.com

Монтескье (стр. 3 из 8)

Конечно, взаимные сдерживающие полномочия властей, подчеркивает Монтескье, могли бы привести к их бездействию. Но так как необходимое течение вещей заставит их действовать, то они будут вынуждены действовать согласованно. При этом, как представляется, гармоничность их взаимодействия, по Монтескье, обеспечивается верховенством законов: само государство, в котором осуществлено разделение властей, реализует свои функции в правовой форме. В этом смысле Монтескье можно назвать одним из предшественников теории правового государства.

Вместе с тем принцип верховенства права, закрепленный в конституционном проекте Монтескье, не означает, что речь у него идет о равновесии властей. Законодательная власть играет доминирующую роль: она создает законы, являющиеся выражением общей воли, права в государстве, а обе другие власти лишь реализуют и исполняют законы, их деятельность носит подзаконный характер. Однако если Монтескье не проводит идею равновесия властей, то равновесие социальных сил — реально выявленный им политический факт в условиях Франции XVIII в. Подобные установки мыслителя отражают компромиссность и умеренность его политико-правовой концепции в целом. Вместе с тем законодательная власть, находящаяся прежде всего в руках представителей народа, у Монтескье выше исполнительной. Судебная власть также закрепляется за представителями народа. Тем самым его конституционный проект объективно выражал интересы нарождающейся буржуазии.

Идеологи французской абсолютной монархии связывали происхождение государства с божественной волей. Установление государственной власти они истолковывали как проявление первоначального разума в естественных законах общежития всех людей. Тем самым адепты абсолютизма пытались авторитетом бога оправдать и укрепить несправедливые феодально-абсолютистские отношения, осуждали критику и протест против существующих порядков: раз власть монарха от бога, значит, всякий протест против нее есть богохульство, преступление, грех; раз этот мир устроен богом, значит, несуществующие в нем неравенство и несвобода — тоже от бога, и надо с ними мириться. Зачастую в этих концепциях власть монарха над народом уподоблялась естественной власти отца над сыном. В таких случаях теологическая картина дополнялась теорией патриархального происхождения государства, где в силу божественного и естественного возникновения абсолютной власти монарха данный политико-правовой мир объявлялся разумным, справедливым, священным, вечным, чем оправдывались произвол абсолютного монарха и угнетение народа.

Прогрессивные политико-правовые учения того времени отрицали феодально-абсолютистские теории и обосновывали генезис государства естественными, земными причинами. Они были идейно связаны с широко распространенной в ранних буржуазных учениях XVII—XVIII вв. концепцией общественного договора, ведущими теоретиками которой были Г. Гроций, Д. Локк, Т. Гоббс, Б. Спиноза. Общей чертой теории общественного договора была ее антитеологическая направленность. Она выводила политико-правовые явления не из божественного промысла, а из естественной природы и сущности самих людей.

По теории общественного договора государство и право возникли в результате соглашения между людьми, находившимися до договора в естественном состоянии. В этом состоянии у людей не было политической власти и законов, а их поведение регулировалось естественными законами, вытекающими из их потребностей, интересов, свойств и т. п. К необходимости общественного соглашения люди пришли из-за невозможности полностью обеспечить свои прирожденные права и другие блага: безопасность, свободу, равенство и др. Например, по мнению Д. Локка, «цель гражданского общества состоит в том, чтобы избегать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают, от того, что каждый человек является судьей в своем деле»1. Человек — разумное существо, осознающее самостоятельно необходимость учреждения государства для достижения общих благ. Общественный договор в таких учениях не библейский завет бога человеку, как это было в учении Боссюэ, а результат проявления воли людей в социальной жизни. По общественному договору люди объединяют свои индивидуальные силы и воли, чем учреждают государство, обязательную для всех власть и передают ее суверену, а сами становятся подданными. В учрежденном людьми политическом организме суверен обязан гарантировать мир, порядок и иные блага, а подданные должны исполнять его волю.

По Монтескье, естественное состояние — это мирная жизнь людей в семье. Вражда между людьми возникла на более поздних этапах развития человеческого общежития.

До образования семей люди вели такую же жизнь, как и животные. На том этапе человек — существо еще неразумное, способное лишь чувствовать, но имеющее возможности развивать свой разум. «Человек в природном состоянии обладает не столько познаниями, сколько способностью познания»1. В этой связи Монтескье отвергает наличие в умах людей врожденных идей, а также утверждение теологов, что любовь к богу и другие обязанности людей по отношению к нему являются первым естественными законами людей.

