Смекни!
smekni.com

Проблема самофинансирования в промышленных странах (стр. 2 из 3)

Основными источниками мобилизации капиталов в действующих корпорациях являются амортизация и нераспределенная прибыль. Доля собственных источников в финансировании капитальных вложений колеблется в зависимости от фазы цикла. В условиях отсутствия кризисного спада производства его расширение обеспечивается на 60-70% собственными средствами и на 30-40% – кредитами банков. Соотношение источников финансирования зависит и от отрасли промышленности. Для таких отраслей, как машиностроение, приборостроение, электроника, характерен наиболее высокий удельный вес самофинансирования.

В условиях экономического подъема доля самофинансирования снижается до 50-60%, а удельный вес кредита растет (до 40-50%).

В условиях кризиса и депрессии доля кредита снижается и увеличивается удельный вес самофинансирования.

Среди собственных средств основная доля приходится в развитых зарубежных странах на амортизацию. Например, в США в отдельные годы амортизация в качестве финансового источника использовалась от 81% до 89%, соответственно нераспределенная прибыль – от 11 до 19%.

Использование финансовых ресурсов осуществляется корпорациями по многим направлениям, главными из которых являются:

· платежи органам финансово-кредитной системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. К ним относятся налоговые платежи в бюджет, уплата процентов за кредит, страховые платежи, выплата дивидендов по акциям;

· инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии и т.д.;

· инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;

· образование резервных, страховых фондов;

· использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Основным налогом, уплачиваемым корпорациями, является налог на прибыль корпораций. Вследствие значительного расширения налоговых льгот для монополистических объединений удельный вес этого налога в государственных бюджетах развитых зарубежных стран резко сократился. Так, в США накануне второй мировой войны поступления по данному налогу составляли почти половину всех налоговых доходов федерального бюджета, в 1960 г. – 24%, в 1980 г. – 13%, в 1986 г. – 8,4% , в 1992 г. – 8,7%. Это объясняется тенденцией к снижению законодательных ставок налогообложения, а также использованием компаниями ускоренной амортизации оборудования согласно законодательно установленным ускоренным нормам амортизационных списаний.

Ставки налога на прибыль корпораций по отдельным странам отличаются незначительно и колеблются: так в Канаде ставка – 28%, США – 34% (до реформы 1986 г. – 46%, в 1987 г. – 40%), Австрия – 30% (до недавнего времени была 34%), Испания – 35%, Италия – 36%, Германия – 50% (до 1990 г. была 56%), если прибыль не распределяется и на распределяемую в виде дивидендов прибыль – 36%, Франция – 34%, Великобритания – 33%, Швеция – 28% (до 1991 г. —52%).

При определении облагаемой прибыли из валового дохода вычитаются помимо обычных затрат, как правило, представительские расходы, расходы развлекательного характера на сотрудников компании, расходы на юридическую консультацию по вопросам финансов компании, убытки коммерческого и некоммерческого характера, все или почти все затраты на научно-исследовательские работы.

Ставки местных налогов на прибыль корпораций невысоки, а их доля в доходах местных бюджетах незначительна, так, например:

· США – налог на прибыль корпораций взимается в 45 штатах, ставки колеблются в пределах от 2,35% в Мичигане до 11,5% в Коннектикуте;

· Италия – 16,2%;

· Япония – 4,7-6% (рассчитывается от суммы общенационального налога).

Данные налоги взимаются независимо от размеров прибыли корпораций. Однако местные налоги включаются корпорациями в издержки производства.

Что касается субсидий из государственного бюджета, то они предоставляются корпорациям, как правило, на цели санирования. Во многих развитых странах специальные правительственные организации покрывают убытки корпораций. В отдельных странах правительства широко применяют субсидирование корпораций на цели капиталовложений. Например, в Великобритании законом о развитии промышленности 1966 г. были установлены в так называемых районах развития (т.е. в слабо развитых в экономическом отношении) субсидии на капиталовложения в машины и оборудование в размере 40%, а на возведение зданий и сооружений – в 35% их стоимости.

