Смекни!
smekni.com

Образование правового государства (стр. 1 из 7)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Понятие и сущность права
Теории происхождения права
Типология права
Принципы, и функции права, их совершенствование на современном этапе развития общества
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор?

Вопрос об образовании права сложен, и у юристов нет единого мнения на этот счет. Существуют и существовали различные взгляды, концепции по этому вопросу, обусловленные различными обстоятельствами: конкретным историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в государстве - родине конкретного правового учения, а также субъективными факторами: личным мнением юриста-теоретика, основателя учения, его отношением к той или иной социальной группе.

Отбросив ненаучные концепции (такие, например, как теория божественного происхождения права), хотелось бы привести взгляды классических правовых школ: школы естественного права, исторической школы права (вместе с учением Рудольфа Иеринга - поначалу представителя этой школы, но затем обособившегося и внесшего свои поправки в учение школы, ставшими отдельной концепцией), учение экономического материализма.

По словам известного древнеримского юриста Ульпиана: изу­чающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит сло­во "право"; оно получило свое название от правосудия ... право есть наука о добром и справедливом".

Ве­ковые исследования то приближали, то удаляли человечество от правильного понимания права, его сути. "Для правоведа, - заме­чал Кант, - остается тайной - является ли правом то, что требуют законы, каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и не правовое". Эти слова родо­начальника немецкой классической философии не утратили своего значения и в наши дни. Понятие права, по словам американского правоведа Лоуренса Фридмэна, "имеет большое количество значе­ний, хрупких как стекло, неустойчивых как мыльный пузырь, неу­ловимых как время".

Верное понимание права не только определяет перспективы и направления развития юридической науки и ее эффективность, но и вооружает юриста-практика надежным и точным средством правоприменительной и правоохранительной деятельности. Не зная, что такое право, бессмысленно вести речь о его правильном примене­нии, законности, юридической ответственности.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА.

Что же такое право ? Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и реализующая общественные отношения. Десятилетия дискуссий о праве в нашей юридической литературе выявили три основных подхода к определению его понятия и сущности: а) нормативный, рассматривающий право как систему юридических норм (нормативное, или так называемое "узкое" по­нимание права), б) социологический, отождествляющий право с ре­гулируемыми им общественными отношениями; в) философский, свя­зывающий право с мерой свободы и справедливости. Социологи­ческий и философский подходы дали "широкое" понимание права, когда в его понятие включились и нормы права, и правосознание, и правоотношения, и т.д. Представители каждого из названных вы­ше подходов считали его наиболее плодотворным, а полученное в результате определение права - единственно правильным. Но исти­на, как всегда, не на крайних полюсах непримиримых мнений, а между ними, что и происходит в последних публикациях о праве.

Уясняя суть права и его сущность, уместно вернуться к старой, хорошо разработанной в дореволюционной, в том числе и русской, юриспруденции идее деления права на естественное и позитивное(положительное).Возникнув в древности, идея естест­венного права получила основательную разработку в трактате голландского юриста Гуго Гроция "О праве войны и мира" 1625 г.

Естественное право - это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам представители этой теории относят: право человека на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение ро­да, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, на охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства. В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав обязанности - не причинять ущерба другим людям, обществу, государству, не препятствовать другим людям в осу­ществлении их прав. Естественное право, следовательно, представ­ляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве. Теория естественного права занимает достойное место в российском сов­ременном правоведение.

Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а так­же в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров нет положительно­го права. Именно поэтому законодательство и право часто отождествляются.

Деление права на естественное и позитивное снимает ряд проблем и споров. Во-первых, теряет смысл "широкое" и "узкое" понимание права, ибо идея естественного и позитивного права четче, полнее и убедительнее теоретически и целесообразнее, конструктивнее в практическом отношении. Во-вторых, возникнове­ние права не связывается с государством, поскольку естествен­ное право возникло задолго до государства и может существовать помимо него. Что касается позитивного права, то оно вне госу­дарства немыслимо и является результатом государственной правотворческой деятельности. Позитивное право, по словам Гегеля, есть вообще право, которое действует в государстве. И оно имеет силу потому, что оно есть, а не потому, что оно разум­но. В-третьих, становится ясным соотношение между правом и за­конодательством, которое отражает лишь некоторую часть естест­венного права. Все остальное право существует в виде принципов, правосознания, иных правовых явлений. Законодательство может либо правильно отражать естественное право, либо искажать его. И тогда, по словам известного правоведа С.С.Алексеева, будет мала степень "права в праве", а точнее, будет мала степень права в законодательстве. Человеческому обществу как ассоциации разумных существ присуща достаточно высокая степень организо­ванности и порядка, которые возрастают по мере социального прогресса и дальнейшего развития цивилизации.

Организованность и порядок в обществе, сами условия су­ществования человека поддерживаются на основе определенных со­циальных установок, которые могут существовать либо в созна­нии, либо выражаются вовне. Праву среди таких установок принад­лежит важнейшая роль. Как своеобразному социальному феномену праву присущи следующие общие и особенные признаки.

1) Право состоит из нормативных установок.

Нормативность - явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присушу любому социальному организму. Воз­никнув на определенном этапе развития человечества, норматив­ность приобретает всеобъемлющий характер, становится уни­версальным средством упорядочивания и развития мысли и поведе­ния людей. В ее основе - типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений. Нор­мативность означает упорядоченность в мышлении и общественной мысли, когда они подчиняются определенным правилам. Фиксируя сгустки человеческих знаний в определенных правилах(нормативах), человечество закрепляет достигнутые знания и опыт, постоянно наращивает их, вводит социальную жизнь в нормальные рамки.

2) Право выражает идеи справедливости и свободы.

Справедливость и свобода - извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество. Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека - его поведение , то справедливым будет такое поведение, кото­рое отвечает критериям справедливости в обществе. Эти критерии и соответственно оценки наиболее значимого поведения сначала складываются в сознании людей, а затем получают закрепление в законодательстве. В основе критериев справедливости должны быть общечеловеческие начала, выражающие суть идей справедливости и свободы. Такие критерии вполне определенно сформулированы теори­ей естественного права. Отношение к естественным правам челове­ка, их защита со стороны государства характеризует состояние справедливости в обществе, природу власти и государства. Из­вестный русский государствовед Тихомиров Л.А. говорил, что чем более какая- либо власть "чутка к естественному праву челове­ка, тем более она склонна охранять личные права в государстве".

Закрепляются естественные права человека и соответствую­щие им юридические обязанности в конституциях государств и важнейших законодательных актах. Для России знаменательна в этом отношении принятая Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г. "Декларация прав и свобод человека и гражда­нина", установившая в ст.1, что "права и свободы человека при­надлежат ему от рождения". Закрепленные в законодательстве об­щечеловеческие начала можно считать реальными только при нали­чии благоприятных экономических, политических, духовных и иных условий. Нормативные установки, не соответствующие идеям спра­ведливости и свободы, правом не являются, это бесправие и про­извол, хотя законодательно и оформленные.

3) Право имеет свой предмет отражения.

Это власть, государство, порядок в обществе. Именно эти общест­венные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, именно они способны обеспечить свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельностъ. Предметом своего отражения право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, эконо­мики, искусства и т.д.