По Монтескье, первым естественным законом людей был мир. Люди в природном состоянии чувствовали лишь свою слабость, были робкими, боялись друг друга. В противоположность Гоббсу, он считал, что первоначально страх заставлял не нападать, а, скорее, бежать друг от друга. К естественным законам людей относится также у Монтескье их «стремление добывать себе пищу»1. Третьим естественным законом он называл просьбу, обращенную одним человеком к другому. Этот закон вел людей к взаимному общению друг с другом. «Признаки взаимного страха,— подчеркивал Монтескье,— вскоре их сблизили. Скука быть одинокими и влечение, которое испытывают все животные к животным того же рода, способствовали их объединению»1. Четвертый естественный закон первобытных людей — желание жить в общество. Он тнкжс иол людей к общению и образованию семьи, общества, государств. По Монтескье, «животные, у которых интересы разделены, всегда вредят друг другу. Лишь человек создан для того, чтобы жить в обществе, и люди ничего не теряют от того, что их интересы разделены»1. В результате рассмотрения естественных законов первобытного человека, продолжая полемику с Гоббсом, он сделал вывод, что «первые чувства у них были те потребности, которые они имели, а не желание господствовать. Желание господствовать появилось только тогда, когда общество было создано, когда некоторые из людей в условиях мира и достатка стали чувствовать в отдельных случаях превосходство разума и талантов, стали искать возможности повернуть выгоды общественного состояния в свою пользу»1.

В конечном счете естественные законы первобытных людей сблизили их и привели к образованию семей. На этом этапе развития люди стали разумными существами, которые могли не только чувствовать, но и отвлечемте) мыслить. Монтескье много раз писал о человеческой мудрости, создавшей все человеческие общества1. Семьи увеличивались и превращались в общество. Об этом процессе возникновения естественным путем человеческих обществ он заявлял в «Персидских письмах»: «Мне никогда не приходилось слышать разговор о публичном праве, чтобы при этом собеседники не начинали тщательно доискиваться, как возникло общество. Мне это кажется смешным. Вот если бы люди не создали общества, если бы они избегали друг друга и рассеивались в разные стороны, тогда следовало бы спросить о причине такого явления и искать причину отчужденности. Но люди с самого рождения связаньылеж-ду собою; сын родился подле отца и подле него остался: вот вам и общество и причина его возникновения»1.

В семьях отношения между людьми регулировались нравами, обычаями, нормами, вытекающими из естественной власти отца над сыновьями. Но с ростом семей и превращением их в общества на первое место в регулировании поведения их членов Монтескье ставит, в противоположность теоретикам патриархальной теории возникновения государства, не власть отца над сыном, а справедливость — присущее обществу как социальному организму всеобщее отношение разумных существ друг с другом. Справедливость не зависит от человеческих соглашений в обществе, но является необходимым атрибутом его существования. В пояснениях к тексту «Трактата об обязанностях» Монтескье указывал: «Рассматривая справедливость, автор считает ее как бы основой общества, говорит, как правило, об этой добродетели и норме поведения как всеобщей... Большинство добродетелей есть лишь частные отношения, но справедливость — всеобщее отношение; она касается человека вообще; она его касается в отношениях между всеми людьми»1.

Общество неизбежно разрушится, если ему не будут присущи начала справедливости.

Хотя общество происходит естественным путем из семьи, его дальнейшее существование предполагает согласие всех людей быть членами общества. «Семьи увеличились,— писал Монтескье,— отцы умерли, оставляя побочные линии родства независимыми. Необходимо было объединиться согласием и делать по гражданскому праву то, что ранее делали по естественному праву»1.

Выражение воли всех членов общества — необходимое условие его существования. Монтескье с большим восторгом описывал нравы, обычаи, законы людей в обществе, где еще существовало согласие воли всех его членов. Он идеализировал общество древних германцев, называя их «нашими отцами». Монтескье писал об обществе древних германцев: «Как мне нравятся первобытные времена, эта простота нравов, наивность природы, которую я нахожу только там и которой нет теперь в мире у политических народов. Я люблю видеть в людях добродетели, которые наше воспитание и религия более не внушают; а пороки изнеженности и роскоши не позволяют их приобрести. Я люблю видеть короля сильного, самого мужественного среди людей, который отличается от своих подданных лишь в бою и совете, а вне того сливается с ними. Но большинство людей понимают только свой век: европеец оскорбляется простыми нравами героических времен так же, как азиат — нравами Европы»1. В героические времена, считал мыслитель, сохранялось среди людей единство их воль. Они чувствовали себя как бы единой семьей, были равны и свободны, жили в достатке, а среди членов общества не было еще больших имущественных различий. По сути дела, Монтескье в обществе героических времен видел доклассовое общество с зачатками государственной власти в виде институтов вождя, совета, народного собрания.