Смекни!
smekni.com

Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право (стр. 2 из 4)

4. Обязательственное право

Обязательства, имеющие юридический характер, т. е. урегулированные правом и, следо­вательно, связанные с возможным принуждением обязанного лица к совершению определенных действий или воздержа­нию от них, возникают из:

- договоров, заключенных между сторонами;

- правонарушений — деликтов, — в результате которых определенное лицо или лица понесли материальный или иной ущерб.

Афинское право хорошо различало оба эти обстоятельства.

Договорные отношения получили в Афинах широкое раз­витие. Источники указывают на многочисленные сделки с землей и прочим имуществом, на весьма развитые аренд­ные отношения, на существование договоров займа, найма недвижимости и рабов и т. п. Основная масса договоров заключалась в письменной форме. Никаких особых формальностей (заисключением некоторых особых случаев) не тре­бовалось. Одно это свидетельствует о настолько развитых имущественных отношениях, что под их влиянием право су­мело освободиться от всякого рода стеснительных условий, характерных для его начальной стадии (вроде клятв, обяза­тельного присутствия свидетелей, совершения религиозных обрядов и прочего, без чего сделки считались недействительны­ми). Со времени Солона ушла в прошлое долговая кабала, последнее архаическое средство, с помощью которого стре­мились обеспечить прочность договора и гарантировать арен­додателю и ростовщику выполнение обязательств их контр­агентами. Право послесолоновское знает иные средства обес­печения обязательств и среди них главным образом:

- за­лог;

- задаток;

- поручительство.

Залогбыл обычным средством обеспечения кредитора за взятые у него в заем деньги.

Предметом залога служили как движимые, так и недви­жимые вещи должника. Первые, т. е. всякого рода ценности, в том числе одежда и утварь должника, переходили, как правило, на хранение к кредитору, и последний должен был возвратить их при уплате долга. При неуплате долга креди­тор имел право продажи заложенных вещей и присвоения той части вырученных денег, которая ему следовала.

Гораздо большее значение в экономической и социальной жизни Афин имел залог недвижимостей, одной из наиболее применяемых форм которого была так называемая ипотека. Возникновение ипотеки относится еще к досолоновскому периоду. Солон не только сохранил ее, но и упрочил, превра­тил в основную форму обеспечения займа.Сущность ипотеки: состояла в том, что должник закладывал кредитору свою землю, но с тем условием, что до момента уплаты долга (как он определен договором) земляэтаостается во владении должникаи последний сохранят возмож­ность работать на ней и извлекать в свою пользу приноси­мый ею доход. Однако, если в указанный в договоре срок, долг не был уплачен, заложенная земля переходила в соб­ственность кредитора. На заложенной земле ставился закладной камень, на котором писалось, что данный участок заложен такому-то за такую-то сумму.

Задаток,уплачиваемый, как правило, при заключении соглашения и засчитываемый в общую сумму предстоящих платежей, имел своим назначением гарантировать обе всту­пившие в соглашение стороны от возможного нарушения до­говора. В последнем случае давший задаток терял его, а взяв­ший задаток должен был возвратить его в двойном размере. Если же должник не мог предоставить соответствующего обеспечения хотя бы потому, что принадлежавшая ему земля была уже заложена кредиторам, а срок платежей наступал, и он, нуждаясь в деньгах, прибегал к новому займу, креди­тор (прежний или новый) мот поставить условием займа поручительство третьих лиц. Эти лица, как правило, друзья или родственники должника, должны были поручить­ся собственным имуществом за своевременный взнос денег, взятых взаймы лицом, за которое они поручились.

5. Семейное

и наследственное право

По меткому выраже­нию Энгельса, жена была для афинянина, помимо деторож­дения, не более чем старшей служанкой.

Афинская женщина не имела ни политических, ни граж­данских прав. Ее уделом было домашнее хозяйство, и стены-дома ограничивали доступный ей мир. Афиняне хвалились тем, что их жены выходят на улицу только по большим праздникам (направляясь в храм), или, что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого посторон­него, в том числе и своих родственников.

Женщина была лишена права совершать от своего имени юридические акты, в том числе и такие, как заключение брачного договора. Это было делом ее отца, а при отсутст­вии отца — старшего брата. Законным представителем инте­ресов замужней женщины был ее муж. Он же должен был подыскать своей разведенной жене нового мужа.

Сам развод был для мужа сравнительно легко осущест­вим: достаточно было призвать свидетелей и дать «разводную» жене. Если причиной развода не было предосудительное поведение жены, муж должен был возвратить ей при­даное.