3. Самофинансирование как источник финансирования малого и среднего бизнеса в развитых странах

Законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. В основе экономической политики большинства развитых стран лежит постулат о необходимости создания в равной степени благоприятной макроэкономической среды для предприятий любого размерного уклада. Несмотря на это в области налогообложения малые и средние предприятия фактически выделены в отдельную группу. Такой подход объясняется как соображениями экономической справедливости – необходимость компенсации объективно меньших возможностей самофинансирования данной категории предприятий, – так и административными соображениями.

Основными источниками самофинансирования предприятий малого бизнеса в развитых странах является прибыль и амортизация. Специфика малого бизнеса (социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора.

В первую очередь налогообложение малого бизнеса в развитых странах направлено на увеличение его самофинансирования. Самая крупная группа налоговых льгот, затрагивающая деятельность сектора малого предпринимательства и присутствующая в налоговых системах почти всех развитых стран, связана с налогообложением прибыли.

Льготы по налогу на доходы корпорации обычно делят на прямые и косвенные. Самой популярной и широко применяемой в странах Евросоюза и США косвенной льготой во второй половине XX в. была возможность применения ускоренной амортизации. Однако в ходе налоговых реформ последних лет льготный порядок амортизации в западных странах был ужесточен и в настоящее время существует в основном в отношении отдельных видов оборудования, применяемого в приоритетных отраслях, а также оборудования, используемого компаниями для НИОКР. Для остальных активов большинством государств применяется комбинированный метод, когда в первые годы оборудование амортизируется по методу убывающего остатка, затем – линейно.

На сегодняшний день наиболее значительные льготы в части применения ускоренной амортизации существуют в Великобритании. Английским компаниям разрешено списывать полную стоимость технически передового оборудования в первый год его функционирования. Для малых предприятий, стимулирование развития которых было заявлено лейбористским Правительством в 1997 г. в качестве одного из приоритетных направлений экономической политики, норма амортизации на приобретение любых видов машин и оборудования была увеличена до 50% в первый же год эксплуатации, по долгосрочным активам норма амортизации увеличилась в два раза – до 12%. Однако действие этих скидок носило временный характер и было ограничено одним годом.

Во Франции для малых предприятий стопроцентное списание стоимости в первый же год использования допускается в отношении компьютеров; для других видов перспективного оборудования допускается списание до 50% стоимости.

В Германии в первый год может быть списано до 40% стоимости приобретенного оборудования, приборов и другого движимого имущества для целей НИОКР.

Таким образом, произошедшее в процессе налогового реформирования западных стран ужесточение амортизационной политики затронуло в первую очередь крупные корпорации, осуществляющие масштабные инвестиционные проекты, причем в той части инвестиций, которые не связаны с финансированием высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Малый бизнес, большая часть инвестиций которого приходится на офисное оборудование, от пересмотра амортизационной политики пострадал гораздо меньше.

Одной из наиболее существенных прямых льгот для малого бизнеса является снижение ставки по налогу на прибыль. Специфика этой льготы в том, что случаи, когда уменьшение ставки прямо объявляется налоговой льготой, достаточно редки. Обычно более низкие ставки налога на прибыль вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики тех или иных стран как бы за рамками установления налоговых льгот.

Так, в США на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой корпорационного налога в 34% при налогооблагаемом доходе свыше 75 000 долл., для более мелких корпораций используются две более низкие ставки – в 15% при доходе до 50 000 долл. и 25% при доходе до 75 000 долл. (до начала реформы 1986 года таких ставок было четыре).

Причем, в том случае, если объем продаж на малых предприятиях не превышает 200000 долл., для них установлены дополнительные вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на доходы (2000 г. – 20000 долл., 2001–2002 гг. – 24000 долл., а с 2003 г. – 25000 долл.).

Применение более низкой ставки корпорационного налога для малых предприятий широко распространено во многих промышленно развитых государствах, при этом межстрановые различия достаточно велики. Так, если в США наименьшая ставка составляет 15%, а наивысшая – 34%, то во Франции такой резкой прогрессивности нет: ставка для малых предприятий – 33,3%, для крупных и средних корпораций – 36%; в Канаде и Великобритании для малого бизнеса используются ставки 22% и 20% соответственно против стандартных ставок 43% и 30%. В России в настоящее время действует единая ставка по налогу на прибыль для всех видов организаций – 24%.