Смекни!
smekni.com

Приватизация в Республике Беларусь (стр. 7 из 11)

Заключение контракта с частной фирмой на управление ГП не представляется необычным для развивающихся стран и для Китая до событии на площади Тяньаньмэнь Нередко оно является временным этапом, имеющим целью привлечь более заинтересованных и более квалифицированных менеджеров с тем, чтобы добиться некоторого улучшения в работе предприятия перед изменением его статуса. Этот подход ещё не нашёл применения в Восточной Европе

При управлении предприятием на основе контракта (называемого в Китае «системой контрактной ответственности») менеджер, работающий по контракту, обязуется обеспечить определенный уровень рентабельности за фиксированное вознаграждение, но он может получать значительную долю прибыли сверх установленного уровня.

Привлекательная в принципе и многообещающая при первом знакомстве «контрактная ответственность» в Китае вызывает лишь разочарование. Преуспевающим менеджерам приходилось бороться за получение принадлежавшей им по праву доли прибылей, обещанной в контрактах. Но принимается новый закон, имеющий обратную силу, согласно которому «чрезмерный заработок» изымается посредством налогов. Однако в большинстве случаев проблема состоит не в перевыполнении, а в недостаточности успеха. Менеджеры, работающие в Китае по контракту, жалуются на чрезмерное вмешательство государства и на недостаточную свободу действии, необходимую для работы с умирающими предприятиями. Многие контрактные предприятия даже терпят еще большие убытки вследствие неумелого управления менеджерами, отобранными на основе фаворитизма и кумовства. Государственные должностные лица тщетно пытаются разобраться, кому следует возмещать убытки, кто является должником у государства и как государство может покрыть потери, на что оно, согласно контракту, имеет полное право.

Делегирование на основе привилегии. Предоставление привилегии является еще одним методом приватизации. Согласно ему, государство наделяет частную организацию правом (нередко исключительным) продавать обществу услугу или продукцию Частная фирма обычно вносит государству определенную плату.

Существуют две формы привилегии Одна из них включает использование сфер общественной собственности (контроля) — эфир, космос, улицы, подземные территории и т.д. Например, теле радио, авиа, автобусные и таксомоторные компании и системы обслуживания (электричество, газ, вода, телефон) используют общественные владения в процессе осуществления своей коммерческой деятельности. Этот механизм часто называют концессией. Ярким примером может служить частная, оплачиваемая пошлинами автодорога, соединяющая Гонконг, Макао и Кантон (Гуанджоу) в Китайской Народной Республике.

Второй формой является лизинг, при котором материальная государственная собственность используется частным арендатором для вовлечения ее в коммерческое предприятие. Это весьма важное стратегическое направление приватизации в постсоциалистических странах.

В коммерческом и промышленном секторах лизинг начинался с небольших масштабов — в автотранспорте, рабочих столовых, магазинах розничной торговли и легкой промышленности. В Китае, который первым начал движение по этому пути, первоначальные успехи были весьма скромными. Но с течением времени, по мере вовлечения более крупных предприятий, основные недостатки лизинга всплыли на поверхность:

— прежде всего, все причины успехов и неудач, связанные с контрактным управлением, а также приведенные выше, могут быть в равной степени отнесены и к лизингу.

— во-вторых, арендатор заинтересован, в первую очередь, в экономии своих средств, сокращая расходы на содержание государственной собственности.

— в-третьих, трудности поиска формы осуществления долгосрочных капиталовложений.

Кто решает, например, какое оборудование следует приобрести в целях модернизации какой-либо установки в арендуемом у государства механическом цехе? Арендатор представляется наиболее компетентным в этом вопросе, и он должен принимать решение, но чей капитал будет для этого использован? Поскольку у арендатора нет долговременного интереса как владельца, его решение о покупке может оказаться менее оптимальным. Кто должен -заплатить за новое оборудование и им владеть? Как может арендатор купить и, следовательно, владеть, только частью оборудования целостной установки? Что случится, если наем прекращается? Частное владение с правами частной собственности лишено этих проблем. Тем не менее, лизинг и контракт могут оказаться весьма полезными промежуточными этапами на пути к полному частному владению.