Приданое было в принципе не обязательным для отца не­весты, но если ее выдавал замуж брат, он должен был дать за ней некоторую часть имущества семьи. Так же поступал и муж, отправляясь на войну: в своем завещании он обычно указывал, какое приданое дается им для жены, если он не останется в живых.

Пережитков старых, до государственных обычаев был в Афинах обычай заключения браков между кровными род­ственниками. Бракмежду дядей и племянницей был обыкно­венным явлением. Историк Непот сообщает, например, об афинском политическом деятеле Кимсше, что он «был женат на своей единокровной сестре... Он вступил в этот брак, скорее подчиняясь обычаю, чем любви, ибо у афинян разре­шается брать в жены сестру, если она происходит от того же отца, но от другой матери».

Закон требовал от жены строгого целомудрия. В против­ном случае мужу разрешалось изгнать ее из дому, и в своей последующей жизни она не могла ни украшаться, ни входить в храм, чтобы, как говорили, не совращать других. При нарушении женщиной этого запрета первый встречный был обязан разорвать на ней платье, снять с нее украшения и из­бить ее.

Для мужа не считалось чем-то необыкновенным иметь любовниц и не только рабынь, но и гетер. В богатых домах содержались настоящие гаремы.

Убийство и продажа детей, разрешавшиеся законом в досолоновские времена, были запрещены, но зато отец получил право лишать своих детей наследства. В условиях развитого классового общества, покоящегося на правечастной соб­ственности, эта новая мера воздействия была едва ли менее эффективной, чем прежние. Основанием для лишения сына наследства могло служить любое проявление непочтительности к отцу; под этим понималось и нарушение отцовской воли. Точно так же мог быть лишен наследства сын — расто­читель отцовского имущества или сын, совершивший небла­говидный поступок.

При отсутствии каких-либо поводов для лишения сына его наследственной доли завещатель был вправе резко огра­ничить ту часть имущества, которую он оставлял сыну. О свободе завещателя распорядиться своим имуществом го­ворит, например, завещание афинского стратега Кокона. «Из приблизительно 57 тысяч золотых рублей он оставил сыну только 25 тысяч, столько же отдавал храмам Афины и Апол­лона, еще 2,5 тысячи завещал племяннику, управлявшему его имуществом, и 4,5 тысячи — брату»1.

Всем этим отец имел возможность прочно держать сыновей в своей власти. При наличии сыновей дочь по афинскому праву наследницей не явля­лась. Если не было завещания, наследственная масса рас­пределялась поровну между сыновьями. При этом, как уже говорилось, братья должны были выделить известную часть имущества на приданое сестрам.

Если не было сыновей, ближайшими наследниками ста­новились дочери. При этом завещатель поступал по обыкно­вению так: он указывал в завещании лицо, которому следо­вало передать имущество, при условии, что это лицо женит­ся на дочери-наследнице; если было несколько дочерей, ставилось еще и дополнительное условие: он должен был вы­дать их всех замуж, дав каждой приданое, указанное в за­вещании.

Когда оставалась дочь-наследница, а завещания не было, государство само в лице архонта брало на себя обязанно­сти опекуна. При этом право обязывало наследницу выйти замуж за ближайшего родственника, а если их было несколь­ко и все они добивались ее руки, архонт должен был отдать предпочтение старшему. Всем этим имелось в виду сохра­нить имущество в пределах того же рода.

Если не было детей вообще и завещатель не успел распорядиться своим имуществом, оно передавалось (по закону) братьям и племянникам умершего, а если и их не было, — дядям, двоюродным братьям и их сы­новьям.

6. Уголовное право

Афинское правосознание долго и упорно сохраняло пережитки первобытнообщинных воззре­ний на преступление и наказание. Следы кровной ме­сти пережиточно сохранились в праве мужа убить застиг­нутого им на месте преступления любовника жены, в праве гражданина учинить самосуд над самовольно вернувшимся: из добровольного изгнания убийцей; кровная месть была обя­занностью родственников в случае убийства (законы Дракон-та) и т.п. Пережитки прошлой эпохи легко усматриваются и в праве мужа примириться с соблазнителем своей жены, на условиях уплаты последним штрафа, такая же сделка была возможна между убийцей и родственниками убитого. В слу­чае примирения ни потерпевший, ни его родственники не должны были возбуждать против виновных судебные иски, и так как дела об убийстве или прелюбодеянии возбуждались не иначе, как по заявлению частных лиц, виновные в этих преступлениях освобождались от наказания. К делам частно­го обвинения афинское право относило почти все те преступ­ления, которые касались причинения вреда личности или имуществу потерпевшего, например, ранения, увечья, оскорб­ления, кражи и прочего.