Смекни!
smekni.com

Оценка кооперативного движения в работах К. Маркса и В. Ленина (стр. 6 из 7)

Марксизм-ленинизм является интернациональной основой революционной стратегии и тактики коммунистических и рабочих партий, международной солидарности борцов за дело пролетариата. Классики Марксизм-ленинизм, отмечая важность учёта конкретно-исторических особенностей и своеобразия обстановки, в которой приходится действовать каждой пролетарской партии, всегда отстаивали единство интернациональной тактики коммунистического движения. В. И. Ленин подчёркивал, что задача коммунистов состоит «...в том, чтобы уметь приложить общие и основные принципы коммунизма к тому своеобразию отношений между классами и партиями, к тому своеобразию в объективном развитии к коммунизму, которое свойственно каждой отдельной стране и которое надо уметь изучить, найти, угадать». Развивая это положение В. И. Ленина, международные Совещания коммунистических и рабочих партий 1957, 1960 и 1969 отметили, что применение общих закономерностей развития социалистической революции, социалистического строительства и социализма должно осуществляться «...с учетом исторических особенностей каждой страны и интересов социалистической системы в целом...». В этом находит одно из своих выражений своеобразие развития каждой страны по пути социализма, которое, осуществляясь «...на основе общих закономерностей...», вместе с тем «...развертывается в различных формах, с учетом конкретных исторических условий и национальных особенностей».

Важнейшей задачей как Коммунистической партии Советского Союза, так и всех братских коммунистических партий является борьба за чистоту марксистско-ленинской теории. Как показал опыт революционной борьбы, сила международного коммунистического движения — в верности Марксизм-ленинизм и пролетарскому интернационализму. КПСС на протяжении всей своей истории вела борьбу против всех видов отступничества от теории Марксизм-ленинизм, против всех проявлений правого и «левого» оппортунизма. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий в июне 1969 подчеркнуло необходимость «...добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право- и левооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма».

Современный ревизионизм выдвинул тезис о плюралистическом марксизме, то есть о правомерности целого ряда различных интерпретаций марксизма, которые все якобы могут одновременно быть истинными. Сторонники этой разновидности ревизионизма противопоставляют взгляды Маркса и Энгельса, Маркса и Ленина. Они особенно яростно нападают на ленинский этап в развитии марксизма, отрицая международное значение ленинизма, роль В. И. Ленина как великого теоретика современности. Однако все неленинские и антиленинские интерпретации марксизма либо оказываются разновидностями мелкобуржуазного революционаризма, либо представляют собой откровенные уступки буржуазной идеологии, отход от основных положений Марксизм-ленинизм, прежде всего отказ от идей пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Одним из вреднейших современных антиленинских течений является маоизм — мелкобуржуазно-националистическое извращение Марксизм-ленинизм КПСС подчёркивает, что убедительность критики буржуазных и ревизионистских наскоков на Марксизм-ленинизм в огромной степени усиливается тогда, когда эта критика опирается на активное и творческое развитие Марксизм-ленинизм, всех общественных наук. «Теоретическая разработка и своевременное практическое решение новых проблем, выдвигаемых жизнью, — необходимое условие успешного движения общества к коммунизму. Теория и впредь должна освещать путь практике, помогать выявлению и преодолению препятствий и трудностей, мешающих успешному коммунистическому строительству. Партия считает своей важнейшей обязанностью дальнейшее развитие марксистско-ленинской теории на основе изучения и обобщения новых явлений в жизни советского общества и опыта мирового революционного рабочего и освободительного движения, творческое сочетание теории с практикой коммунистического строительства».

Исторический опыт свидетельствует о великой жизненной силе Марксизм-ленинизм, являющегося могучим средством не только познания, но и революционного преобразования мира.

Международное Совещание коммунистических и рабочих партий в Москве в 1969 отметило, что весь опыт мирового социализма, рабочего и национально-освободительного движения подтвердил международное значение марксистско-ленинского учения. Марксизм-ленинизм составляет научную основу деятельности коммунистических партий на каждом отрезке пути к великой цели — коммунизму. Он является одной из важнейших движущих сил социалистического и коммунистического строительства, формирования нового человека. Марксизм-ленинизм получает всё большее распространение в мире, он играет существенную роль в противоборстве социализма и капитализма, в развитии мирового революционного процесса.


Заключение

Марксизм возник как особая система взглядов, являющихся теоретическим выражением интересов пролетариата и идейной платформой коммунистического движения. Его основоположниками были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они в целом положительно оценивали роль кооперативов. По их мнению, кооперация, не устраняя причин эксплуатации рабочих, способствует некоторому ее уменьшению, создает лучшие условия труда.

Маркс и Энгельс дали рабочим рекомендации по наиболее эффективному использованию кооперативов.

1. Пролетариату необходимо развивать кооперацию, независимую от буржуазии.

2. Предпочтительнее браться за кооперативное производство, чем за кооперативную торговлю. Последняя затрагивает только поверхность экономического строя капитализма, а первое подрывает его основы.

3. Все кооперативы должны превращать часть своего дохода в фонд пропаганды своих принципов, содействовать учреждению новых производственно-кооперативных обществ.

Отдельные положения Маркса о кооперативном движении и кооперации, особенно переоценка им значения производственных кооперативов и недооценка кооперативов потребительских, были подвергнуты критике даже теми, кто именовал себя марксистами.

Классики марксизма в своей революционной практике опирались и на современное им кооперативное движение. Вместе с тем одному из них принадлежит решительный вывод о том, что "кооперативная система никогда не сможет преобразовать капиталистическое общество"1. По их мнению, кооперативные фабрики и товарищества являются переходной формой от капитализма к социализму и после установления диктатуры пролетариата национализации не подлежат, но будут зависеть от этой власти как организации, ведущиеся на общегосударственные средства.

В России марксистская теория революционного преобразования общества впервые была воплощена в революционную практику. В этом поистине огромную роль сыграл Владимир Ленин, который (подчеркнем) и в своих произведениях, и как глава советского правительства много внимания уделял вопросам кооперации.

Ленин оценивал внутреннее содержание, роль и значение кооперативов в единстве с политическим и экономическим строем общества: при капитализме кооперативы являются коллективными капиталистическими учреждениями, при переходе к социализму они превращаются в социалистические организации.

Важное место в теоретическом наследии Ленина занимает его статья "О кооперации" (1923). В ней не упоминается ни один вид кооперации; следовательно, она посвящена кооперации вообще.

Статья содержит ряд бесспорных и актуальных даже сегодня положений. В ней красной нитью проводится идея о том, что при новой экономической политике, т.е. в условиях многоукладной, рыночной экономики кооперирование, кооперация приобретает совершенно исключительное, гигантское значение и необходима государственная поддержка "кооперативного" принципа организации населения. Ленин настаивал на том, что эта поддержка должна быть политической и экономической, чисто имущественной, выражающейся в льготных кредитах, экономических, финансовых и банковских привилегиях для кооперации, даже в "премиях" за конкретные достижения кооператоров. В статье поставлены задачи обеспечения не пассивного, а активного участия населения в кооперации, проведения культурной, просветительной работы при его кооперировании, перехода от торговли по-азиатски к торговле по-европейски и др.