Делегирование путем дотации. Передача полномочий может быть осуществлена с помощью выдачи дотаций. Вместо того, чтобы государственному органу самому осуществлять конкретный вид деятельности, он организует эту работу с помощью частной фирмы, обеспечивая се субсидией. Дотации отличаются от контрактов тем, что они обычно предъявляют лишь самые общие требования (обеспечить автобусные услуги, построить жилые дома,за которые можно было бы взимать квартплату ниже рыночных цен), в то время как в контрактах, как правило, конкретная услуга детально специфицируется.

Делегирование с помощью гарантий. Государственные органы могут делегировать свои полномочия путем выпуска ваучеров, дающих право их получателям на услугу, которая ранее предоставлялась государством. Ваучеры используются для обеспечения продуктами питания, жильем, образованием, медицинской помощью, детскими дошкольными учреждениями, пассажирским транспортом и т.д.; они увеличивают покупательную способность своих получателей, которые используют ваучеры для приобретения услуги на рынке. Вместо того. чтобы субсидировать производителей, как это делается при дотациях, гарантии субсидируют потребителей, имеющих на это право. Применение ваучеров для покупки акций приватизируемых предприятий рассматривается ниже.

Делегирование с помощью мандата (предписания). Пятой и завершающей формой приватизации путем делегирования полномочий является государственный мандат, предписывающий частной фирме обеспечить конкретную услугу за свой счет. Страхование на случай безработицы в Соединенных Штатах представляет собой пример такого мандата, прошедшего испытание временем; частные работодатели оплачивают данный вид страхования своих работников.

Следует отметить, что приватизация подразумевает определенную направленность действия, поэтому предписания, также как и дотации, гарантии, привилегии и контракты, могут считаться формой приватизации только в том случае, если это приводит к уменьшению, а не к возрастанию участия государства. Таким образом, если государственная система пенсионного обеспечения заменена мандатными индивидуальными пенсионными счетами, то это будет приватизация с помощью предписания (форма делегирования, используемая, например, в Чили). С другой стороны, если основанное на рыночном механизме здравоохранение заменено мандатным здравоохранением, обеспечиваемым работодателем, то это будет противоположностью приватизации, ибо оно приведет скорее к возрастанию, чем к сокращению роли государства.

Замещение

Помимо изменения статуса и делегирования, приватизация может осуществляться путем замещения, как это показано в табл. 2.1. В отличие от первых двух методов, требующих активных действий со стороны государства, замещение представляет собой своего рода пассивный процесс, в котором государственный сектор более или менее постепенно замещается частным сектором, так сказать, идет процесс отмирания государства по мере того, как рынок оказывается способным удовлетворять соответствующую потребность. Значение этого метода будет возрастать для постсоциалистических стран. Замещение происходит путем прекращения платежей, изъятия или дерегулирования.

Замещение путем прекращения платежей. Когда общество обнаруживает, что государственное обеспечение услуги неадекватно, а частный сектор осознает спрос и вступает в процесс его удовлетворения, то создаются условия для замещения путем прекращения платежей. Постепенно общество начинает обращаться к частному сектору за товарами или услугой; если с течением времени частная деятельность возрастает, а государственная продолжает игнорироваться или по крайней мере не возрастает в абсолютных показателях, тогда частный сектор играет все большую роль, а роль государства сокращается.

Предприниматели ощущают рыночный спрос и заполняют вакуум. По мере того, как все большее число потребителей полагается на частный сектор н находятся рыночные ниши, обслуживаемые частным сектором, общественный сектор теряет своих патронов и со временем исчезает. Появление «черных рынков» в социалистических странах представляет собой пример этого общего явления; и частные торговцы в странах Восточной Европы поставляют многие потребительские товары, которых нет в государственных магазинах.

Типичным примером является рост частных перевозок там, где государственные системы наземного транспорта признаются обществом неадекватными. Частные такси, автофургоны, обслуживающие конкретные местности, миниавтобусы и другие неофициальные или не соответствующие техническим требованиям транспортные услуги появились во многих городах по всему миру, включая Восточную Европу.

Связанные с этим феноменом явления становятся очевидными по мере того, как частные фирмы начинают удовлетворять потребности инфраструктуры, которые игнорировались государственными органами. Так, мы начинаем замечать частный сектор в финансировании, строительстве, владении и эксплуатации дорог, мостов, тюрем и очистных сооружений или, например, в «туннелем под Английским каналом.